Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:25, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ теории и современной практики формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса третьеклассников на уроках окружающего мира.
3. Определить результативность использования коллективной формы обучения на формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития я познавательного интереса у младших школьников………………………….
7
1.2. Использование коллективной формы обучения в начальной школе…… 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у третьеклассников…………………………………………………………….
33
2.2. Работа по формированию познавательного интереса у у третьеклассников на уроках окружающего мира……………………………
41
2.3. Динамика развития познавательного интереса у третьеклассников… 55
Заключение……………………………………………………………………. 67
Библиографический список………………………………………………….. 69
в) углубление коллективных коммуникаций, организация совместной деятельности учащихся.
Глава 2. Опытно-
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова с февраля по май 2010 г. Она включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании принимали участие 3 «Б» класс (27 человек) и 3 «В» класс (28 человек). В качестве экспериментальной группы выступил 3 «В» класс.
2.1. Выявление уровня
развития познавательного
Цель: выявить уровень развития познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира.
Задачи:
Условно различают последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, теоретический интерес [43].
Анализ психологической и педагогической литературы показал, что в целях определения познавательных интересов (ПИ)′ и их индивидуальных особенностей у школьников разного возраста применялись разнообразные методы и методики, которые условно можно разделить на три класса:
______________
′ ПИ – здесь и далее «познавательный интерес»
Нами были выбраны три экспериментальные методики из книги Э.А. Барановой [4]:
Первую и третью методики мы модифицировали применительно к образовательным областям интегрированного курса «Окружающий мир»: история, природоведение.
Для выявления уровня развития познавательного интереса необходимо определиться с критериями уровней познавательного интереса. Общепризнанным является подход Г.И. Щукиной. Данный исследователь выделила такие параметры, которые опосредованно связаны с интересом и могут характеризовать его интенсивность и устойчивость.
Учитывая диагностические
В соответствии с выделенными критериями были разработаны уровни познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира (таблица 2).
Методика «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина) имела цель: выявить уровень глубины развития интереса к содержанию и процессу учения. Результаты диагностики ПИ у учащихся третьего класса по методике «Перечень любимых занятий» были внесены в таблицы Приложения 4. После математической обработки была составлена сводная таблица (приведена в этом же приложении). В ней представлено процентное соотношение контрольной и экспериментальной групп по глубине ПИ.
Таблица 2
Соотношение критериев
Уровни познава-тельного интереса |
Методики | ||
|
|
| |
Критерии познавательного интереса | |||
Высокий |
заинтересованность в самом процессе действий;
творческий уровень;
пристрастие к сути явлений |
мотив склонности к умственной деятельности |
задание на интерес к способу решения |
Средний |
интерес учащегося к занимательности;
поисково-исполнительский уровень;
привлекательность для ребёнка фактов |
мотив социальной значимости учения (ради знаний, престижной профессии),
мотив хороших отметок |
занимательное задание |
Низкий |
мотив чувства долга |
задание, требующее простого ответа |
диагностических методик с уровнями познавательного интереса
Результаты диагностики «Перечень любимых занятий» представлены на рис. 1.
Экспериментальная группа имеет более высокие показатели по двум критериям, чем в контрольной группе: творческому уровню (10 % против 6 % в контрольной группе); интересу к сути явлений (32 % против 15, 4 %). Оба критерия характеризуют высокий уровень ПИ.
В свою очередь, контрольная группа превзошла экспериментальную по одному критерию высокого уровня ПИ - заинтересованности в самом процессе действий (42 % против 30 % в экспериментальной группе) и одному критерию среднего уровня - интересу к занимательности (77 % против 54 %). По двум критериям среднего уровня ПИ (поисково-исполнительский уровень и привлекательность фактов) результаты обеих групп практически одинаковые. Путём сложения показателей были вычислены ранговые места уровней ПИ. Например, для среднего уровня контрольной группы: 77 + 27 + 33 = 137 (первое место), для высокого: 42 + 6 + 15,4 = 63,4 (второе место). На рис. 1 можно отметить одинаковость ранговых мест уровней ПИ для обеих групп: первое место – средний уровень; второе место - высокий уровень.
Вторая методика «Закончи рассказ» М.В. Матюхиной имела цель: выявить доминирующий мотив учения. Результаты диагностики по данной методике сведены в таблицы Приложения 5 и представлены на рис. 2. Количество учащихся, показавших высокий уровень познавательного
интереса, практически одинаково в обеих группах (23 % и 24 %). По показателям среднего уровня ПИ:
По критерию чувства долга (низкий уровень ПИ) результаты в обеих группах практически равны (7 % и 8 %).
На рис. 2 можно отметить одинаковость ранговых мест уровней ПИ для обеих групп: первое место – средний уровень; второе место - высокий уровень, третье место - низкий уровень.
Третья методика «Выбора задачи-способа» (А.К. Дусавицкий) имела цель: выявить степень устойчивости направленности младшего школьника на способ осуществления учебной деятельности. Результаты диагностики по методике «Выбор задачи-способа» были внесены в таблицы Приложения 6. и представлены на Рис. 3.
В обеих группах процент учащихся с высоким уровнем познавательного интереса практически одинаковый: 34 % в контрольной группе и 36 % - в экспериментальной. Количество учащихся со средним уровнем ПИ в экспериментальной группе в два раза больше, чем в контрольной (16 % против 8 %). По критерию «задание, требующее простого ответа» результат контрольной группы превышает аналогичный результат экспериментальной группы на 10 % (58 % против 48 %). На основании результатов диагностики установлены одинаковые для обеих групп ранговые места уровней познавательного интереса: первое место – низкий уровень, второе место – высокий уровень, третье место – средний уровень ПИ.
Результаты диагностики по методикам «Перечень любимых занятий», «Закончи рассказ», «Выбор задачи-способа» позволили сделать следующие выводы:
В целом результаты констатирующего эксперимента показали, что экспериментальная группа незначительно опережает контрольную по показателям высокого и среднего уровня познавательного интереса и незначительно уступает по показателям низкого уровня.
Таким образом, появились предпосылки для следующего этапа экспериментальной работы: выяснить, как коллективная форма обучения влияет на формирование познавательного интереса.
2.2. Работа по формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира
Задачи: