Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)
  1. выявление особенностей эмоционально поведенческой сферы, требующей коррекции.
  2. Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в групп.

       На  данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, обличающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задачи ведущего – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, розыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм – протест, направленный против социального педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре.

       На  третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего – обучит их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам процесса.

I этап. Тактика педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, не навязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке: может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, ни как не направляет игру, не высказывает ни каких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы: интерпретация, отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение; создание ситуации выбора, требующих от ребенка определенного способа действий; использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

       По  мнению Д.Б.Эльконина в ходе исследования игры было установлено, что всякая игра содержит в себе скрытое правило  и что развитие ролевых игр  идет от игр с развернутой игровой  ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Игра оказывает влияние на развитие навыков общение детей и в процессе игры у них формируются навыки по взаимодействию. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, то есть контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но  и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре является сложно организованном оно ведет к формированию у младших школьников навыков по разрешению конфликтов. Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

       Так как содержание ролей главным  образом сосредоточено вокруг норм отношений между людьми, то есть ее основным содержанием являются нормы  поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших норм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений, нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. Освоение данных норм ведет к формированию бесконфликтного поведения у ребенка. В этом отношении значение игры едва ли может быть переоценена. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Итак, содержанием развернутой ролевой игры являются отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами по принципу человек – человек. А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия являются единицей игры. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношения между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и тоже содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Игра имеет большое значение для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для много другого. Все эти воспитательные эффекты опираются  как  на свое основание  так и на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

       Ребенок, играя, выполняет одновременно две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, то есть контролирует его. Игра, как одна из наиболее эффективных форм работы педагога, имеет большое значение для формирования дружного детского коллектива и способствует развитию навыков общения среди детей. [6]                             
 
 
 
 
 
 

Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.

2.1. Диагностика сформированности  навыков общения  у старших дошкольников.

       Опытно-экспериментальная  работа была проведена по типу педагогического  эксперимента:

— констатирующий;

— формирующий;

— контрольный.

       Цель  констатирующего эксперимента: выявить и подобрать диагностический инструментарий и определить уровень развития навыков общения у старших дошкольников.

       Задачи  констатирующего эксперимента:

  1. Из исследований Е.В.Руденского и Р.В.Овчаровой отобрать критерии и показатели сформированности навыков общения.
  2. Подобрать диагностические задания для определения уровня сформированности навыков общения у старших дошкольников.
  3. Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы.

     Е.В.Руденский  и Р.В.Овчарова выделяют основные критерии сформированности навыков общения:

  • критерий наличия сформированности речевых умений включает в себя:

— умение грамотно и четко формулировать  мысль, правильно строить предложение в соответствии с логикой высказывания, опираясь на навыки повествования;

— умение говорить вразумительно, способность  выбирать правильный тон разговора, расставлять логические ударения, найти  точную интонацию, использовать выразительные средства языка;

— умение говорить самостоятельно, проявляющееся  в умении выбрать стратегию выступления  разработать самостоятельную программу  речи, говорить, не подсматривая в текст, опираться на собственный анализ проблемы, посвященной речевой деятельности.

  • критерий наличия навыков социальной перцепции включает в себя:

— умение определить эмоциональное состояние  собеседника, различать положительные  и отрицательные эмоции по мимике, по вербальным и невербальным способам передачи информации;

— умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения;

умение  эмоционально настраиваться на ситуацию общения, предполагает наличие навыков  эмоционального заражения в процессе общения, и в соответствии с этим использовать элемент вербальной и невербальной коммуникации.

  • критерий наличия навыков социального взаимодействия:

— готовность к сотрудничеству, с удовольствием  включается в процесс взаимодействия, готов прийти на помощь в совместной деятельности, принимает нормы и  правила поведения в процессе общения;

— умение разрешать конфликтную ситуацию, способность внутреннего переосмысления ситуации, отсутствие в процессе разрешения конфликтной ситуации грубых, ругательных  слов, повышенной агрессивности.

       Из  исследований Е.В.Руденского и Р.В.Овчаровой были отобраны критерии и показатели сформированности навыков общения у старших дошкольников.

       Критерии  сформированности навыков  общения у младших  школьников по Е.В.Руденскому и Р.В.Овчаровой

      Модель  уровней сформированности навыков общения у старших дошкольников.

I. Высокий уровень.

      Дошкольник умеет грамотно и четко формулировать мысль, правильно строить предложения в соответствии с логикой высказывания, опираясь на навыки повествования. Умеет говорить выразительно, может выбирать правильный тон в разговоре, расставлять логические ударения, правильно находит точную интонацию и использует выразительные средства языка. Умение говорить самостоятельно проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, ребенок может говорить без опоры на письменный текст. Легко определяет эмоциональное состояние собеседника, различает положительные и отрицательные эмоции по мимике и вербальным и невербальным способам передачи информации. Адекватно ситуации использует невербальные средства общения, умеет эмоционально настраиваться на ситуацию общения, сформирован навык эмоционального заражения в процессе общения и в соответствии с этим использование элементов вербальной и невербальной коммуникации. готов к сотрудничеству, приходит на помощь в совместной деятельности, с удовольствием включается в процесс взаимодействия и принимает нормы и правила поведения в процессе общения. Обладает навыком разрешать конфликтную ситуацию, не использует грубых, ругательных слов, отсутствует агрессивность по отношению к партнеру по общению.

II. Средний уровень.

      Дошкольник умеет отвечать самостоятельно только по наводящим вопросам. Выразить свою мысль может только при помощи взрослого, пользуется не многими средствами выразительности: расставляет логические ударения, но не может найти точную интонацию. Затрудняется правильно строить предложение, требует помощи взрослого. Легко узнает элементарное эмоциональное состояние собеседника, такое как радость, грусть, злость. Но затрудняется в определении равнодушия, обиды, страха и удивления. В редких случаях эмоционально настраивается на ситуацию общения. Включается в процесс взаимодействия, но не принимает нормы и правила поведения в процессе общения, не приходит на помощь в совместной деятельности. Не всегда самостоятельно умеет разрешить конфликтную ситуацию. Со сверстниками может быть грубым. Не умеет использовать невербальные средства общения в соответствии с коммуникационной ситуацией.

III. Низкий уровень.

      Дошкольник не умеет грамотно и четко формулировать мысль, не умеет правильно строить предложения в соответствии с логикой высказывания. Не умеет говорить выразительно, не может выбрать правильный тон разговора, не умеет расставлять логические ударения, не использует выразительные средства языка. Говорить самостоятельно не может, при ответе опирается на текст и пользуется помощью со стороны взрослого. Не умеет определять эмоциональное состояние собеседника, не различает положительные и отрицательные эмоции по мимике и вербальным и невербальным способам передачи информации. Не умеет адекватно ситуации использовать невербальные средства общения, не умеет эмоционально настраиваться на ситуацию общения, отсутствует навык эмоционального заражения в процессе общения. К сотрудничеству не готов, с неохотой включается в процесс взаимодействия, не принимает нормы и правила поведения в процессе общения. Не умеет разрешать конфликтную ситуацию, в процессе разрешения конфликтной ситуации присутствуют грубые слова, повышенная агрессивность к партнеру по общению.

      Для выявления уровня сформированности навыков общения из социально-педагогической и психологической литературы были отобраны дидактические задания.

Диагностический метод наблюдение.

        Цель: определить умение четко и грамотно формулировать мысль, умение говорить выразительно и самостоятельно.

      Анализ  наблюдения сформированности речевых умений.

Таблица 1

Информация о работе Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий