Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

       
8. Леша Б. Определяет  эмоциональное состояние собеседника Использует  невербальные средства общения умеет настроиться  на ситуацию общения

       Данный  диагностический тест «Я и мои  эмоции» позволил определить, изменилось ли умение определять эмоциональное  состояние собеседника, умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения и умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.

      По  результатам диагностирования было выявлено, что 3 ребенка умеют определять эмоциональное состояние собеседника, 3 ребенка не во всех случаях могут понять эмоциональное состояние собеседника, 1 ребенок затрудняется в определении эмоционального состояния и 1 ребенок стал распознавать на две эмоции больше, чем на констатирующем этапе. 3 ребенка используют невербальные средства общения, 3 ребенка стараются в конкретной ситуации использовать невербальные средства общения, 1 ребенок с трудом использует невербальные средства общения и 1 ребенок использует только некоторые невербальные средства общения. 2 ребенка умеют эмоционально настраиваться на ситуацию общения, 2 ребенка понимают эмоции, которые возникают при общении, 2 ребенка стремятся настраиваться эмоционально на ситуацию общения, 1 ребенок с трудом настраивается на ситуацию общения и 1 ребенок не умеет этого делать.

Модификация теста «Розенцвейга».

Таблица 6

Имя ребенка Критерии  и показатели
Наличие навыков социального взаимодействия
Готовность  к сотрудничеству в деятельности Умение разрешать  конфликтную ситуацию
1. Настя Б. Конфликтна, к  сотрудничеству не готова В некоторых  ситуациях понимает свою вину и идет на уступки
2. Дима Д. К сотрудничеству не всегда готов, выше ставит свои интересы Разрешать конфликтные  ситуации не умеет
3. Полина Г. Готова к  сотрудничеству Умеет настраиваться  на ситуацию, на конфликт не идет
4. Марина З. Всегда готова к сотрудничеству В большинстве  конфликтных ситуаций старается  их разрешить
5. Таня Л. Не готова к  сотрудничеству, конфликтна Когда дело касается ее, как личности, идет на конфликт
6. Саша Л. К сотрудничеству готов В большинстве  конфликтных ситуаций старается  их разрешить
7. Толя Ч. К сотрудничеству в деятельности готов не всегда, ставит себя выше других В большинстве  конфликтных ситуаций старается  их разрешать
8. Леша Б. Готов к сотрудничеству в деятельности Легко разрешает  конфликтные ситуации, идет на компромисс

       Данный  диагностический тест «Розенцвейга»  позволил определить изменился ли уровень  навыков социального взаимодействия, это: готовность к сотрудничеству в  деятельности и умение разрешать  конфликтную ситуацию.

        По результатам диагностирования было выявлено, что 4 ребенка готовы к сотрудничеству в деятельности, 2 ребенка к сотрудничеству не всегда готовы, так как ставят себя выше других, 2 ребенка не готовы к сотрудничеству в деятельности из-за своей конфликтности. 2 ребенка умеют разрешать конфликтную ситуацию, 3 ребенка в большинстве конфликтных ситуаций стараются их разрешить, 1 ребенок идет на конфликт, когда дело касается ее как личности, 1 ребенок идет в конфликтных ситуациях на уступки, когда понимает свою вину и 1 ребенок не умеет разрешать конфликтную ситуацию.

       Проведенное диагностирование позволило отнести  детей к разным уровням сформированности навыков общения.

        К высокому уровню сформированности навыков общения можно отнести Марину З. и Алёшу Б., так как они умеют грамотно и чётко формулировать свою мысль, в своей речи используют выразительные средства языка, определяют положительные и отрицательные эмоции собеседника по мимике и вербальным, и невербальным способам передачи информации, всегда готовы к сотрудничеству в совместной деятельности, умеют разрешать конфликтные ситуации, не используя ругательных и грубых слов, не агрессивны по отношению к партнёру по общению.

       К среднему уровню сформированности навыков  общения можно отнести Диму Д., Полину Г., Таню Л., Сашу Л. И Толю Ч., так  как они могут выразить свою мысль  при помощи учителя, в своей речи пользуются только некоторыми средствами выразительности, распознают только элементарные эмоции, в совместной деятельности не принимают нормы и правила поведения в процессе общения, не всегда самостоятельно умеют разрешить конфликтную ситуацию.

       К низкому уровню сформированности навыков  общения относятся  Настя Б., так  как она не умеет грамотно и чётко формулировать свою мысль, при ответе ей всегда помогает учитель, с большим трудом настраивается на ситуацию общения, конфликтна, к сотрудничеству не готова.

       По  результатам опытно-экспериментальной  работы можно сделать сравнительный анализ: констатирующего и контрольного экспериментов.

       Если  на констатирующем эксперименте к высокому уровню относились 2 человека, к среднему – 4 человека, к низкому – 2 человека, то на контрольном – к высокому уровню относятся 2 человека, к среднему – 5 человек, к низкому – 1 человек.

       Уровень сформированности навыков общения  повысился у Димы Д. Он стал использовать некоторые средства выразительности, понимать эмоции, которые возникают  при общении. Настя Б. осталась на низком уровне, но из предложенных 9 эмоций она стала распознавать не 2, а 4, это: радость, грусть, удивление и обида. Полина Г., Таня Л., Саша Л., остались на том же уровне, но при самостоятельном ответе пытаются выстраивать свои мысли в логическую цепочку, стали понимать эмоции, которые возникают при общении и в большинстве сложившихся конфликтных ситуациях стараются их разрешить.

       Полученные  в ходе опытно-экспериментальной  работы результаты были достигнуты за счёт включения в социально-педагогическую деятельность по формированию навыков общения различных форм работы: организация игр, театрализованная деятельность, совместная творческая деятельность детей и социального педагога и координирование совместной работы других специалистов в данном направлении. Дети были включены в различные виды деятельности: досуговую, трудовую, игровую, соответствующие интересам младших школьников, их возрастным особенностям и интеллектуальным способностям. Социально-педагогическая деятельность по формированию навыков общения включала в себя различные формы организации работы: групповую, подгрупповую и индивидуальную. Организованная игровая деятельность была наиболее эффективной в формировании навыков общения у социально-педагогически запущенных детей младшего школьного возраста.

       Отношения с детьми строились на основе сотрудничества, равенства и доброжелательности. В работе использовались наглядные средства: рисунки детей, атрибуты для игр и театрализованной деятельности, которые содействовали достижению поставленной деятельности.

       В ходе работы возникли трудности с дисциплиной, но благоприятная обстановка и заинтересованность детей в работе позволили успешно справиться с этой проблемой.

       Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила  получить положительную динамику в  формировании навыков общения.

 

Заключение

       Проблема  формирования навыков общения у  старших дошкольников возраста является достаточно актуальной, так как личность этих детей характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Только через общение формируются навыки взаимодействия и культуры поведения, а так же устанавливаются взаимоотношения со сверстниками, формируется умение устанавливать дружеские отношения. Поэтому общение является одним из важных факторов общего психического развития ребёнка.

       В научной литературе проблемой развития общения в младшем школьном возрасте занимались В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, А.В.Мудрик, Р.С.Немов, Л.И.Божович. Данные исследователи  предложили критерии и показатели, а также  модель уровней сформированности навыков общения.

       Опытно-экспериментальная  работа по формированию навыков общения  у старших дошкольников была построена по типу педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

       Выявить уровень сформированности навыков общения позволили такие методики, как диагностический тест «Модификация Розенцвейга», « Я и мои эмоции» и диагностический метод наблюдения.

       По  результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что к высокому уровню сформированности навыков общения относятся 2 ребёнка, к среднему – 4 ребёнка, к низкому – 2 ребёнка.

       На  формирующем этапе основным средством  формирования навыков общения была выбрана игра.

       Игра  – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в  обществе сверстников. Именно в игре складываются отношения между детьми, проявляются и формируются их чувства, дети влияют друг на друга, приобретают жизненные привычки. В игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются первые навыки общественной жизни.

       На  этом этапе социально-педагогическая деятельность по формированию навыков  общения проводилась поэтапно: I -подготовительный, II - основной,  III - заключительный.

       На  подготовительном этапе происходило  накопление материала по формированию навыков общения. За основу была взята программа Р.В.Овчаровой, состоящая из 5 занятий, которые включают в себя  разнообразные игры, направленные на формирование навыков общения.

       На  основном этапе были проведены серии  игр. В данной серии игр были использованы специальные приёмы, способствующие сплочению коллектива и улучшению психологического климата в группе детей.

       Программа была разделена на 5 занятий, каждое из которых состояло из 2 частей: вводной  и основной.

       На  закрепляющем этапе была проведена  игра-драматизация «Теремок».

       Игровая деятельность, проведённая совместно  с детьми способствовала  формированию навыков общения и созданию благоприятной  атмосфере в данной группе детей.

       Был проведён контрольный эксперимент, который позволил выявить положительную  динамику  в решении проблем по формированию навыков  общения. Были использованы следующие методики: диагностический тест «Модификация Розенцвейга», диагностический тест «Я и мои эмоции» и диагностический метод наблюдения.

       По  результатам контрольного эксперимента было выявлено, что к высокому уровню сформированности навыков общения относятся 2 ребёнка, к среднему – 5 детей, к низкому – 1 ребёнка. Многие из детей, хотя и остались на том же уровне, зато улучшили свои показатели. 
 

Список  литературы

  1. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.
  2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5.

3. Бодалев, А.А.  Психология общения.- М.; Воронеж, 1996.

4. Горшкова Е. Учите детей общаться  / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12.

5. Дубровина, И.В. Психология. – М.: Академия, 2001.

6. Дьяченко ОМ, Лаврентьева Т.В., Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ М., 2000.

7. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М., 1997 г.

8. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. – М. , 1996.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002 .

10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2000.

11. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М., 2005.

12. Лагунская, В. А. Психология затрудненного общения. – М. , 2001.

13. Леонтьев А.Н. / Деятельность и общение // Вопросы философии, 1999, №1.

14. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста// - М., 1999.

15. Методика  и технология работы социального  педагога под ред. Галагузовой, - М. Академия, 2002.

16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2002.

17. Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г.

18. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального  педагога. – М. ГЦ. Сфера, 2001.

    19. Осипова,  А. А. Общая психокоррекция. –  М.: Сфера, 2001.

Информация о работе Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий