Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68

Файлы: 1 файл

Введение(1) доработка 02(1)(1).doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Cовокупность компетенций,  наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью [6].

 

Бывают такие виды компетенций, как

  1. Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
  2. Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  3. Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями [16].

Профессиональная компетенция  педагога в том и состоит, что  он, опираясь на возможности ребенка, на понимание механизмов, которые влияют на его самооценку, находит адекватные способы поддержки его стремления успешно выйти из проблемы. Понимая сильные и слабые стороны ребенка, он помогает ему опереться на свои силы и дополняет его там, где школьник, как бы ни старался, объективно пока с чем-то справиться не может. Взаимодействие основывается на возможности совместно решить и преодолеть проблему.

Особый интерес представляют собой  исследования готовности к профессиональной деятельности (в современной теории педагогики «готовность к профессиональной деятельности» заменена понятием «профессиональная компетентность») М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые определяют ее как устойчивую характеристику личности (подготовленность или длительная готовность). Она действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать [22].

Компетентность –  это предпосылка успешной деятельности. В связи с этим авторы рассматривают  готовность к профессиональной деятельности в виде взаимосвязанных компетенций:

  1. мотивационной (положительное отношение к профессии, интерес к ней, потребность успешно выполнять поставленную задачу, стремиться добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
  2. ориентационной (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности);
  3. операциональной (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения);
  4. волевой (самоконтроль, самобилизация, умение управлять действиями);
  5. оценочной (самооценка собственной профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам) [8].

Вопрос о личности педагога в настоящее время является одним из основных вопросов общей педагогики. Современное общество предъявляет к личности педагога ряд требований, без которых признание последнего высококлассным специалистом невозможно.

В широком значении педагог –  это «мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни» [7]. В более узком, профессиональном значении педагог- это человек, специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Так, по мнению В.М. Коротова, педагогическая деятельность – «это особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями» [7].

А.М. Маркова под педагогической деятельностью понимает «профессиональную активность, в которой с помощью различных сфер воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания [5].

Профессионально-личностными  качествами педагога называют «совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога… Они представляют собой вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры» [9].

Анализируя литературу по данной проблеме (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина и др.) следует отметить, что большинство  авторов выделяют две основных составляющих специалиста: профессиональную (в которую  наряду с квалификационными требованиями государственного стандарта входят такие характеристики как компетентность, интеллектуальность, социально-правовое сознание, инициативность, самоорганизация, саморегуляция) и личностную (ответственность, добросовестность, социопривлекательность, психическое здоровье, креативность, контактность, самостоятельность  и т.д.). [14].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Ю.П. Азаров, Л.И. Мандрыгина, А.В. Мудрик, Н.И. Щукина и др.), структуру  профессиональной компетенции педагога можно представить следующим образом:

  1. профессиональная подготовка – ориентация на профессию, профессиональная направленность, готовность к школьному труду, профессиональная ориентация;
  2. творчество педагога, включающее в себя педагогический интеллект, педагогическую компетенцию, индивидуальный стиль деятельности;
  3. профессионализм педагога – новаторская деятельность, профессиональный рост, совершенствование собственных профессиональных навыков, профессиональная активность;
  4. педагогическая культура – педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.

Анализ литературы позволил выделить общие характеристики  профессионально-педагогической компетенции:

  1. интерес, доброта, уважение, забота и любовь к детям;
  2. осознание социальной значимости труда учителя, следовательно, осознание себя субъектом педагогической деятельности;
  3. увлеченность педагогической работой;
  4. ответственное отношение к своим обязанностям;
  5. психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;
  6. личная вовлеченность педагога в воспитательную работу;
  7. стремление содействовать личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка [14].

В качестве компонентов  общей направленности личности В.Г. Пищулин выделяет: систему нравственных ценностей (особое внимание придается патриотизму, честности, гуманности и принципиальности); развитое валеологическое и экологическое сознание [51].

Деятельностный компонент  включает овладение всеми компонентами педагогической деятельности и организацию  самостоятельной практической деятельности. Под эмоционально-оценочным компонентом понимается формирование соответствующих отношений с миром при активности и заинтересованности самого обучаемого; через продукты своей деятельности педагог осознает свои возможности, свои достоинства и недостатки, свои замыслы и намерения, умение адекватно оценивать ситуацию, способность к эмпатии и рефлексии.

Коммуникативный компонент  предусматривает овладение основными формами коммуникативного поведения; умения преобразовывать педагогические задачи в коммуникативные; овладение закономерностями и механизмами общения; овладение особенностями взаимодействия и саморегуляции в педагогическом общении [19].

Все эти компоненты должны быть сформированы у педагога, то есть представлять собой личностную установку специалиста.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – это непрерывный, внутренне противоречивый процесс качественного совершенствования себя как субъекта профессионального педагогического взаимодействия. Он обеспечивает расширение смысловых границ профессиональной деятельности и своих возможностей в ней, повышение уровня целостности, субъектности воспитателя.

Закономерности становления  профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения обнаруживаются в качественных изменениях профессиональной деятельности, поведения и отношений воспитателя к другим субъектам взаимодействия, своему профессиональному совершенствованию. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Источником профессионального  саморазвития становится постоянно  развивающаяся общность: воспитатель – дети – родители – старший воспитатель – коллеги – администрация, а главной движущей силой – противоречие между реальным уровнем профессионального саморазвития воспитателя и потребностью в совершенствовании себя как субъекта взаимодействия [2].

Существующие исследования в этом направлении показывают, что  правомерно выделить основные сущностные социально-педагогические характеристики воспитателя как саморазвивающегося субъекта профессиональной деятельности и поведения:

  1. направленность на непрерывное саморазвитие, преодоление своих и воспитанников нормативных пределов, перспективность в мышлении, профессиональном поведении, постоянный поиск, утверждение смыслов профессиональной педагогической деятельности;
  2. высокая адаптивность к изменениям педагогической действительности, мобильность и успешность в использовании новых программ, технологий;
  3. адекватное решение профессиональных и личностных проблем (своих и воспитанников), возможность осознанной коррекции профессиональной деятельности и поведения;
  4. открытость новому опыту, профессиональная активность, творческая индивидуальность, готовность к решению задач креативной педагогической деятельности, самостоятельность мышления и деятельности, отказ от стереотипов, штампов, свобода и оригинальность в использовании педагогических средств, форм, позиций во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами;
  5. самокритичность, ответственность, целесообразность;
  6. перспективность в отношениях, постоянное повышение уровня взаимодействия, коммуникации с другими субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами) [17].

Наиболее полно понимание  профессионального саморазвития воспитателя ДОУ раскрывают его функции, выделенные на основе сущностных характеристик:

- адаптации (адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды);

- компенсации (коррекция профессионального поведения и деятельности);

- оценочная (осмысление результатов педагогической деятельности, самокритичность);

- активности (открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов);

- коммуникативная (общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса придает уверенность в себе, профессиональную современность);

- смыслообразующая (активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации).

Реализацию данных функций  в становлении профессионального  саморазвития воспитателя ДОУ обеспечивают компоненты: ценностно-смысловой (представлен наличием потребности в профессиональном саморазвитии, ценностных ориентаций, смыслов и мотивов, осознанием своей роли и предназначения, самоопределением в разных педагогических ситуациях, осмысленностью профессиональной деятельности), содержательно-поисковый (характеризуется проявлением самостоятельности в достижении цели, открытостью новому, продуктивностью поиска благодаря способности к самовыражению, самообразованию, самовоспитанию), результативно-оценочный (проявляется в способности к самооценке профессионального поведения и деятельности, обеспечивает уверенность, самостоятельность, автономность) [24].

Для развертывания процессов  саморазвития большое значение имеет  уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит  в том, чтобы соотнести уровень  своих притязаний с достигнутым  результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести в формированию завышенной самооценки.

Изучение характера  затруднений в деятельности педагогов  показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность.

Составной частью профессионального  саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и  навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и не учебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы и для культурного отдыха.

Информация о работе Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания