Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68
Анализ психолого-
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: приобщение родителей к педагогическому процессу; расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Сущность нравственного
воспитания заключается в
Главный путь нравственного воспитания ребенка – общение с взрослым, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, помогающий ребёнку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.
Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных усилий семьи и детского сада при активном избирательном отношении ребенка к ценностям своего окружения и самостоятельном воспроизводстве социальных связей [22].
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов.
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а на занятии – обобщил.
Создание альянса родители - ДОУ - шаг к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и воспитатели, и дети, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания [30].
Отличительной чертой воспитательного процесса ДОУ является его развивающая направленность, которая проявляется в создании условий, позволяющих каждому ребенку реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы и желания. Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского сада является воспитание всесторонне развитого ребенка. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, стараемся выработать единство требований педагогов и родителей к вопросам воспитания.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физические и психологические аспекты? Как наладить контакт с детьми? В какие игры с ним играть? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью, педагогический коллектив решил направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Прежде всего - через родительское собрание. Ориентируясь на достижения современной психологии, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:
В рамках взаимодействия с семьёй в ДОУ, одной из эффективной форм поддержки является «Семейная гостиная». В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч – один раз в месяц с ноября по май. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:
Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники и т. д.).
Особо мы остановимся на таких формах взаимодействия, как родительское собрание и круглый стол.
Родительское собрание – это основная форма работы педагога с родителями, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Моделирование перспектив и задач в учебном году. Разбираются вопросы физического воспитания дошкольников.
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Подготовка родительского собрания:
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с
темой собрания изготовить
4. В детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм
активизации родительского
6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.
7. Внимание родителей
к собранию привлекаем с
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих
идей и соображений можно
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.