Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.
Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы
№ | Имя ребенка | Критерии и показатели | ||||
Наличие сформированных речевых умений | ||||||
Умение грамотно и четко формулировать мысль | Умение говорить выразительно | Умение говорить самостоятельно | ||||
1. | Настя Б. | Не умеет грамотно и четко формулировать свою мысль, ей как бы не хватает слов что-то высказать | Не умеет говорить выразительно | Чаще говорит с помощью педагога | ||
2. | Дима Д. | Не умеет грамотно и четко формулировать свою мысль | Не умеет говорить выразительно | Не во всех ситуациях может говорить самостоятельно | ||
3. | Полина Г. | Не умеет грамотно и четко формулировать свою мысль | Не умеет говорить выразительно | Почти всегда говорит при помощи педагога | ||
4. | Марина З. | Умеет грамотно и четко формулировать свою мысль | Умеет говорить выразительно | Умеет говорить самостоятельно | ||
5. | Таня Л. | Испытывает трудности в формулировании мысли | Выразительно говорит под контролем взрослых | Затрудняется говорить без помощи взрослого | ||
6. | Саша Л. | Затрудняется формулировать свою мысль | Старается говорить выразительно, но не всегда получается | Перескакивает с одной мысли на другую | ||
7. | Толя Ч. | Грамотно отвечает на поставленные вопросы | Умеет говорить выразительно, но под контролем | Умеет говорить самостоятельно | ||
8. | Леша Б. | Не испытывает трудности в формулировании мысли | Умеет говорить выразительно | На вопросы отвечает самостоятельно |
Наблюдение за детьми на занятиях позволило определить умения ребенка грамотно и четко формулировать мысль, говорить выразительно и самостоятельно.
По результатам наблюдения было выявлено, что 3 ребенка не умеют грамотно и четко формулировать свою мысль, 2 ребенка испытывают трудности в формулировании мысли, 3 ребенка умеют грамотно и четко отвечать на поставленные вопросы и формулировать свои мысли. 3 ребенка не умеют говорить выразительно, они не используют средства выразительности. 3 ребенка могут говорить выразительно, но только под контролем взрослого, 2 детей умеют говорить выразительно. 3 ребенка умеют говорить самостоятельно. 3 ребенка пользуются помощью учителя. 1 ребенок перескакивает с одной мысли на другую, 1 ребенок редко пользуется помощью взрослого.
Диагностический тест «Я и мои эмоции».
Цель: выявить умение распознавать эмоциональное состояние по
мимике, умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.
Описание методики: испытуемому дается набор шаблонов, он распознает настроение (эмоции) и дает имя каждой пиктограмме (определяет, какой человек веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Испытуемому предлагается найти и собрать эти шаблоны по названию эмоции.
Материал: картинки с сюжетными изображениями (удивление,
печаль, испуг, радость, гнев, недовольство, хорошее настроение, обида,
веселость).
Условия: проводится индивидуально.
Тест «Я и мои эмоции»
Таблица 2
№ | Имя ребенка | Критерии и показатели | ||
Наличие навыков социальной перцепции | ||||
Умение определить эмоциональное состояние собеседника | Умение адекватно ситуации использовать невербальные средства общения | Умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения | ||
1. | Настя Б. | Распознает две эмоции: радостный и грустный | Использует самые примитивные (радостный и грустный) | С трудом настраивается на ситуацию общения |
2. | Дима Д. | Не во всех случаях может понять эмоциональное состояние собеседника | Стремится в конкретной ситуации использовать правильно невербальные средства общения | Старается понять эмоции, которые возникли при общении |
3. | Полина Г. | Определяет эмоциональное состояние | Может использовать невербальные средства общения | Старается настроиться на ситуацию общения |
4. | Марина З. | Хорошо определяет
эмоциональное состояние |
Правильно использует невербальные средства общения | Умеет настроиться на ситуацию общения |
5. | Таня Л. | Не во всех случаях может понять эмоциональное состояние собеседника | Не всегда правильно использует невербальные средства общения | Старается настраиваться на ситуацию общения |
6. | Саша Л. | Не во всех случаях может определить эмоциональное состояние | С трудом использует невербальные средства общения | Стремится настроиться правильно на ситуацию общения |
7. | Толя Ч. | Не во всех случаях правильно смог понять эмоциональное состояние собеседника | Не всегда правильно использует невербальные средства общения | Старается настроиться на ситуацию общения |
8. | Леша Б. | Хорошо определяет
эмоциональное состояние |
Может адекватно ситуации использовать невербальные средства общения | Хорошо настраивается на ситуацию общения |
Данный тест «Я и мои эмоции» позволил выявить наличие у детей навыков социальной перцепции: умение распознавать эмоциональные состояния других. Из 8 обследуемых детей 1 не умеет определять эмоциональное состояние собеседника, 4 ребенка затрудняются или не всегда точно могут определить эмоциональное состояние собеседника, 3 детей могут определить эмоциональное состояние другого. С трудом используют адекватно ситуации невербальные средства общения 2 ребенка, не всегда правильно относительно конкретной ситуации используют невербальные средства общения 3 ребенка; адекватно конкретной ситуации используют невербальные средства общения 3 детей.
С
трудом эмоционально настраивается
на ситуацию общения 1 ребенок; стараются
понять эмоции, которые возникают
при общении 5 детей; умеют эмоционально
настроиться на ситуацию общения 2 детей.
Модификация теста «Розенцвейга».
Цель: выявить умения вести себя в соответствии с правилами поведения в общественных местах; выявить наличие или отсутствие
вербальной агрессии в процессе передачи информации.
Описание методики: испытуемому предлагаются поочередно 24 картинки, на каждой из которых изображены два или несколько человек.
Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и, в связи с этим, произнес какие-то слова. Испытуемый должен поставить себя на место этого, другого человека, и ответить за него. Ответ необходимо дать как можно скорее и тут же записать на листке бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного
рисунка.
Материал: картинки с сюжетными изображениями.
Условия: проводится индивидуально.
Модификация теста «Розенцвейга»
Таблица
3
№ | Имя ребенка | Критерии и показатели | |
Наличие
навыков социального | |||
Готовность к сотрудничеству в деятельности | Умение разрешать конфликтную ситуацию | ||
1. | Настя Б. | Конфликтна, к сотрудничеству не готова | В некоторых ситуациях понимает свою вину и идет на уступки |
2. | Дима Д. | Не идет на сотрудничество, выше ставит свои интересы | Разрешать конфликтные ситуации не умеет |
3. | Полина Г. | Готова к сотрудничеству, но не всегда | Умеет настраиваться на ситуацию, на конфликт не идет |
4. | Марина З. | Всегда готова к сотрудничеству | В некоторых ситуациях стремится разрешить конфликт, а в некоторых, наоборот, идет на конфликт |
5. | Таня Л. | Не всегда готова к сотрудничеству | Когда дело касается ее, как личности, идет на конфликт |
6. | Саша Л. | К сотрудничеству готов | Не всегда умеет разрешать конфликтную ситуацию |
7. | Толя Ч. | К сотрудничеству в деятельности готов не всегда, потому, что ставит себя выше других | В большинстве случаев разрешать конфликтную ситуацию умеет |
8. | Леша Б. | Готов к сотрудничеству в деятельности, говорит вежливо | Легко разрешает конфликтные ситуации, идет на компромисс |
Данный тест позволил выявить наличие навыков социального взаимодействия у детей: готовность к сотрудничеству в деятельности и умение разрешать конфликтную ситуацию. Из обследуемых детей 3 не готовы к сотрудничеству, ставят свои интересы выше других; 2 не всегда готовы к сотрудничеству; 3 детей готовы к сотрудничеству. 2 ребенка не умеют разрешать конфликтную ситуацию; 4 детей в некоторых ситуациях идут на конфликт, а в некоторых уступают; 2 детей умеют разрешать конфликтную ситуацию.
Проведенное диагностирование позволило отнести детей к разным уровням сформированности навыков общения.
К высокому уровню сформированности навыков общения можно отнести Марину З. и Алешу Б., так как они умеют грамотно и четко формулировать свои мысли, в своей речи используют выразительные средства языка, определяют положительные и отрицательные эмоции собеседника по мимике и вербальным и невербальным способам передачи информации, всегда готовы к сотрудничеству в совместной деятельности, умеют разрешать конфликтные ситуации не используя ругательных и грубых слов, не агрессивны по отношению к партнеру по общению.
К среднему уровню сформированности навыков общения из группы испытуемых младших школьников можно отнести Полину Г., Таню Л., Сашу Л., Толю Ч. Выразить свою мысль они могут при помощи взрослого, пользуются в своей речи только немногими средствами выразительности, распознают только элементарные эмоции, в совместной деятельности не принимают нормы и правила поведения в процессе общения, не всегда самостоятельно умеют разрешить конфликтную ситуацию.
К низкому уровню сформированности навыков общения относятся Настя Б. и Дима Д., так как они не умеют грамотно и четко формулировать свою мысль, не используют в речи средств выразительности, распознают примитивные эмоции не во всех случаях могут понять эмоциональное состояние собеседника, с трудом настраиваются на ситуацию общения, но стараются понять эмоции, которые возникают при общении, конфликтны, свои интересы ставят выше, к сотрудничеству не готовы, разрешать конфликтные ситуации не умеют, но в некоторых ситуациях понимают свою вину.
Результаты диагностирования показали необходимость целенаправленной, систематической работы с детьми по формированию у них навыков общения.
2.2.
Программа социально-
По
результатам констатирующего
Цель формирующего эксперимента: подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего
Педагогическая работа по формированию навыков общения проводилась поэтапно:
I этап- подготовительный: знакомство, усвоение правил поведения, налаживание отношений.
II этап- основные задачи (игровые тренинги).
III этап-подведение итогов, закрепление (театрализованная игра).
На подготовительном этапе происходило накопление материала по формированию навыков общения. За основу был взят игровой тренинг
Были изготовлены атрибуты для постановки пьесы «Колобок»: костюмы для героев пьесы, маски, декорации для сцены: деревья, грибы, избушка, посуда.
В постановке сказки был задействован вся группа. На подготовительном этапе происходило распределение ролей, отрабатывалась выразительность речи. В процессе подготовки между детьми устанавливались дружеские отношения, дети учились правильно себя вести, налаживать между собой отношения между собой.
На основном этапе была проведена серия игровых тренингов, направленных на формирование благоприятного психологического климата в группе, а также на формирование навыков общения.
Игровой тренинг был избран основным средством формирования навыков общения в группе детей старшего дошкольного возраста, так как он позволяет в специально организованных условиях сформировать адекватную оценку своего поведения, снизить физическую и вербальную агрессию, а также сформировать умение подчиняться, если этого требует ситуация общения.
Целью игровых тренингов является формирование навыков общения в группе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи игровых тренингов: