Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.
Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы
8. | Леша Б. | Определяет
эмоциональное состояние |
Использует невербальные средства общения | умеет настроиться на ситуацию общения |
Данный диагностический тест «Я и мои эмоции» позволил определить, изменилось ли умение определять эмоциональное состояние собеседника, умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения и умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.
По
результатам диагностирования было
выявлено, что 3 ребенка умеют определять
эмоциональное состояние
Модификация теста «Розенцвейга».
Таблица 6
№ | Имя ребенка | Критерии и показатели | |
Наличие
навыков социального | |||
Готовность к сотрудничеству в деятельности | Умение разрешать конфликтную ситуацию | ||
1. | Настя Б. | Конфликтна, к сотрудничеству не готова | В некоторых ситуациях понимает свою вину и идет на уступки |
2. | Дима Д. | К сотрудничеству не всегда готов, выше ставит свои интересы | Разрешать конфликтные ситуации не умеет |
3. | Полина Г. | Готова к сотрудничеству | Умеет настраиваться на ситуацию, на конфликт не идет |
4. | Марина З. | Всегда готова к сотрудничеству | В большинстве конфликтных ситуаций старается их разрешить |
5. | Таня Л. | Не готова к сотрудничеству, конфликтна | Когда дело касается ее, как личности, идет на конфликт |
6. | Саша Л. | К сотрудничеству готов | В большинстве конфликтных ситуаций старается их разрешить |
7. | Толя Ч. | К сотрудничеству в деятельности готов не всегда, ставит себя выше других | В большинстве конфликтных ситуаций старается их разрешать |
8. | Леша Б. | Готов к сотрудничеству в деятельности | Легко разрешает конфликтные ситуации, идет на компромисс |
Данный
диагностический тест «Розенцвейга»
позволил определить изменился ли уровень
навыков социального
По результатам диагностирования было выявлено, что 4 ребенка готовы к сотрудничеству в деятельности, 2 ребенка к сотрудничеству не всегда готовы, так как ставят себя выше других, 2 ребенка не готовы к сотрудничеству в деятельности из-за своей конфликтности. 2 ребенка умеют разрешать конфликтную ситуацию, 3 ребенка в большинстве конфликтных ситуаций стараются их разрешить, 1 ребенок идет на конфликт, когда дело касается ее как личности, 1 ребенок идет в конфликтных ситуациях на уступки, когда понимает свою вину и 1 ребенок не умеет разрешать конфликтную ситуацию.
Проведенное диагностирование позволило отнести детей к разным уровням сформированности навыков общения.
К высокому уровню сформированности навыков общения можно отнести Марину З. и Алёшу Б., так как они умеют грамотно и чётко формулировать свою мысль, в своей речи используют выразительные средства языка, определяют положительные и отрицательные эмоции собеседника по мимике и вербальным, и невербальным способам передачи информации, всегда готовы к сотрудничеству в совместной деятельности, умеют разрешать конфликтные ситуации, не используя ругательных и грубых слов, не агрессивны по отношению к партнёру по общению.
К среднему уровню сформированности навыков общения можно отнести Диму Д., Полину Г., Таню Л., Сашу Л. И Толю Ч., так как они могут выразить свою мысль при помощи учителя, в своей речи пользуются только некоторыми средствами выразительности, распознают только элементарные эмоции, в совместной деятельности не принимают нормы и правила поведения в процессе общения, не всегда самостоятельно умеют разрешить конфликтную ситуацию.
К низкому уровню сформированности навыков общения относятся Настя Б., так как она не умеет грамотно и чётко формулировать свою мысль, при ответе ей всегда помогает учитель, с большим трудом настраивается на ситуацию общения, конфликтна, к сотрудничеству не готова.
По
результатам опытно-
Если на констатирующем эксперименте к высокому уровню относились 2 человека, к среднему – 4 человека, к низкому – 2 человека, то на контрольном – к высокому уровню относятся 2 человека, к среднему – 5 человек, к низкому – 1 человек.
Уровень сформированности навыков общения повысился у Димы Д. Он стал использовать некоторые средства выразительности, понимать эмоции, которые возникают при общении. Настя Б. осталась на низком уровне, но из предложенных 9 эмоций она стала распознавать не 2, а 4, это: радость, грусть, удивление и обида. Полина Г., Таня Л., Саша Л., остались на том же уровне, но при самостоятельном ответе пытаются выстраивать свои мысли в логическую цепочку, стали понимать эмоции, которые возникают при общении и в большинстве сложившихся конфликтных ситуациях стараются их разрешить.
Полученные
в ходе опытно-экспериментальной
работы результаты были достигнуты за
счёт включения в социально-
Отношения с детьми строились на основе сотрудничества, равенства и доброжелательности. В работе использовались наглядные средства: рисунки детей, атрибуты для игр и театрализованной деятельности, которые содействовали достижению поставленной деятельности.
В ходе работы возникли трудности с дисциплиной, но благоприятная обстановка и заинтересованность детей в работе позволили успешно справиться с этой проблемой.
Проведенная
опытно-экспериментальная
Заключение
Проблема формирования навыков общения у старших дошкольников возраста является достаточно актуальной, так как личность этих детей характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Только через общение формируются навыки взаимодействия и культуры поведения, а так же устанавливаются взаимоотношения со сверстниками, формируется умение устанавливать дружеские отношения. Поэтому общение является одним из важных факторов общего психического развития ребёнка.
В научной литературе проблемой развития общения в младшем школьном возрасте занимались В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, А.В.Мудрик, Р.С.Немов, Л.И.Божович. Данные исследователи предложили критерии и показатели, а также модель уровней сформированности навыков общения.
Опытно-
Выявить уровень сформированности навыков общения позволили такие методики, как диагностический тест «Модификация Розенцвейга», « Я и мои эмоции» и диагностический метод наблюдения.
По
результатам констатирующего
На формирующем этапе основным средством формирования навыков общения была выбрана игра.
Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в игре складываются отношения между детьми, проявляются и формируются их чувства, дети влияют друг на друга, приобретают жизненные привычки. В игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются первые навыки общественной жизни.
На этом этапе социально-педагогическая деятельность по формированию навыков общения проводилась поэтапно: I -подготовительный, II - основной, III - заключительный.
На подготовительном этапе происходило накопление материала по формированию навыков общения. За основу была взята программа Р.В.Овчаровой, состоящая из 5 занятий, которые включают в себя разнообразные игры, направленные на формирование навыков общения.
На основном этапе были проведены серии игр. В данной серии игр были использованы специальные приёмы, способствующие сплочению коллектива и улучшению психологического климата в группе детей.
Программа была разделена на 5 занятий, каждое из которых состояло из 2 частей: вводной и основной.
На закрепляющем этапе была проведена игра-драматизация «Теремок».
Игровая деятельность, проведённая совместно с детьми способствовала формированию навыков общения и созданию благоприятной атмосфере в данной группе детей.
Был проведён контрольный эксперимент, который позволил выявить положительную динамику в решении проблем по формированию навыков общения. Были использованы следующие методики: диагностический тест «Модификация Розенцвейга», диагностический тест «Я и мои эмоции» и диагностический метод наблюдения.
По
результатам контрольного эксперимента
было выявлено, что к высокому уровню сформированности
навыков общения относятся 2 ребёнка, к
среднему – 5 детей, к низкому – 1 ребёнка.
Многие из детей, хотя и остались на том
же уровне, зато улучшили свои показатели.
Список литературы
3. Бодалев, А.А. Психология общения.- М.; Воронеж, 1996.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12.
5. Дубровина, И.В. Психология. – М.: Академия, 2001.
6. Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ М., 2000.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М., 1997 г.
8. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. – М. , 1996.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002 .
10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2000.
11. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М., 2005.
12. Лагунская, В. А. Психология затрудненного общения. – М. , 2001.
13. Леонтьев А.Н. / Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.
14. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.
15. Методика
и технология работы
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2002.
17. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.
18. Овчарова,
Р. В. Справочная книга
19. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2001.