Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические и методологические аспекты проблемы формирования осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ……………………..…..5
1.1 . Психолого-педагогические проблемы изучения
процесса чтения …………………………………………………….………5
1.2 Особенности формирования осознанного чтения
у детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………..……11

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..17
2.1 Методика и организация экспериментального исследования ……...…...17
2.2 Результаты и анализ изучения чтения у младших школьников ………..19
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ………………………..24
3.1. Методы и приемы работы по формированию
осознанного чтения ………………………………………………………24
3.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
осознанного чтения у младших школьников ……………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..…...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Формирование осознанного чтения.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

        Разнообразные  методы и  приёмы помогают активизировать  учебно – познавательную деятельность, повысить интерес учащихся к  урокам чтения. Использование  представленных  приемов  каждый из которых на определенных этапах уроков служит развитию учебных навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания, способствует повышению познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, предмету.

    О результативности проведенных  уроков  можно судить по следующим критериям:

- возрастающий интерес к выполнению  заданий для ребенка;

- увеличение заинтересованности  в специальных упражнениях на  развитие учебных навыков;

- повышение уровня активности  участников занятий,  в желании  сотрудничества.     

     Непременным условием  осознанного чтения является  правильный отбор текстов с  учетом степени трудности, уровня  развития речи учащихся. Чтение  произведений разных жанров имеет  свои особенности. Они учитываются  в работе с учащимися с ТНР. Учитель выбирает приемы работы исходя их особенностей и возможностей учащихся.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

 

 

А. В. Ястребова [27] предлагает для совершенствования навыков чтения, для работы над  семантикой слов различные виды специальных упражнений на преобразование слов.

Это подстановочные упражнения. Ученик заменяет одну букву в слове, которая изменяет его смысл (стол – стул).

Обратные трансформационные упражнения. При их выполнении ученик читает слова в обратном порядке – справа налево (кот – ток).

Упражнения на добавление буквы в начале, конце, середине слова, в результате чего изменяется его смысл (рот – крот).

Упражнения на исключение буквы из слова (коса – оса).

Упражнения на перестановку букв в слове (марка – рамка).

Комбинированные упражнения. В процессе выполнения всех этих упражнений развивается мыслительная активность учащихся и их наблюдательность.

Следует также упражнять детей в чтении:

а) одного и того же слова с разными окончаниями (дом, дома, к дому, о доме);

б) разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах);

в) однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное);

г) слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улететь);

д) слов, имеющих одинаковые  приставки, но разные корни (прилетать, приехать, придти, прибежать, прискакать).

После прочтении различные грамматические формы слова обязательно сопоставляются, выясняется их звуко-буквенный состав, уточняются сходство и различие, значение.

Указанные упражнения помогают ребёнку легче ориентироваться, опираясь на основную часть слова, выделяя его морфемные элементы (суффиксы, приставки, окончания), а также способствуют более быстрому узнаванию слова в процессе чтения. У ребёнка вырабатывается способность прогнозирования, основой которой является догадка, возникающая на базе сформированного ранее умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, то есть понимать целое до того как будут восприняты все его элементы, невозможно сформировать навык чтения. Прогнозирование - один из основных механизмов чтения, важнейшая ее особенность.

     Упражнения, направленные на осмысление прочитанного:

* «Зашумленные слова»

Дети читают «зашумленные слова», наложенные друг на друга слова.

* «Отделение слов от псевдослов»

* «Поиск смысловых несуразностей»

* «Сложение  слов из половинок»

* «Выбери карточки со словами, совпадающими с эталоном»

* «Восполнение пропусков букв  в словах»

* «Прохождение словесных лабиринтов»

* « Новые слова»

Из каждого слова необходимо вычеркнуть одну букву так, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово.

* «Чудесные слова»

Исключить из слова по одной букве, чтобы образовалось новое слово.

* «Найдем животных»

В словах «спрятались» животные, которых необходимо найти.

* «Из двух слов – одно»

Соединить слова так, чтобы получилось одно слово.

* «Логопедическая арифметика»

Внимательно выполняя каждое арифметическое действие, отыщите новое слово (Рыбак – к =   ;   лава + н + да =   ;   блюз – з + до =    )

* «Веселые прятки»

Отыскать, кто спрятался между строк.

* «Послание зверей»

Что сказала ворона? Вычеркните все «кар» и получите пословицу.

Что сказал кот? Вычеркните все «мяу» и получите пословицу.

* «Волшебные строчки»

В строке записаны буквы. Выделите слова так, чтобы получилось два набора слов.

* «Потерялась буква»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Может быть в начале).

Но сегодня … ну и ну! –

Все они сбежали.

( к р н д ш,     п  р т,    к р в й,    ш л ш,   з в т р к)

* «Вспомним пословицы»

Вставить в пословицу пропущенные слова большой, маленький, так, чтобы получился смысл.

_____________дело лучше _______________безделья.

 

Даже самое ______________дерево выросло  из __________семени.

* «Нелепица»

* «Говорим правильно»

Соединение слов из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получилось предложение.

* «Помоги гласным и согласным подружиться». Соедини их так, чтобы получились слова:

* «Найди лишнюю букву»

Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

* «Добавь букву»

В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

* « Новое слово получи»

 Соедини слова правого и  левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

* «Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад 
вафли виноград вишня мандарин

* «Сложи буквы»

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван) 
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

* « Переставь буквы»:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол  дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

* «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями?Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей. 
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

* «Скажи по-другому»

 Нынешняя зима будет очень  холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

* «Составь предложение»

Составь предложение со словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

* «Что общего и в чем отличие?» 

1) Что общего в этих словах  и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж. 
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. 
Шарф, варежки, пальто, кофта. 
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. 
Картофель, свекла, лук, капуста. 
Лошадь, корова, свинья, овца. 
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки. 
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый. 
Минута, время, час, секунда. 
Дорога, шоссе, тропинка, путь. 
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от  каждого из данных слов первый  слог.

Колос, рота, ваза. 
Кора, лото, боксер. 
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два  находятся в определенной связи. Между третьим и одним из  предложенных пяти слов в скобках  существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель). 
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной). 
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. 
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол. 
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

* «Составь слова»

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник 
шутка поднос шоколадка 
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.

3) Шарады.

Начало – голос птицы, 
Конец – на дне пруда, 
А целое в музее 
Найдется без труда.

(Картина).

С буквой К живу в лесу. 
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди  строк.

Насос сосет речную воду,  
И шланг протянут к огороду. 
Среди кустов царит покой,  
Здесь хорошо бродить одной.

* «Словосочетания»

* «Перевертыши»

Чтение слов слева направо, а затем справа налево.

( Тонет енот. Тина барабанит. Коту  тащат уток.)

* «Ударение»

Объяснение значение выделенных слов. В выделенных словах поставь ударение.

( Нас задержали плохая дорога. Каждая минута нам дорога.)

* «Что слово означает?»

* «Озаглавь текст»

* « Составь план к тексту»

* «Определи тему текста»

* «Подбери иллюстрации к тексту»

* «Нарисуй иллюстрации к тексту»

* « По рисункам определи содержание  текста»

* «Составь диафильм»

Текст делится на части и распределяется между детьми. Учащийся читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

* «Выборочное чтение»

Найти в тексте описание героя, природы и т.д.

* «Пропущенное слово»

Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

* « Что сначала, что потом»

Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

* «Восстановление текста»

Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается. Учащиеся должны восстановить текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обучение русскому звуко-буквенному чтению предполагает наличие развитых устно речевых операций: правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических представлений. На базе этих структурных компонентов речи в процессе систематического обучения ребенок овладевает навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, составляющих суть слогового принципа чтения. Следовательно, можно говорить о том, что сформированность устной речи является ведущим фактором, определяющим успешность овладения навыком чтения.

     Проблема формирования  навыков чтения у детей с  нарушениями речи является предметом исследования многих специалистов. Значительный вклад в проблему формирования навыков чтения у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи внесли работы Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [ 9; 16; 24; 26; 27] психологическое содержание различных этапов усвоения навыка чтения для детей с нарушением зрительного восприятия и зрительно-моторных функций разработано О.Б. Иншаковой, М.Н. Русецкой. Проблема преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений достаточно исследована Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой,  Г.В. Чиркиной, однако значительное число учащихся (90,8% по данным

Информация о работе Формирование осознанного чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи