Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить уровни сформированности навыков общения в группе старших дошкольников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинговые занятия по формированию навыков общения у старших дошкольников.
4. Определить эффективность использования тренинговых занятий по формированию навыков общения в группе старших дошкольников.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоритические исследования проблемы формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Организация игровой деятельности как форма работы педагога по формированию навыков общения у старших дошкольников.
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий.
2.1. Диагностика сформированности навыков общения у старших дошкольников.
2.2. Программа социально-педагогической работы с дошкольниками.
2.3. Анализ результатов проведенной работы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)
    1. Формирование адекватной оценки своего поведения.
    2. Формирование умения подчиняться, если этого требует ситуация общения.
    3. Снижение уровня вербальной и физической агрессии.

    В данном тренинге были использованы специальные  приемы, способствующие сплочению коллектива и улучшения психологического климата в группе  детей, а также формированию навыков общения.

       На  подготовительном этапе происходило  накопление материала по формированию навыков общения. За основу была взята  программа Р.В.Овчаровой, состоящая  из 5 занятий, которая включает в себя разнообразные игры, направленные на формирование навыков общения.

       Первая  группа занятий (2- 3) была направлена на знакомство детей друг с другом, а также на знакомство с правилами  поведения на тренинговых занятиях.

       На  основном этапе были проведены серии игр, направленных на формирование навыков общения и благоприятного психологического климата в группе.

     Серии игр были избраны основным средством  формирования навыков общения, так  как игры позволяют в специально организованных условиях сформировать адекватную оценку, снизить уровень агрессивности и сформировать умение подчиняться, если этого требует ситуация общения.

     Целью серий игр является формирование навыков общения.

     Задачи  серий игр:

    1. развитие коммуникативных навыков;
    2. развитий социальных эмоций.

       В данной серии игр были использованы специальные приемы, способствующие сплочению коллектива и улучшению  психологического климата в группе детей, а также формированию навыков  общения.

         Программа была разделена на 5 занятий, каждое из которых состоит из 2 частей: вводной и основной.

       Во  вводную часть входило повторение правил предыдущих занятий. В основную часть — игры, целью которых  было раскрытие групповых отношений, сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, развитие социальных эмоций, развитие навыков общения.

       Игры, проводимые в начале основной части  — подвижные: «жмурки», «паровозик», «дракон ловит свой хвост», «молекулы», «путанки», «ручеёк», «в магазине зеркал».

       Почти для всех детей сложной оказалась игра «путанки», так как с этой игрой они познакомились впервые и их путаница постоянно распадалась. Игра «дракон ловит свой хвост» не очень удалась, так как дети часто отсоединялись, это указывает на то, что группа не сплоченная, не дружная. А на последующих занятиях у детей получалось все с первого раза. В игре «молекулы» дети ссорились. Но зато такие игры как «жмурки», «паровозик», «ручеек» и «в магазине зеркал» детям очень понравились. Дети играли с интересом, получив в конце игры положительный заряд.

       В конце основной части проводились  малоподвижные игры, с целью снижения активности детей, развития коммуникативных  навыков, сплочения группы, распознавания  эмоций. К таким играм относятся  следующие: «бип», «необитаемый остров», «дружная семья», «ромашка», «составление сказки», «общий рисунок», «ролевая карусель», «слова».

       Игры  «дружная семья» и «необитаемый остров»  вызвали у детей большой интерес, они были очень сплоченны, легко  включались в игру. Игра в «ромашку»  помогла раскрыть творческие способности детей, многие проявили чувство юмора, выполняли задания, отгадывали то, что показывали другие. Совместно с детьми  была составлена сказка про цветок. Сочиняя сказку дети высказывались в порядке очереди. «Общий  рисунок» дети рисовали по очереди и получилось очень интересно. По рисунку каждым из детей был придуман свой небольшой рассказ. В процессе игры «слова» выяснилось, что словарный запас у детей достаточно развит. «Ролевая карусель» прошла сложнее, дети подражали друг другу, что противоречило правилам игры.

       На  первых занятиях дети вели себя агрессивно, например в упражнениях « Змея»  и «Найди друг друга», они толкали  друг друга, каждый стремился быть лучшим, дети обзывали друг друга, не обращали внимания на просьбы сверстников, но в заключении первой группы занятий ребята стали менее агрессивно относиться друг к другу, появился интерес к тренинговым занятиям, дети старались соблюдать правила поведения и не нарушать их.

       Вторая  группа занятий (3- 4) была направлена на установление благоприятного климата в группе, а также на снижение конфликтности среди детей.

       Учащимся  предлагались такие упражнения как  «Воздушный шар», «Необитаемый остров», способствующие сплочению коллектива, где каждый участник чувствовал  себя нужной и необходимой частью коллектива, занимающей определенное место и выполняющей определенную роль.

           В процессе тренинговых занятий дети усваивали необходимые правила поведения и старались их не забывать и выполнять. В группе изменилось отношение к тренинговым занятиям, ребята выполняли упражнения с большей ответственностью и с большим интересом чем на первых занятиях. Дети старались прислушиваться друг к другу и учились считаться с мнением каждого члена группы.

       Третья  группа занятий (2- 3) была направлена на закрепление доброжелательных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Были проведены игровые тренинги, в которых каждому участнику приходилось действовать самостоятельно, например, игровые тренинги «Дирижер оркестра», «Путаница», «Зеркало».

       В процессе проведения тренинговых занятий педагог отмечал, что большинство детей усвоили приемы правильного общения со сверстниками, приобрели уважительное отношение к своим одноклассникам.

            Дети, в отличие от первых занятий, не боялись выражать свои чувства и переживания.

           При проведении тренинговой программы были заметны трудности на первых занятиях. Для детей игровой тренинг был новым видом деятельности, ранее не известным, поэтому отношение дошкольников к игровым тренингам было разнообразным. Некоторые затуднялись поприветствовать своих сверстников, не знали что сказать. Другие, наоборот, вели себя очень активно, пытались помочь своим друзьям, испытывающим трудности. Таким поведением они мешали не только педагогу, но и другим участникам игрового тренинга.

       Но, на следующих занятиях ребята вели себя более организованно, дисциплинированно, с удовольствием и с интересом  выполняли новые игровые упражнения, с нетерпением ждали следующих  тренинговых занятий.

       На  третьем, закрепляющем этапе была поставлена пьеса «Теремок». Дети придумывали, как лучше расположить декорации на сцене, отрабатывали движения героев и  выразительность речи.

       В процессе  подготовки к выступлению  можно было наблюдать, что ребята вели себя более общительно, у большинства детей снизилась как физическая, так и вербальная агрессия. В ходе постановки дети советовались друг с другом, обсуждали как должен быть одет тот или иной герой сказки, как лучше вести себя на сцене.

            Многие  участники старались соблюдать правила поведения в группе во время репетиций и не нарушать дисциплину.

       Из  всех проведенных форм работы по формированию навыков общения в группе старших дошкольников наиболее эффективным был игровой тренинг. Но и другие формы работы были эффективными.

       Деятельность  по формированию навыков общения строилась последовательно – от простого к сложному. Данная работа проводилась систематично, охватывала разные формы деятельности.

       В работе использовалось много наглядного материала: демонстрация детям некоторых упражнений, а также совместное изготовление  атрибутов для театрализованной деятельности.

       В ходе работы учитывался уровень развития каждого ребенка, возраст детей, чтобы каждому дать посильные для выполнения задания.

       Проведенная совместно с детьми игровая деятельность  способствовала формированию навыков общения, а также созданию благоприятной психологической обстановки  в детском коллективе.  
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ результатов  проведенной работы.

       По  окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

       Цель  контрольного эксперимента: определить эффективные формы работы и педагогические условия по формированию навыков общения.

       Задачи  контрольного эксперимента:

  1. определить уровень сформированности навыков общения;
  2. определить динамику в формировании навыков общения.

    Для выявления уровня сформированности навыков общения были использованы  диагностические методики и задания. Диагностический метод — наблюдение, тест «Я и мои эмоции», модификация  теста Розенцвейга. 

Анализ  наблюдения сформированности речевых умений.

Таблица 4

Имя ребенка Критерии  и показатели
Наличие сформированных речевых умений
Умение  грамотно и четко формулировать  мысль Умение говорить выразительно Умение говорить самостоятельно
1. Настя Б. Не умеет  грамотно и четко формулировать  свою мысль, ей как бы не хватает слов что-то высказать Не умеет  говорить выразительно Чаще говорит  с помощью педагога
2. Дима Д. Не умеет  грамотно  формулировать свою мысль В речи использует некоторые средства выразительности Не во всех ситуациях  может говорить самостоятельно
3. Полина Г. Не умеет  грамотно и четко формулировать  свою мысль Не умеет  говорить выразительно Пытается выстроить  свои мысли в логическую цепочку
4. Марина З. На поставленные вопросы отвечает грамотно и четко говорить выразительно умеет говорить самостоятельно умеет
5. Таня Л. Испытывает  трудности в формулировании мысли Выразительно  говорит под контролем взрослых Выражает свои мысли только с помощью взрослого
6. Саша Л. свою мысль  формулирует плохо Старается говорить выразительно, но не всегда получается Перескакивает с одной мысли на другую
7. Толя Ч. Грамотно отвечает на поставленные вопросы говорит выразительно, но под контролем Умеет говорить самостоятельно
8. Леша Б. Не испытывает трудности в формулировании мысли Умеет говорить выразительно На вопросы  отвечает самостоятельно

       Наблюдение  за детьми на уроках чтения, природоведения, а также во внеурочной деятельности: игровой, досуговой, трудовой — позволило  определить, изменились ли умения ребенка  грамотно и четко формулировать  мысль, говорить выразительно и самостоятельно.

       По  результатам наблюдения было выявлено, что 3 ребенка не умеют грамотно и  четко формулировать мысль, 3 ребенка  могут отвечать грамотно только на поставленные вопросы, 2 ребенка испытывают трудности в формулировании мысли, 2 ребенка не пользуются средствами выразительности, 2 ребенка говорят выразительно только под контролем взрослого, 2 ребенка стараются говорить выразительно, использую некоторые средства выразительности, 2 ребенка умеют говорить выразительно. 3 ребенка умеют говорить самостоятельно, 3 ребенка при ответе пользуются помощью взрослого, 1 ребенок пытается выстроить свои мысли в логическую цепочку, 1 ребенок перескакивает с одной мысли на другую.

Тест  «Я и мои эмоции»

Таблица 5

Имя ребенка Критерии  и показатели
Наличие навыков социальной перцепции
Умение  определить эмоциональное состояние  собеседника Умение адекватно  ситуации использовать невербальные средства общения Умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения
1. Настя Б. Из предложенных 9 эмоций распознает 4 (радостный, грустный, удивление, обида) Использует  следующие невербальные средства общения: радостный, грустный, удивление, обида С  большим  трудом настраивается на ситуацию общения
2. Дима Д. Не во всех случаях  может понять эмоциональное состояние собеседника Стремится в  конкретной ситуации использовать правильно  невербальные средства общения Понимает  эмоции, которые возникли при общении
3. Полина Г. Определяет  эмоциональное состояние Может правильно  использовать невербальные средства общения Не умеет  настроиться на ситуацию общения
4. Марина З. Хорошо определяет эмоциональное состояние собеседника Правильно использует невербальные средства общения Умеет настроиться  на ситуацию общения
5. Таня Л. Не во всех случаях  может понять эмоциональное состояние собеседника В конкретной ситуации старается правильно использовать невербальные средства общения Понимает эмоции, которые возникли при общении
6. Саша Л. Затрудняется  определить эмоциональное состояние С трудом использует невербальные средства общения Стремится настроиться  на ситуацию общения
7. Толя Ч. Не во всех случаях  правильно смог понять эмоциональное  состояние собеседника Старается  правильно  использовать невербальные средства общения Стремится настроиться  на ситуацию общения

Информация о работе Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игровых тренинговых занятий