Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.
Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы
Субъект затруднённого общения – это «не пожизненное наказание». У такого человека на определённом этапе его развития возникает специфическое сочетание свойств, качеств, процессов. Которые объективно изменяют общение в сторону затруднённого. Но при определённых жизненных обстоятельствах происходят изменения в специфических сочетаниях свойств, качеств личности и она перестаёт быть субъектом затруднённого общения. Более того, учитывая природу общения и его различные виды, субъект может при одних и тех же сочетаниях свойств, качеств, процессов в одних ситуациях быть субъектом затруднённого общения, а в других не быть им.
Старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – готовностью к поступлению в школу.
Он
ориентируется в семейно-
Самое главное, что может дать семья дошкольнику в этом возрасте, - научить его сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с воспитателем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только в том, что ребёнок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребёнок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства. [27]
Именно усваиваемые и используемые ребёнком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости.
Именно в условиях самостоятельного общения ребёнок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.
Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Старший дошкольник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Для детей 6-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и тому подобное.
По мимо этого у ребёнка складывается система личных отношений в группе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Дети, получающие наибольшее число выборов от сверстников («звёзды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа дошкольников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в группе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности.
Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребёнка таких качеств, как самостоятельность. Уверенность в себе, инициативность.
Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Задача взрослых помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого ребенка.
Трудность в общении может возникнуть из-за:
Если у ребёнка затруднено общение, с ним не хотят вступать в контакт другие дети, необходимо научить его не замыкаться в безысходных переживаниях своей ненужности, помочь найти выход, научиться понимать свои ошибки, правильно строить отношения и становиться нужным. У старшего дошкольника закрепляют определённые социальные ориентации: преодолевать свои потребности, если это в интересах дела, других людей; быть готовым помочь другим; признавать их достижения и радоваться этим достижениям; воспринимать критику; уметь принять собственное решение.
Общение,
связанное с удовлетворением
органических потребностей ребёнка, влияет
на формирование у него самой по
себе потребности в общении с
людьми. Общение, преследующее познавательные
цели, способствует развитию потребности
в знаниях, познавательных интересов
детей. Игровое общение создаёт благоприятные
условия для развития контактности, умения
ладить с людьми, а также совершенствует
социально важные ролевые формы поведения.
Деловое общение ведёт за собой развитие
таких качеств личности, как инициативность,
предприимчивость, умение слушать, понимать,
правильно воспринимать и оценивать людей.
В интимно-личностном общении происходит
становление нравственных качеств личности
человека, его морали. Профессиональное
общение развивает те личностные свойства,
которые у человека проявляются в его
профессиональной деятельности.
Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, формы и нормы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида в членами определённой социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то, что общение рассматривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо выделить его особо. Общение всегда сопровождает любую деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может даже прервать сам процесс деятельности.
Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия.
Общение в старшем дошкольном возрасте становится особой школой социальных отношений. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.
Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов общения. [12]
1.2.Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
По мнению Д.Б.Эльконина за долго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Она созвучна не биологической а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми и сверстниками.
Существует только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это во-первых разнообразные формы труда, во-вторых игра в ее самых разнообразных формах. Игра становится одним из основных видов деятельности ребенка в которой он учится общаться со сверстниками. Игра является одной из эффективных форм работы социального педагога, помогающей разрешить конфликты между детьми. [15]
Осуществляя первоначально единый подход к малообщительным детям, объединяя их в играх с наиболее доброжелательными сверстниками, обеспечивая объединение интересным игровым материалом, исследователи полагали, что подобными условиями несколько "оживляет" общение со сверстниками. Но экспериментальные игры выявили серьезные индивидуальные различия в поведении детей. Одни дети радуются совместным играм, соглашаются на любые роли, другие при наличие интересного игрового материала, доброжелательности сверстников особого интереса к подобным играм не проявляют.
Разрабатывая приемы коррекции необходимо:
Разрабатывая психолого-педагогические приемы работы с детьми необходимо учитывать, что эти приемы могут оказаться эффективны лишь при реализации их деятельности. Только определенным образом организуемой и направляемой педагогом деятельности осложнения во взаимоотношениях детей могут быть ослаблены или совсем устранены.
Для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста педагогу необходимо выработать систему положительных оценок (поощрений) детей в присутствии всей группы с целью поднятия их авторитета; отличать самые незначительные их успехи в разного рода деятельности; акцентировать внимание ровесников на позитивных личностных качествах, положительных поступках детей. Следует привлекать их к участию в праздничных концертах неназойливо фиксируя внимание окружающих на достигнутых ими успехах. Поручение пассивных самостоятельных заданий (с учетом интересов и склонностей) также неизбежно поднимает в глазах других авторитет этих детей.
Оценочные
суждения и знаки с положительной
и отрицательной окраской оказывают
самое непосредственное влияние
на деятельность. Так, после получения
положительной оценки примерно у
двух из трех детей заметно увеличивается
объем и интенсивность
Получение отрицательной оценки вызывает у детей состояние тревожности, при этом они отказываются продолжать деятельность, становятся пассивными, требуют помощи учителя. Поэтому в оценивание деятельности детей младшего школьного возраста целесообразно опираться именно на положительные оценочные суждения (поощрения, одобрения, перспективное прогнозирование) с учетом индивидуальных особенностей детей. [10]
Коррекция поведения в процессе проведения игровых тренинговых занятий является групповой формой коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она основана на деятельном подходе и использует детскую игру диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозов, страхов, тревожности, нарушениях общения у детей.
Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий или фаз. Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе игровых тренинговых занятий, по мнению. А.С. Спиваковской, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика педагога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи: