Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методологические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ……………………..…..5
1.1 . Психолого-педагогические проблемы изучения
процесса чтения …………………………………………………….………5
1.2 Особенности формирования осознанного чтения
у детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………..……11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..17
2.1 Методика и организация экспериментального исследования ……...…...17
2.2 Результаты и анализ изучения чтения у младших школьников ………..19
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..24
3.1. Методы и приемы работы по формированию
осознанного чтения ………………………………………………………24
3.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
осознанного чтения у младших школьников ……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..…...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Формирование осознанного чтения.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

     Для развития смысловой стороны чтения следует использовать и такие известные приёмы как:

- ответы на вопросы по прочитанному,

- составление плана пересказа  к тексту,

- чтение текста с придумыванием  его начала, продолжения,

- подбор картинок и выбор  их последовательности в соответствии  с читаемым текстом.

     Работая над развитием антиципирующего чтения, следует уделить внимание процессу взаимодействия прогнозирования и зрительного восприятия, что необходимо для предупреждения ошибок угадывания, повторов, а также для увеличения скорости чтения.

     Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить на третьем этапе обучения к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи.

     В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется путём сравнения:

- Текста и набора слов;

- Текста и набора предложений;

- Текста и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

     Последовательно раскрываются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:

-определять тему рассказа; основную  мысль текста;

- определять последовательность  и связность предложений в  тексте;

- устанавливать смысловую зависимость  между предложениями;

- составлять план высказывания.

      С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения самостоятельного связного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания.

     Для понимания читаемого важную роль играет и объём кратковременной памяти. Чем больше объём кратковременной памяти у ребёнка, тем больше у него возможностей для смысловой обработки воспринятых элементов текста.

Развитие зрительной памяти начинается с запоминания нескольких предметных изображений. Ребёнок должен рассмотреть предложенные картинки и затем по памяти назвать или нарисовать то, что он видел, сохраняя заданную последовательность изображений. Количество запоминаемых объектов постепенно увеличивается от 3 до 9. Сначала ребёнок выполняет задание без ограничения времени. Затем изображения предъявляются в условиях кратковременной демонстрации. Развитию зрительной памяти способствуют задания на поиск различий в изображениях по памяти («Что пропало?», «Что добавилось?»).

     На буквенном материале отрабатывается зрительное запоминание и воспроизведение букв, слогов, слогов и предложений. Начинается работа с запоминания ряда букв и слогов. Затем ребёнку для запоминания предлагаются карточки со словами сложной слоговой структуры, значения которых заранее уточняются. Аналогично проводится работа над словосочетаниями, которые после воспроизведения дети используют для составления различных предложений. В ходе работы количество букв, слогов и слов, предназначенных для запоминания, постепенно увеличивается.

     Работа, направленная на развитие произвольной зрительной памяти, также включает зрительное запоминание предложений, коротких прозаических текстов. На этом этапе может быть использован материал зрительных диктантов, предложенных И.Т. Федоренко [23].

     И. Т. Федоренко предлагал следующую организацию проведения зрительных диктантов. На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Далее следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На шесть предложений одного набора обычно уходит 6-8 минут времени урока или специального занятия. Зрительные диктанты хорошо проводить ежедневно. Постепенное увеличение количества букв в предложении приводит к увеличению объёма оперативной памяти.

     Развитие  интереса  к учебно-познавательной деятельности  является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

       Как пробудить  у школьника интерес к знаниям?  Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным  отношением, эмоциями, не становятся  полезными – это мёртвый груз.

      Как сделать урок чтения  интересным, занимательным и любимым для ребёнка? Как заинтересовать учебным процессом и сохранить внимание и работоспособность ребят на протяжении занятия?

    На уроках важно, чтобы  деятельность учителя способствовала  социально-эмоциональному воспитанию, снимала психологическое напряжение от неудач, стимулировала желание быть успешным в учебной деятельности, повышала самооценку учащихся. Этому  способствуют применение психологических игр и упражнений, которые помогают создать в классе атмосферу сплоченности и доверия, снять психическое и физическое напряжение детей, раскрыть творческий потенциал каждого,  добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока в ходе которого выстраиваются  интересные сюжеты, участником которых становится сам ребенок.

    На уроке необходимо  :

- учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка;

- использовать разнообразные методы  и приемы;

- поддерживать хорошее настроение, уверенность в своих силах;

- регулировать эмоциональное состояние;

- предупреждать утомление;

- включать релаксационные упражнения  с тихим музыкальным;

  сопровождением, психофизические  упражнения, психогимнастику;

- равномерное распределение учебной  нагрузки на всех этапах урока;

- материал усложнять постепенно, последовательно;

- подбирать материал избирательно, учитывая цели и задачи урока;

- заинтересовать детей, вызвать  желание работать на уроке;

- включать физкультурные паузы  и пальчиковые упражнения;

- разнообразить формы работы  урока: урок-путешествие, урок-игра,

  урок-сказка.

- поддерживать стойкий положительный  эмоциональный настрой, который 

  выражается в желании заниматься;

- частая смена видов деятельности;

- использовать сюрпризные моменты, игровые фрагменты, при которых 

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- выбор частично-поисковых и  исследовательских приемов;

- подбор интересного по содержанию  дидактического материала с опорой  на 

   чувственное восприятие;

- подача учебного материала  в игровой форме ;

- использование театрализованной наглядности на уроках ;

- создание ситуации успеха через  выполнение заданий;

- соотнесение учебного материала  с конкретной жизненной ситуацией;

- разнообразие самих форм обучения  и воспитания – это уроки-путешествия,                                      

  -  интегрированные уроки,  самостоятельные работы с элементами  творчества,

-     игровые программы, выставки, процесс обучения превращается  в увлекательную игру;

    В организационный момент  включаются  релаксационные упражнения, например:

 «Цепочка дружбы»:

- Встанем в круг! Настроимся  на работу! Потрите ладони, почувствуйте  тепло!   Представьте, что между  ладонями маленький шарик, покатаем  его! А теперь поделимся теплом  друг с другом: протяните ладони  соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи на уроке чтения!

    Для создания положительного  эмоционального фона на уроке -   звучит музыка, т.е. используется  один из элементов арттерапии  – это музыкотерапия. В результате  чего снижается фактор тревожности, стимулируются двигательные функции,  происходит  коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей, развивается чувство ритма, темпа, развиваются мыслительные способности и фантазии, развиваются вербальные и невербальные коммуникативные навыки, а также нормализуется просодическая сторона речи.

    Смехопауза– один из  приемов  формирования интереса  к учебному предмету, который  расслабляет, снимает напряжённость  ребят, ободряет, помогает преодолевать  трудности, развивает фантазию и воображение. Дети ищут и приносят в класс юморески, сценки, басни, шутки, анекдоты, весёлые диалоги, обильно разбросанные по страницам различных изданий. Дети не просто  читают по лицам, рассказывают, исполняют, пытаются выяснить, что смешно, на чём основан юмор, то есть идёт творческий анализ текстов. Постепенно  учатся отличать добрую улыбку (юмор) от скрытой насмешки (иронии), сами придумывают весёлые стихотворения, остроумные диалоги, рассказы.

     Хорошая шутка всегда  помогает, поэтому  смехопауза вызывает интерес и положительные эмоции.

     В этих юмористических  сценках активно используется  игра слов, основанная на омофонии, полисемии, на переделке фразеологизмов  и использовании их в прямом  значении. А это прекрасный материал для активизации и оживления речи учеников, для повышения её культуры.

                                Про попугаев.

                 Говорил попугай 

                 Попугаю:

                  - Я тебя, попугай,

                 Попугаю!

                   - Ну и что ж, попугай,

                   Попугай!

                  Я ведь пуганый

                  Попугай.     (К. Красильников).

    Использование игровых  приемов помогает  проживать те  или иные элементы учебного  процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия.

   Игра способствует усвоению  знаний не по необходимости, а  по желанию самих учащихся  и проходит не формально, а  заинтересованно.

   Игры с буквами и словами  позволяют детям легче ориентироваться  в мире русских слов, чувствовать  их природу, их состав и смысловые  оттенки, образовывать слова. К тому  же эти игры воспитывают находчивость  и упорство в достижении цели.

   Дети видят в игре серьёзные вещи, для них, как писал Сухомлинский,

 «…игра – это искра, зажигающая  огонёк пытливости и любознательности».

      Детям нравятся  чудесные превращения слов, происходящие  в результате замены буквы, их  перестановки, исключения одной  буквы. Такие превращения для младших школьников действительно чудо. Игры на превращения слов позволяют предупредить некоторые ошибки детей.  

   - Не приходилось ли вам  наблюдать, что случается, если буквы  в словах начинают безобразничать  и покидают свои места? Ведь каждая буква в слове должна стоять на определённом мест! А если они нарушают порядок, могут произойти самые невероятные истории.

   Сказка А.Шибаева «Буква  заблудилась».

   «Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала  и написала: «варона».

   Я ей говорю:

  - Ты неверно написала. После  В надо О, а не А!

   А  Маша отвечает:

   - Ну, подумаешь, одна буква…  ВАрона или ворона -  какая тут  разница? И так поймут.

   Тогда я сказал:

  - А ну – ка зачеркни  в слове ворона букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши букву Т. Что получилось?

   Смеётся Маша:

  - Вот чудеса, получились ВОРОТА!

  - Поняла, - говорю, - что значит  одна буква?»

  «Цирк»

    Цирковые артисты не  просто выступают в цирке, а  выполняют задания, при этом учащиеся  им активно помогают: например, обезьянка ловит мяч и определяет первый звук в слове; попугай передразнивает, называя слова-антонимы; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

    Уроки, проводимые и организуемые  таким образом вносят разнообразие в преподнесении учебного материала, способствуют поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включения в работу всех анализаторных систем. Использование наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения, а разнообразный занимательный материал: шарады, ребусы, загадки, кроссворды, пословицы и поговорки  способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, привитию интереса к изучаемому предмету.

     На основе изученных  методов и приемов  можно сделать  вывод, что  работа на уроке  требует учета индивидуальных особенностей и интересов каждого учащегося. Необходимо добиваться эмоционального отклика и максимальной активности детей. Если на уроке используются сюрпризные моменты и увлекательные игры, но при этом сами учащиеся пассивны и выполняют задания только по требованию учителя, то результативность обучения будет низкой.

Информация о работе Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи