Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методологические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ……………………..…..5
1.1 . Психолого-педагогические проблемы изучения
процесса чтения …………………………………………………….………5
1.2 Особенности формирования осознанного чтения
у детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………..……11
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..17
2.1 Методика и организация экспериментального исследования ……...…...17
2.2 Результаты и анализ изучения чтения у младших школьников ………..19
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..24
3.1. Методы и приемы работы по формированию
осознанного чтения ………………………………………………………24
3.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
осознанного чтения у младших школьников ……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..…...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Для развития смысловой стороны чтения следует использовать и такие известные приёмы как:
- ответы на вопросы по
- составление плана пересказа к тексту,
- чтение текста с придумыванием его начала, продолжения,
- подбор картинок и выбор
их последовательности в
Работая над развитием антиципирующего чтения, следует уделить внимание процессу взаимодействия прогнозирования и зрительного восприятия, что необходимо для предупреждения ошибок угадывания, повторов, а также для увеличения скорости чтения.
Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить на третьем этапе обучения к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи.
В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется путём сравнения:
- Текста и набора слов;
- Текста и набора предложений;
- Текста и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
Последовательно раскрываются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:
-определять тему рассказа; основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую
- составлять план высказывания.
С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения самостоятельного связного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания.
Для понимания читаемого важную роль играет и объём кратковременной памяти. Чем больше объём кратковременной памяти у ребёнка, тем больше у него возможностей для смысловой обработки воспринятых элементов текста.
Развитие зрительной памяти начинается с запоминания нескольких предметных изображений. Ребёнок должен рассмотреть предложенные картинки и затем по памяти назвать или нарисовать то, что он видел, сохраняя заданную последовательность изображений. Количество запоминаемых объектов постепенно увеличивается от 3 до 9. Сначала ребёнок выполняет задание без ограничения времени. Затем изображения предъявляются в условиях кратковременной демонстрации. Развитию зрительной памяти способствуют задания на поиск различий в изображениях по памяти («Что пропало?», «Что добавилось?»).
На буквенном материале отрабатывается зрительное запоминание и воспроизведение букв, слогов, слогов и предложений. Начинается работа с запоминания ряда букв и слогов. Затем ребёнку для запоминания предлагаются карточки со словами сложной слоговой структуры, значения которых заранее уточняются. Аналогично проводится работа над словосочетаниями, которые после воспроизведения дети используют для составления различных предложений. В ходе работы количество букв, слогов и слов, предназначенных для запоминания, постепенно увеличивается.
Работа, направленная на развитие произвольной зрительной памяти, также включает зрительное запоминание предложений, коротких прозаических текстов. На этом этапе может быть использован материал зрительных диктантов, предложенных И.Т. Федоренко [23].
И. Т. Федоренко предлагал следующую организацию проведения зрительных диктантов. На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Далее следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На шесть предложений одного набора обычно уходит 6-8 минут времени урока или специального занятия. Зрительные диктанты хорошо проводить ежедневно. Постепенное увеличение количества букв в предложении приводит к увеличению объёма оперативной памяти.
Развитие интереса
к учебно-познавательной
Как пробудить
у школьника интерес к знаниям?
Как сделать урок чтения интересным, занимательным и любимым для ребёнка? Как заинтересовать учебным процессом и сохранить внимание и работоспособность ребят на протяжении занятия?
На уроках важно, чтобы
деятельность учителя
На уроке необходимо :
- учитывать индивидуальные
- использовать разнообразные
- поддерживать хорошее
- регулировать эмоциональное состояние;
- предупреждать утомление;
- включать релаксационные
сопровождением, психофизические упражнения, психогимнастику;
- равномерное распределение
- материал усложнять постепенно, последовательно;
- подбирать материал
- заинтересовать детей, вызвать желание работать на уроке;
- включать физкультурные паузы и пальчиковые упражнения;
- разнообразить формы работы урока: урок-путешествие, урок-игра,
урок-сказка.
- поддерживать стойкий
выражается в желании
- частая смена видов
- использовать сюрпризные
- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
- выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
- подбор интересного по
чувственное восприятие;
- подача учебного материала в игровой форме ;
- использование театрализованной наглядности на уроках ;
- создание ситуации успеха
- соотнесение учебного
- разнообразие самих форм
- интегрированные уроки,
самостоятельные работы с
- игровые программы, выставки, процесс обучения превращается в увлекательную игру;
В организационный момент включаются релаксационные упражнения, например:
«Цепочка дружбы»:
- Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи на уроке чтения!
Для создания положительного
эмоционального фона на уроке
- звучит музыка, т.е. используется
один из элементов арттерапии
– это музыкотерапия. В результате
чего снижается фактор тревожно
Смехопауза– один из приемов формирования интереса к учебному предмету, который расслабляет, снимает напряжённость ребят, ободряет, помогает преодолевать трудности, развивает фантазию и воображение. Дети ищут и приносят в класс юморески, сценки, басни, шутки, анекдоты, весёлые диалоги, обильно разбросанные по страницам различных изданий. Дети не просто читают по лицам, рассказывают, исполняют, пытаются выяснить, что смешно, на чём основан юмор, то есть идёт творческий анализ текстов. Постепенно учатся отличать добрую улыбку (юмор) от скрытой насмешки (иронии), сами придумывают весёлые стихотворения, остроумные диалоги, рассказы.
Хорошая шутка всегда помогает, поэтому смехопауза вызывает интерес и положительные эмоции.
В этих юмористических сценках активно используется игра слов, основанная на омофонии, полисемии, на переделке фразеологизмов и использовании их в прямом значении. А это прекрасный материал для активизации и оживления речи учеников, для повышения её культуры.
Говорил попугай
Попугаю:
- Я тебя, попугай,
Попугаю!
- Ну и что ж, попугай,
Попугай!
Я ведь пуганый
Попугай. (К. Красильников).
Использование игровых
приемов помогает проживать те
или иные элементы учебного
процесса в условно-игровом
Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.
Игры с буквами и словами
позволяют детям легче
Дети видят в игре серьёзные вещи, для них, как писал Сухомлинский,
«…игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и
Детям нравятся чудесные превращения слов, происходящие в результате замены буквы, их перестановки, исключения одной буквы. Такие превращения для младших школьников действительно чудо. Игры на превращения слов позволяют предупредить некоторые ошибки детей.
- Не приходилось ли вам
наблюдать, что случается, если буквы
в словах начинают
Сказка А.Шибаева «Буква заблудилась».
«Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».
Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После В надо О, а не А!
А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква… ВАрона или ворона - какая тут разница? И так поймут.
Тогда я сказал:
- А ну – ка зачеркни в слове ворона букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву Т. Что получилось?
Смеётся Маша:
- Вот чудеса, получились ВОРОТА!
- Поняла, - говорю, - что значит одна буква?»
«Цирк»
Цирковые артисты не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом учащиеся им активно помогают: например, обезьянка ловит мяч и определяет первый звук в слове; попугай передразнивает, называя слова-антонимы; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.
Уроки, проводимые и организуемые
таким образом вносят
На основе изученных методов и приемов можно сделать вывод, что работа на уроке требует учета индивидуальных особенностей и интересов каждого учащегося. Необходимо добиваться эмоционального отклика и максимальной активности детей. Если на уроке используются сюрпризные моменты и увлекательные игры, но при этом сами учащиеся пассивны и выполняют задания только по требованию учителя, то результативность обучения будет низкой.
Информация о работе Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи