Формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:25, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ теории и современной практики формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса третьеклассников на уроках окружающего мира.
3. Определить результативность использования коллективной формы обучения на формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития я познавательного интереса у младших школьников………………………….
7
1.2. Использование коллективной формы обучения в начальной школе…… 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у третьеклассников…………………………………………………………….
33
2.2. Работа по формированию познавательного интереса у у третьеклассников на уроках окружающего мира……………………………
41
2.3. Динамика развития познавательного интереса у третьеклассников… 55
Заключение……………………………………………………………………. 67
Библиографический список………………………………………………….. 69

Файлы: 1 файл

С начала до параграфа 2.2. 2..doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Экспериментальная работа строилась в системе уроков интегрированного курса «Окружающий мир» и представляла собой серию из 7 занятий:

  • 5 уроков по введению в историю России (по учебнику Н.И. Виноградовой, Н.И. Ворожейкиной «Беседы по истории России»);
  • 2 урока по естествознанию (по учебнику З.А. Клепининой, Н.И. Ворожейкиной «Окружающий мир»), посвящённых строению организма человека, правилам гигиены и охраны здоровья.

Данные учебники используются учителем класса при изучении курса «Окружающий мир».

В организации уроков мы опирались на гипотезу нашего исследования. Согласно ей использование коллективной формы обучения будет способствовать формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира при соблюдении следующих условий:

  1. использование элементов методик и приёмов коллективного способа обучения;
  2. применение коллективной формы обучения на уроке изучения нового материала;
  3. применение карточек как основного средства для работы в парах сменного состава.

Формирующий этап исследования конструировался в реальном учебном процессе на основе включения коллективной формы обучения в работу школьников на уроках истории и природоведения. Как уже отмечалось ранее, под коллективной формой обучения понимается обучение, осуществляемое  как общение в  парах сменного состава (см. параграф 1.2. С. 24).

При организации экспериментальных уроков мы использовали элементы методик коллективного способа обучения, разработанных В.К. Дьяченко, А.Г. Ривиным, М.А. Мкртчян и др.: методика поабзацной проработки текста, методика взаимообмена заданиями и взаимопередачи тем (Приложение 12). Использование данных методик в полном виде было маловозможным, поскольку требует длительной подготовительной работы с учащимися. Детей необходимо подготовить, научить:

  1. работать в паре, т.е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;
  2. работать с карточкой (читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль);
  3. работать с карточкой в постоянных парах, т.е. обучать по своей карточке одного соседа (сообщать содержание текста своей карточки путём пересказа, вместе обсуждать содержание; вместе обсуждать и выполнять задание, предложенное на карточке) и быть обучаемым (то же самое, но в обратную сторону);
  4. работать  с карточкой в парах сменного состава, т.е. обучать партнёров и учиться у них в пределах двух парт, одного ряда, всего класса – в зависимости от приёма смены напарников [10].

Нами использовались два приёма смены напарников (приёмы КСО):

  1. «Четвёрка»: объединяются четыре ученика, сидящие за двумя партами. Обмен информацией и заданиями происходит сначала по горизонтали, затем по вертикали и диагонали. Приём «четвёрки» представлен на схеме 3.
  2. «Ручеёк»: ребята сидят парами друг за другом и сначала работают с карточками в постоянных парах. А затем наступает смена пар между учениками первого варианта каждого ряда (схема 4).

 

Схема 3


 

 

 

 

Схема 4

Коллективная форма обучения (или работа в парах сменного состава), использовалась на этапе изучения нового материала дополнительного характера. Длительность применения коллективной формы обучения составляла 10-15 минут на каждом уроке. С точки зрения форм обучения формирующий эксперимент включал учебную работу учащихся:

  1. на первых двух уроках – в парах постоянного состава;
  2. на пяти последующих – в парах сменного состава в «четвёрках» и «ручейке».

Постепенное усложнение алгоритма позволяло подготовить учащихся экспериментальной группы к безболезненному включению в учебную работу. Умение включаться в коллективную форму обучения, по мнению А.И. Поповой, И.Г. Литвинской,  вырабатывается не сразу, особенно у младших школьников. На первых порах бывает очень шумно, ребятам хочется сидеть с теми, кто посильнее, или со своим другом, не было у них навыка совместной работы [10].

Поскольку этап изучения нового материала ограничен по времени, то в этот промежуток было необходимо наладить эффективный процесс общения между учащимися. В ходе уроков обнаружились трудности с организацией работы в «ручейке»: трудно подготовить одинаковые карточки для рядов по 8 и по 10 человек; отставание одной пары тормозит работу уже не одной «четвёрки», а целого ряда. Таким образом, взаимодействие учащихся в «четвёрках» оказалось более эффективным.

После работы в парах проводилось обсуждение информации, изученной в парах, и заголовков, составленным в парах к тексту каждой карточки.

Сама карточка с дополнительным материалом по теме урока и помещённым на ней же алгоритмом для работы в парах сменного состава представлена в программе формирующего эксперимента. Количество карточек с разными текстами зависит от приёма смены пар:

  1. для  «четвёрки» - четыре разные карточки.
  2. для  «ручейка» - 8-10 карточек в зависимости от количества школьников на одном ряду. 

Содержание учебного материала на карточках составляла информация познавательного характера: занимательные факты, интересные закономерности. Это также должно было способствовать формированию любознательности, познавательного интереса учащихся.

Таким образом, для проверки гипотезы исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию коллективной формы обучения путём на уроках окружающего мира в третьем классе.

Ниже, после таблицы 3, приводится программа проведения формирующего эксперимента. Конспекты уроков с использованием КФО приведены в Приложениях 7, 8.

                                                                                        

 

Таблица 3

Карточки с дополнительным материалом для работы в «четвёрках» (парах сменного состава). Тема урока «Зубы. Уход за зубами»

Памятка-алгоритм работы в сменной паре

Текст карточек (дополнительный материал по теме урока)

В 1-ой паре:

  1. прочитайте по отдельности свои абзацы,
  2. расскажи партнёру, о чём говорится в твоём абзаце; партнёр слушает тебя;
  3. вместе озаглавьте абзац;
  4. запиши этот  заголовок в его тетрадь;
  5. теперь пусть партнёр выполнит шаги 2-4.

В новой паре:

повторите шаги 2-5

В средневековой Европе кариес считался признаком достатка. Бедняки, вынужденные питаться грубой пищей, обладали здоровыми зубами, а для дворянина считалось неприличным иметь нетронутые кариесом зубы. Те дворяне, которым выпала печальная участь обладать ровными белыми зубами, старались реже улыбаться.

С древности люди страдали кариесом, но массовое распространение эта болезнь приобрела с XVIII (18) века, когда в Новом Свете были основаны сахарные плантации. В XIX (19) столетии сахар стали интенсивно ввозить в Европу, и кариес превратился в подлинную эпидемию.

 

Хотя зуб выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. А благодаря нервам зубы достаточно чувствительны. У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Каждый зуб расположен в зубной ячейке - специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Зубы — самые твёрдые части нашего организма. Сверху зуб покрыт эмалью: твёрдым, гладким, блестящим веществом. Эмаль это самая твёрдая ткань организма. Под эмалью скрывается дентин - основное вещество, из которого состоит зуб. Он составляет основную массу зуба. Ещё глубже располагается пульпа - мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы.

Сохранились любопытные сведения об одном старинном русском методе лечения зубов. Он заключался в том, что надо было подойти к рябине и погрызть несколько раз ее ветки и ствол, приговаривая: “Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю изгрызу”.


 

Таблица 3 (продолжение)

 

Еще в IV (4) веке до н.э. приспособления, аналогичные по форме и предназначению современной зубной щетке, использовались жителями Азии, Южной Америки и Африки. Они делались из расщепленной древесины и скорее были похожи на миниатюрные зубные веники. А щетка в привычном для нас виде впервые появилась у китайцев в конце XV века. В Европе мода на зубные щетки широко распространилась после того, как в 1723 году знаменитый французский дантист Пьер Фошар издал свой стоматологический трактат.

Во рту у каждого человека есть бактерии — микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред. Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образуется дупло. Если врач не залечит дупло, пока оно мало, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба.

Наиболее прогрессивный метод лечения кариозных зубов — пломбирование — существовал еще в далекой древности. Череп древнего человека, в зубе которого обнаружено ровное отверстие, которое можно сделать исключительно сверлом, был найден в результате археологических раскопок на территории современного Пакистана. Возраст находки составил 8-9 тысяч лет, и теперь открытие метода лечения кариеса путем рассверливания кариозных полостей приписывают неизвестному автору, жившему на заре цивилизации.




 

 

Программа проведения формирующего эксперимента (см. файл 2.2.2.)

 


Информация о работе Формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения