Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:25, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ теории и современной практики формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса третьеклассников на уроках окружающего мира.
3. Определить результативность использования коллективной формы обучения на формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития я познавательного интереса у младших школьников………………………….
7
1.2. Использование коллективной формы обучения в начальной школе…… 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у третьеклассников…………………………………………………………….
33
2.2. Работа по формированию познавательного интереса у у третьеклассников на уроках окружающего мира……………………………
41
2.3. Динамика развития познавательного интереса у третьеклассников… 55
Заключение……………………………………………………………………. 67
Библиографический список………………………………………………….. 69
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускная квалификационная работа
Формирование познавательного
интереса у третьеклассников на уроках
окружающего мира посредством коллективной
формы обучения
Выполнил студент педагогического факультета
группы П-51
Сметанин Иван Николаевич
/подпись/
Научный руководитель:
кандидат биологических наук,
старший преподаватель Габдулинова К. Г.
/подпись/
Допущена к защите в ГАК:
Зав. кафедрой Вахрушева Л.Н. « » 2010 г.
Декан факультета Бажин К.С. « » 2010 г.
Киров
2010
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения |
|
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития я познавательного интереса у младших школьников…………………………. |
7 |
1.2. Использование |
19 |
Глава 2 Опытно- |
|
2.1. Выявление уровня познавательного интереса
у третьеклассников…………………………………… |
33 |
2.2. Работа по формированию |
41 |
2.3. Динамика развития познавательного интереса у третьеклассников… |
55 |
Заключение…………………………………………………… |
67 |
Библиографический список………………………………………………….. |
69 |
Приложения |
Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, связанные с очевидной демотивированностью большинства учащихся и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей обученности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, безусловно являются интернациональными. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения. В современном мире, характеризующемся постоянными изменениями, необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как стимуляцию и активизацию осмысленного учения.
Как известно, организация осмысленного учения школьников невозможна без целостного понимания их познавательной деятельности. Особое значение приобретает процесс интеллектуального развития учащегося, который во многом сводится к формированию познавательных интересов школьников. Обучение группы детей, не подкреплённое их интересом, увлечённостью, имеет низкую образовательную ценность. Если эта своеобразная обратная связь отсутствует, будет не активная и добровольная учебная работа, а формальное, принудительное занятие неинтересным делом.
Роль познавательного интереса в процессе организации деятельности в том, что он и в обучении, и в учении является носителем внешних и внутренних ресурсов, объективных и субъективных факторов эффективной совместной деятельности учителя и учащихся. Успешное научно-педагогическое решение проблемы формирования и развития интересов имеет принципиальное значение для повышения качества обучения и воспитания во всех классах.
Познавательные интересы выступают в тесной связи с мотивационной сферой учения, что подтверждают исследования Г.И. Щукиной, А.К. Марковой и др. При рассмотрении направлений мотивации в младшем школьном возрасте особую значимость приобретают широкие познавательные (интерес к знаниям) и широкие социальные мотивы, связанные с совместной учебной деятельностью.
Совместная работа в классе, выполнение всеми одних и тех заданий невольно объединяют детей. Однако это не происходит само по себе. Учитель должен вовлекать учащихся в учебную работу, пробуждать у них интерес к успехам их товарищей по классу, к их ошибкам и достижениям. (Н.Ф. Добрынин). Большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет организация учебного взаимодействия учащихся. (А.К. Маркова, Е.И. Киричук и др.)
Повышенное внимание к совместным формам учебной деятельности несомненно и обусловлено новыми образовательными потребностями педагогов. Учёные-дидакты на протяжении уже нескольких десятилетий обращают пристальное внимание такому компоненту технологии учебно-воспитательного процесса, как организационная форма обучения (И.М. Чередов, Х.Й. Лийметс, В.К.Дьяченко и др.) Среди общих форм обучения (индивидуальная, парная, фронтальная, групповая, коллективная) наибольшими возможностями для взаимодействия и общения учащихся обладает коллективная форма обучения (В.К. Дьяченко, И.Г. Литвинская и др.).
Как показывает изучение отечественного и зарубежного опыта, до настоящего времени недостаточно исследован педагогический процесс формирования познавательных интересов учащихся в условиях использования коллективной формы обучения. Представляется актуальным выявление возможностей данной формы обучения в целях формирования познавательных интересов младших школьников.
В качестве оптимальной образовательной области для выявления влияния коллективной формы обучения на формирование познавательных интересов нам представляется предмет «Окружающий мир». Данный выбор мотивирован большой содержательной наполненностью предмета, объединяющего знания естественных и социальных наук.
С другой стороны, некоторые учёные считают ошибочными попытки организации учебной работы младших школьников по обмену информацией на основе коллективной формы обучения. Данная точка зрения опирается на утверждение, что в данном возрасте дети ещё не готовы к содержательному сотрудничеству и использование неоправданных форм работы приводит к формальному выполнению заданий и снижению мотивации учения (А.К. Маркова).
Данное противоречие между подходами учёных к вопросу о целесообразности коллективной формы обучения в учебном процессе составляет проблему, которая послужила основанием для выбора темы исследования: «Формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения».
В ходе решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации теоретических вопросов по проблеме формирования познавательного интереса у третьеклассников.
Практическая значимость связана с разработкой конспектов уроков окружающего мира в третьем классе с использованием коллективной формы обучения.
База исследования: МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения
Современное школьное образование представляет собой конкурентную среду: качество предоставляемых образовательных услуг ощутимо разнится в разных видах школ. Немаловажным фактором высокого уровня интеллектуального и физического развития учащихся является квалифицированная работа педагогов по активизации учебного процесса и учебной деятельности школьников в частности. Очевидно, что наличии интереса все мыслительные процессы учащегося активны.
Любой профессиональный педагог, по мере того как он организует продуктивную учебную работу школьников, стремится постепенно создать атмосферу заинтересованности и активного мыслительного процесса. Следовательно, одним из важнейших объектов его деятельности становятся интересы учащихся. В педагогической и психологической литературе существует много различных трактовок данного понятия.
Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов – от единичных (внимания) до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.
Э.А. Баранова замечает, что обращение учёных к проблеме активизации познавательной деятельности у детей разного возраста выдвинуло в разряд остроактуальных вопросы изучения такого феномена, как познавательный интерес. Если интерес предполагает избирательное отношение ребёнка ко всем предметам окружающей его действительности, то сфера познавательного интереса (далее ПИ) – это то, что ребёнок стремится именно познать. ПИ – это важнейшая область феномена интереса, а также очень сложное и значимое для личности образование. Обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, он в значительной степени способствует эффективному становлению ребёнка как субъекта познавательной и учебной деятельности [4].
Реализация столь важной задачи, по мнению многих учёных, возможна лишь при условии стимуляции и укрепления познавательного интереса, который обеспечивает устойчивое становление ребёнка как субъекта различных видов деятельности. Исследование ПИ достаточно широко и обстоятельно велось в рамках изучения мотивации учения у школьников разного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев и др.), в том числе у младших школьников [4].
Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике. Её разработке посвятили свои труды Л.И. Божович, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина и др. В результате их плодотворной деятельности накоплен определённый опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы, так и в конкретно-педагогическом изучении формирования познавательных интересов школьников в условиях взаимодействия участников процесса обучения.
Большое значение имеют также психологический и педагогический аспекты этой проблемы. По мнению Л.И. Божович, интерес, с которым младшие школьники относятся к занятиям, определяется не только их отношением к учению как к социально значимой деятельности (что присуще ученикам первого и второго классов), но и наличием у детей познавательного отношения к знаниям и интереса к овладению новыми навыками и умениями [7].
Традицию Л.И. Божович продолжает С.Ц. Бадмаев, утверждая, что сознательное отношение к учению основано именно на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности. Обучающая деятельность учителя в идеале – это прежде всего грамотная организация учебных действий учеников, обучение умению учиться. Во-первых, необходимо создать нужный мотив, без которого деятельность учеников не превратится в активный и самостоятельный процесс, движимый внутренним импульсом – интересом самих учащихся. Если мотив отсутствует, будет не активная и добровольная учебная работа, а формальное, принудительное занятие неинтересным делом, которое всё чаще будет казаться ученикам ненужным [2].