Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68

Файлы: 1 файл

Введение(1) доработка 02(1)(1).doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики и  психологии детства

Направление: Педагогика профиль «Управление дошкольным образованием»

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей

 

Квалификационная работа

студентки заочного отделения  факультета дошкольного образования

Афанасьевой Гузель Ильдаровны

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Подивилова О.Н., к.п.н.,

доцент кафедры педагогики и психологии детства.

 

 

 

Работа допущена к  защите Работа защищена в ГАК

«___»_____________2013 с оценкой _____________

Заведующий кафедрой Председатель ГАК

________Трубайчук Л.В.  ______________________

Члены ГАК ____________

______________________

 

_______________________

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Оглавление

 

Введение

Процессы обновления учреждений образования в современных условиях требуют от воспитателя переориентации его сознания, профессиональной позиции на гуманистические ценности, позволяющих принимать компетентные решения. Стало очевидным, что источником механизма развития дошкольных учреждений является творческая деятельность воспитателя.

Произошедшие изменения, обновление дошкольных учреждений по- новому ставят вопрос о профессиональной компетентности воспитателя, наполняя содержание этого понятия новыми характерами.

Ранее, понятие «профессиональная компетентность» рассматривалась как сложный интегральный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в профессиональной среде.

Новая ситуация потребовала корректировки понятия «профессиональная компетентность». В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. На наш взгляд, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Вместе с тем еще часты случаи отождествления рассматриваемого нами понятия с другими, например с понятием «компетенция». Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова пытались доказать различия между ними: «Компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий» [1]. Компетентность — это некая личностная характеристика, а компетенция — совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик.

В «Педагогическом словаре» понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.[42, C. 14].

Разнообразие и разноплановость  трактовок понятия «профессиональная компетенция» обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и др. к решаемым исследователями научным задачам. Можно утверждать, что сущность понятия «компетенция» должна рассматриваться в контексте вопросов целеполагания.

Если рассматривать  формирование компетенции будущего педагога в рамках системы дошкольного образования, то можно говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т.е. о готовности специалиста к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе их обучения и воспитания, к эффективному взаимодействию с родителями детей, со специалистами дошкольного учреждения и т.д.

Данной проблеме посвящены  труды многих авторов. Вопросы развития профессиональной компетентности педагога рассматриваются в психолого-педагогической литературе по отношению к педагогу в общем. Изучаются теоретические основы повышения компетентности педагогов (В.А. Адольф, В.П. Бездухов, И.О. Котлярова и др.), условия эффективности формирования профессиональной компетентности педагога (Л.A. Башарина, Н.Е. Костылева, Е.В. Прозорова, С.С. Татарченкова и др.), исследуются проблемы диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства (Л.A. Башарина, М.И. Лукьянова). Раскрываются вопросы формирования отдельных компонентов профессиональной компетентности: развитие коммуникативной и социально-перцептивной компетентности учителя (Н.Н. Ершова, Е.В. Прозорова). Выявляются средства формирования профессиональной компетентности педагога: (Г.И.Захарова, Ю.А. Конев, Г.М. Соломина, В.И. Юдин).

В сфере дошкольного  образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров (И.В. Бичева), профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В. Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И. Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи определенного уровня (стратегического, тактического или оперативного) (В.Е. Морозова).

Тем не менее, недостаточно данный процесс освящен по отношению к дошкольному воспитанию, в особенности – по проблеме повышения профессиональной компетентности по вопросам нравственного воспитания дошкольников. Необходимость и актуальность данной проблемы определили  тему исследования: «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей».

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности педагога.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей будет наиболее успешным при реализации следующих педагогических условий:

  1. Проведение семинаров и конференций для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей.
  2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам нравственного воспитания детей через организацию и проведение родительских собраний и круглых столов.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
    1. Обобщить и сформулировать выводы по работе.

Методы исследования: теоретико-ориентированные: анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практико-ориентированные - наблюдение, анализ продуктов деятельности, тестирование, педагогический эксперимент.

 Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав (теоретической, в которой проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; практической – в которой проведена оценка эффективности предложенных нами условий формирования профессиональной компетентности), заключения, библиографического списка и приложения.

Работа над исследованием  проходила в несколько этапов:

  1. Констатирующий – на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, обосновывались теоретические аспекты изучения данной проблемы, выделялись положения, требующие практического доказательства; разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий – создание условий, способствующих формированию профессиональной компетентности.
  3. Контрольный – оценка эффективности педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности, обобщение и систематизация материала.

Базой исследования являются МДОУ № 407 и МДОУ № 414  г. Челябинска, общая выборка - 20 человек (в каждом ДОУ по 10 респондентов).

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей

1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога

 

Социально-экономические  преобразования России, реформы образования предполагают изменение содержания и методов обучения, их совершенствование. Изменяется социальный заказ, так как требуется развитие совершенно нового типа творческой личности, способной к жизни в изменяющихся современных условиях.

Характеризуя современную систему дошкольного образования, необходимо отметить ее целевую направленность на гармоничное развитие ребенка. Исходя из этой цели, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную систему, реализующую государственный образовательный заказ и отвечающую запросам потребителей образовательных услуг (дошкольников и их законных представителей).

В последнее время  проблемы дошкольного образования актуализируются в приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, что связано с увеличением численности неорганизованных детей дошкольного возраста, необходимостью удовлетворения образовательных потребностей детей разного уровня развития и, как следствие, развитием видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), обновлением требований к содержанию их деятельности. Развитие востребованных образовательной ситуацией профессиональных компетенций у воспитателей ДОУ является тенденцией последнего десятилетия в связи с появлением новых моделей и форм дошкольного образования, видов ДОУ.

Вариативная направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат – развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения – предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ и формирующих ее компетенций. Нормативные требования к педагогической деятельности воспитателя ДОУ отражены в квалификационных характеристиках и документах образовательного учреждения. Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, отличающихся содержательно от традиционно реализуемых воспитателями функций, тогда как стандарты профессионального образования содержательно и технологически ориентированы, в основном, на подготовку будущих воспитателей к работе в ДОУ общеразвивающего вида и не всегда учитывают быстро меняющуюся ситуацию в дошкольном образовании: наращивание видового разнообразия ДОУ с учетом образовательных потребностей различных категорий детей и уровня их развития, обновление вариативного содержания дошкольного образования [5].

 В настоящее время основными принципами реформы системы образования называют демократизацию и гуманизацию, само же образование является средством существования личности в современном мире, способ саморазвития личности. При этом происходит смена приоритетов в образовании, особая роль придается культурообразующей функции, формированию, прежде всего человека образованного, культурного. Средством достижения этого идеала, целью образования становится, по мнению В.В. Соколовой, коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру [15].

Все чаще в психолого-педагогической литературе высказывается мнение о том, что трудности внедрения новых программ образования в значительной степени зависят от недостаточной подготовки педагогов, сложностью их перестройки на новый уровень преподавания, к педагогическому творчеству.  Понятие «готовность» в педагогике и психологии трактуется по-разному. Так различают следующие компоненты:

  1. профессиональную готовность, т.е. субъективное состояние личности, считающей себя способной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить;
  2. профессиональная подготовленность – оптимальный результат профессиональной подготовленности и обученности личности;
  3. готовность к труду -  образование, включающее в себя операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, особенности мотивов и интересов к труду, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека, профессионально значимые качества личности) компоненты [8].

П.П. Алексеева, В.В. Сериков  и др. полагают, что готовность к  профессиональной деятельности включает в себя не только обученность способам осуществления профессиональных функций, но и систему качеств личности, сформированность положительного отношения к труду, проявляющаяся в активно-положительном отношении к профессиональной деятельности [2].

Адресаты должны приобретать  необходимые профессиональные компетенции педагога. Эти общие профессиональные компетенции состоят из двух основных групп: технические профессиональные компетенции и типичные инженерно- педагогические компетенции в узком смысле.

Компетенция (от англ. competence) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Информация о работе Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания