Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методологические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ……………………..…..5
1.1 . Психолого-педагогические проблемы изучения
процесса чтения …………………………………………………….………5
1.2 Особенности формирования осознанного чтения
у детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………..……11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..17
2.1 Методика и организация экспериментального исследования ……...…...17
2.2 Результаты и анализ изучения чтения у младших школьников ………..19
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..24
3.1. Методы и приемы работы по формированию
осознанного чтения ………………………………………………………24
3.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
осознанного чтения у младших школьников ……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..…...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ……………………..…..5
процесса чтения …………………………………………………….………5
1.2 Особенности формирования осознанного чтения
у детей
с тяжелыми нарушениями речи………
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..17
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..24
3.1. Методы и приемы работы по формированию
осознанного чтения ………………………………………………………24
3.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
осознанного чтения у младших школьников ……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место.
В.А. Сухомлинский [21] отмечал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда. Необходимо воспитать такого ученика, который в условиях господства телевидения, радио и кино находил бы интерес в чтении книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение.
Фундаментом всего
образования является
Для детей с тяжелыми нарушениями речи чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить явления, осознать себя, найти свое место в жизни [ 13 ].
Как помочь учащимся стать заинтересованными, вдумчивыми и размышляющими читателями, обучить их тому, как получать удовольствие от чтения, соотносить художественный мир с реальным, выходить за рамки заучивания и размышлять о тексте.
Проблема формирования навыков чтения у детей с нарушениями речи является предметом исследования многих специалистов. Значительный вклад в проблему формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [ 9; 16; 24; 26; 27] психологическое содержание различных этапов усвоения навыка чтения для детей с нарушением зрительного восприятия и зрительно-моторных функций разработано О.Б. Иншаковой, М.Н. Русецкой. Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений достаточно исследована Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, однако значительное число учащихся (90,8% по данным
Т.А. Алтуховой) [1] испытывают трудности в усвоении навыков чтения. Несмотря на то, что преодоление нарушений чтения является одной из актуальных задач логопедии, роль несформированности устной речи и зрительных функций в возникновении дислексии исследована недостаточно.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методологические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Выявить особенности чтения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выделить и обосновать эффективные методы и приемы, способствующие
развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования - процесс формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - методы и приемы работы, способствующие развитию осознанного чтения.
Методы исследования – теоретический метод, качественный и количественный анализ полученных данных.
В данной курсовой работе раскрыты три главы:
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Исследование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 3 Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Объем курсовой работы составляет 53 страницы.
Для написания курсовой работы было использовано 27 литературных источников.
В состав работы входят Приложение 1, 2.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Вопросы успешного
обучения чтению, предупреждения
и коррекция его нарушений
до настоящего времени
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс «чтения» в современной литературе обсуждается с различных точек зрения.
В «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» [19] под чтением понимается сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
Чтение – сложный психофизиологический процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения [14] .
Чтение как вид деятельности определяется двояко: как процесс декодирования графической (буквенной) модели слова в устноречевую форму и как процесс понимания письменных сообщений.
Процесс чтение
С психофизиологической точки зрения (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)
[17; 25] нарушения чтения обусловливаются несформированностью сенсо-акустико-моторного и оптико-моторного уровней, неполнаценностью межанализатороного взаимодействия.
С психологических позиций (В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) [10; 16; 26; 27] нарушения чтения вызываются несформированностью психических функций, обусловливающих нормальный процесс чтения: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, мнестических процессов, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, представлений о морфологическом составе слова, лексико-грамматических обобщений.
В психолингвистическом аспекте чтение рассматривается как импрессивный вид речевой деятельности, сущность которого составляет путь от восприятия печатного текста к пониманию его содержания, к смыслу [14].
С психолингвистических
позиций нарушения чтения можно
рассматривать как результат
несформированности следующих
- восприятия и различения букв;
- соотнесение графемы с фонемой;
- визуального слогоделения, слогообразования, слогослияния;
- глобального чтения (навыка быстрого
узнавания целостного
- синтеза слов в предложении;
- соотнесения слова со
фразы;
- лексико-грамматического и
- координации между
- вычленения в печатном тексте предложения как законченной в смысловом и интонационном отношении единицы;
- ориентировки на знаки
- навыка использования
Эти причины сказываются
на качественной
В овладении чтением
важную роль играют ряд
А.В. Ястребова ) [15; 16; 26; 27] сформированность зрительного восприятия, с которого начинается перекодирование графической информации в речевую
(А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев ) [12;15].
Проблема формирования навыков чтения у детей с нарушениями речи является предметом исследования многих специалистов.
Значительный вклад
в проблему формирования
Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [9; 16; 24; 26; 27].
Психологическое содержание различных этапов усвоения навыка чтения для детей с нарушением зрительного восприятия и зрительно-моторных функций разработано О.Б. Иншаковой, М.Н. Русецкой [8; 20].
Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений достаточно исследована Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [9; 24; 26] однако значительное число учащихся (90,8% по данным Т.А. Алтуховой [1]) испытывают трудности в усвоении навыков чтения.
Несмотря на то, что преодоление нарушений чтения является одной из актуальных задач логопедии, роль несформированности устной речи и зрительных функций в возникновении дислексии исследована недостаточно. Не разработаны стандартизированные теоретически обоснованные методики диагностики нарушения зрительных функций; нет сведений о специфике ошибок чтения у детей с данными нарушениями; отсутствует методика коррекционной работы по устранению дислексии, обусловленной зрительным дефицитом. [16]
Существуют различные подходы к пониманию природы нарушений чтения. При этом взгляды отечественных и зарубежных авторов существенно различаются.
Зарубежные исследователи термином «дислексия» обозначают целый комплекс проблем обучения, включая в него помимо нарушений чтения еще и нарушения письма, счета, распознавания музыкальных знаков и т. д [20].
Отечественные исследователи термином «дислексия» обозначают круг проблем, связанных только с процессом овладения навыком чтения [14]. Нарушения письма, счета и других учебных навыков рассматриваются отдельно. Хотя и у отечественных ученых понимание природы дислексии весьма различно.
В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Клинико-педагогическая классификация составленная на основе классификации
А. Куссмауля, с позиций клинического подхода на основе симптоматики речевых нарушений.
Современная клинико-педагогическая классификация все нарушения речи делит на две большие группы: нарушения устной речи (которые, в свою очередь, подразделяются на нарушения произносительной стороны речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия — и системные нарушения речи: алалия, афазия) и нарушения письменной речи. Дислексия и дисграфия составляют группу нарушений письменной речи.
Информация о работе Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи