Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:25, дипломная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ теории и современной практики формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса третьеклассников на уроках окружающего мира.
3. Определить результативность использования коллективной формы обучения на формирование познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством коллективной формы обучения
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы развития я познавательного интереса у младших школьников………………………….
7
1.2. Использование коллективной формы обучения в начальной школе…… 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у третьеклассников на уроках окружающего мира посредством коллективной формы обучения
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у третьеклассников…………………………………………………………….
33
2.2. Работа по формированию познавательного интереса у у третьеклассников на уроках окружающего мира……………………………
41
2.3. Динамика развития познавательного интереса у третьеклассников… 55
Заключение……………………………………………………………………. 67
Библиографический список………………………………………………….. 69
На основе этого С.Ц. Бадмаев выдвигает своё определение познавательного интереса. Это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная активность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нём [там же].
В определение ПИ С.Ц. Бадмаев вкладывает
следующие компоненты. Во-первых, интерес
в учебной деятельности – отношение личности
к учеб-ному предмету, к его
Е.С. Заир-Бек отдельно выделяет условия эффективности формирования познавательных интересов в процессе обучения, в котором осуществляется взаимосвязь познания с различными видами деятельности.
И.Н. Тренёва выделяет отдельно творческую составляющую черту феномена ПИ и высказывает следующие положения.
Творческий ПИ формируется только в деятельности, причём не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами учащихся [там же].
Мы принимаем точку зрения И.Н. Тренёвой, исходя из следующих соображений: определение познавательного интереса в трактовке упомянутого исследователя является комплексным и полным.
Э.А. Бараз подчёркивает, что ПИ – понятие динамическое. Он не только проявляется, но и формируется в соответствующей деятельности [3].
По мнению указанного исследователя, в целях продуктивного формирования познавательных интересов младших школьников необходима продуманная система стимуляции. Однако наряду со стимулами в психологии учебной деятельности используется понятие «антистимулы». К последним относят бедность сообщаемого учебного материала, несоответствие содержания обучения опыту учащихся, отрицательный эмоциональный фон, смысловой барьер между учителем и учеником, недооценку или переоценку познавательных возможностей школьников, недочёты в организации познавательной деятельности [там же]. На наш взгляд, выделенные Э.А. Бараз «антистимулы» наглядно представляют наиболее острые противоречия традиционного школьного образования.
Неудачи в учении порождают негативные эмоции, тормозят развитие познавательных интересов, что Э.А. Бараз подтверждает данными исследований Н.У. Садыковой. Согласно им, большинство детей, у которых была отмечена высокая учебная тревожность (антистимул), не имели содержательного познавательного интереса [3]. Следовательно, в системе учебных занятий широкое применение должны находить наиболее эффективные методы и формы организации учения младших школьников, способствующие возбуждению и развитию у них познавательного интереса, как говорит Э.А. Бараз [там же].
Учитывая необходимость рассмотрения узлового явления нашего исследования через его связи с пограничными явлениями, укажем то, что понятие ПИ тесно связано с понятием познавательной активности. По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность - это качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели [42].
По мнению Л.К. Гребёнкиной, познавательная активность является одним из важнейших личностных образований, обусловливающих эффективность процесса обучения. Воспитание её в процессе обучения происходит под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. С одной стороны, познавательная активность учащихся зависит от умения учителя создавать установку у каждого школьника на процесс учения. С другой стороны, как считает данный учёный, познавательная активность является показателем познавательных возможностей школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличия ценных мотивов учения. [1]
Из всего сказанного следует, что понятия познавательного интереса и познавательной активности неотождествимы, так как познавательная активность охватывает более широкий спектр психических процессов и свойств личности.
К позиции Л.К. Гребёнкиной близки взгляды В. Д. Шадрикова. Учёный акцентирует внимание на понятии активности мышления учащихся. Активность ученика, его интеллектуальная инициатива может проявляться в том, чтобы не довольствоваться одним, привычным подходом, а найти новый, оригинальный, попытаться усовершенствовать тот или иной объект. Это возможно в том случае, когда у учащегося сложилась познавательная мотивация, есть интерес к содержанию и процессу умственной работы, сформулированы её цели и т.п. [41].
Как утверждает В.Д. Шадриков, всякая деятельность, в том числе и мышление, порождается мотивами. Мотивы – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она осуществляется. Отсутствие собственно познавательной мотивации или недостаточная её сформированность ведут к тому, что реальная роль мышления в учебной деятельности уменьшается до предела [там же].
В то же время понятие ПИ, согласно Т.И. Шамовой, не должно сводиться лишь к мыслительной активности, но также включать перцептивный, мнемический и эмоциональный аспект [42].
Е.С. Заир-Бек высказывает следующее мнение: познавательный интерес школьника является одним из основных показателей становления его личности. Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребёнка, но осуществляется она далеко не всеми школьниками с охотой под влиянием положительной мотивации. А как известно, и теорией, и педагогической практикой доказано, что обучение только по принуждению не имеет той силы ни в образовании, ни в формировании личности растущих поколений, которую приобретает оно при наличии интереса к знаниям, к познавательной деятельности в школе [1].
Согласно взглядам указанного исследователя, процесс и результат формирования познавательных интересов школьников связаны с их активной познавательной деятельностью, с их позицией в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и влияние общения на становление интересов в обучении. Взаимообогащение учащихся в общении приводит к возникновению новых и укреплению имеющихся интересов, возможностей самовыражения в коллективе, взаимопомощи учащихся [там же].
Вместе с тем данный учёный выявил требования к педагогическому руководству учителя организацией различных видов деятельности в обучении с целью более эффективного формирования познавательных интересов школьников.
Применительно к третьему требованию можно предположить, что потенциальными возможностями для развития коллективных отношений в группе школьников обладает коллективная форма обучения - технология, разработчиком и теоретиком которой является В.К.Дьяченко.
Включение различных видов деятельности в учебный процесс образует сложную систему взаимосвязи, которая и обеспечивает обогащение каждой деятельности другими, на основе чего и укрепляются, и развиваются познавательные интересы школьников, становятся устойчивым образованием их личности [43].
Следующий подход на проблему ПИ младшего школьника представлен в трудах Г.И. Щукиной. В трактовке этого учёного познавательный интерес – интегративное свойство личности, особое качество, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное. Он, как и общий феномен интереса, имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Данный исследователь подчёркивает, что познавательный интерес нельзя расщепить на «составные», иначе происходит подмена его механизмов мотивами отдельных видов учебной деятельности. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат) [там же].
Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает как мотив, как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности [43].
Как и общий феномен интереса, ПИ выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень его влияния на личность [43].
Если в познавательном интересе так сильно и глубоко выражены важнейшие психолого-познавательные процессы и состояния человека, школьника, то естественным должно быть стремление учителя опираться в учебном процессе на познавательные интересы учащихся, предельно использовать их потенциальные возможности в целях совершенствования образования, воспитания, формирования и развития личности [там же].
Данный исследователь отмечает, что интересы младших школьников характеризуется сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Г. И. Щукина обращает особое внимание на то, что в учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приёмы обобщения, а также поиск учащимися обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников. А он чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему, по мнению данного автора, приближение цели деятельности к её результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес [43, С. 35, 36].
Формирование учебно-познавательных интересов школьников И.Н. Тренёва считает важной задачей для их социализации. Полноценное воспитание предполагает развитие у младших школьников познавательной потребности, которая направлена не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность [37].
Далее логика нашего исследования требует рассмотрения проблемы рассмотрения познавательного интереса младших школьников применительно к какому-либо учебному предмету из курса начального образования. В качестве оптимального нам представляется интегрированный курс «Окружающий мир», поскольку он объединяет элементы знаний нескольких образовательных областей как естествоведческого, так и обществоведческого содержания (естествознание, история, социология) Следовательно, выбор обусловлен большой содержательной наполненностью предмета.