Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.
Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский
государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого»
на тему:
«Формирование навыков общения у детей
старшего
дошкольного возраста
в процессе проведения
игровых тренинговых
занятий»
Поверина Ирина Вячеславна
Научный руководитель:
Забиняк
Николай Брониславович
Тула, 2011
Содержание
Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ
результатов проведенной
Заключение
Список литературы
Введение
У
детей старшего дошкольного возраста
происходит становление процесса общения,
формирование навыков взаимодействия
и культуры поведения. К этому
времени ребенок уже многого
достиг в семейно-родственных
Однако навыки общения
Проблема формирования навыков общения является одной из первоочередных для детей старшего дошкольного возраста, так как им свойственно частое проявление агрессивных действий по отношению к сверстникам, несформированность навыков культуры поведения, стремление доминировать, неадекватная оценка своих возможностей, несформированность навыков социальной перцепции.
Этой проблемой занимаются такие психологи и педагоги как Л.И.Божович, Р.В.Овчарова, Р.С.Немов, В.С.Мухина они считают, что ребенок в младшем школьном возрасте открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений, у него происходит становление процесса общения, формирование навыков взаимодействия и культуры поведения.
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Проблемой формирования навыков общения в старшем дошкольном возрасте А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.Н. Леонтьев. По мнению этих авторов существует много форм развития навыков общения и игровой тренинг стоит среди них на первом месте. Так как игровой тренинг позволяет ребёнку моделировать жизненные ситуации, проигрывать различные варианты поведения в процессе конфликта и помогает эмоционально отстранённо взглянуть на негативную ситуацию общения.
Р.В. Овчарова разработала игровые приемы /тренинги/, которые являются одной из форм работы с детьми. Она основана на длительном подходе и использует тренинг в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность (игровой тренинг) - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
В игровом тренинге, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Д. Б. Эльконин в ходе исследования игровой деятельности установил, что игра влияет на формирование навыков общения у старших дошкольников. В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения – оно становится произвольным, играя, ребёнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребёнка.
Объект: процесс общения у старших дошкольников.
Предмет: процесс формирования навыков общения в процессе игровых тренингов.
Цель:
подобрать и апробировать игровые тренинги,
направленные на
формирование навыков общения у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы:
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Изучение
проблемы соотношения личности и
общения в отечественной
Общеизвестно, что общение – это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни. Универсальность общения обнаруживается как при взаимодействии «человек – человек». Так и в ситуациях, когда человек находится наедине с самим собой.
Подход к личности как интегральной индивидуальности позволяет рассматривать любую из её составляющих в качестве детерминанты изменения самых различных сторон, характеристик, уровней, видов и качества общения. Если в исследованиях взаимодействия личности и общения происходит отход от данного принципа, то неизбежно формируется «коллекционерский» взгляд на личностные причины затруднений в общении.
От исследования к исследованию расширяется список личностных характеристик, приводящих к затруднениям.[9]
Было выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах.
Непременным условием диалогического типа общения становится принцип взаимности: личностное отношение, открытое обращение, глубокое и разностороннее понимание обоих партнёров. Если придерживаться этой модели оптимального общения, то затруднённое общение будет, если один из партнёров не обладает когнитивной сложностью в отражении других людей, объективен в отношении к другому, неискренен.
Таким образом, созданные в социальной психологии модели оптимального общения не являются в полной мере пригодными для сравнения с наличным общением и тем более не могут служить объективными критериями отсутствия или присутствия затруднённого общения.[22]
По
данным А. С. Кочарян, такая характеристика
личности, как когнитивная сложность
– когнитивная простота, влияет
на поведение в эмоционально-
В отечественной психологии также сложилось мнение, что социально - перцептивная компетентность, социальный интеллект связаны с решением определённого класса задач в сфере общения. Так, социальная проницаемость раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, способностей прогнозировать поведение партнёров. Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию.
В
процессе общения наблюдается
Учитывая специфику взаимосвязи личности и общения, важно подчеркнуть влияние выделенных личностных характеристик субъекта общения на степень осознания себя и другого в качестве трудных партнёров взаимодействия, на изменение представлений о себе и другом. [24]
Ситуация затруднённого взаимодействия – это ситуация, в которой один или оба партнёра являются субъектами затруднённого общения, один или оба партнёра с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнёра испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, приводящее к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности. К таким ситуациям в первую очередь относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления».
Субъект общения – это индивид, наделённый свойством субъектности (то есть всеми характеристиками субъекта), проявляющимися прежде всего в преобразовательной активности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми (иными словами, в установлении определённых отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка субъекта общения может быть конкретизирована в соответствии с различными точками зрения на психологическое содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов общения.
Наибольшее внимание отношениям как форме выражения субъективности индивида уделено в работах В. Н. Мясищева и его последователей. Разработанная В. Н. Мясищевым концепция отношений содержит понимание субъекта общения как субъекта отношений, которые лично пережиты, субъективно значимы и оставляют глубокий эмоциональный след.
Субъектность представлена в спектре личных отношений, перешедших в свойства личности и черты характера, в её установки, мотивы, ценностные ориентации. Иными словами, система отношений личности как её субъективное свойство и главное качество субъектности является фундаментальной детерминантой направленности, качества и силы преобразовательной активности субъекта общения.