Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68

Файлы: 1 файл

Введение(1) доработка 02(1)(1).doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, классификация и сравнения, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности и иные условия;

- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный  путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий.

В этом плане значимой проблемой является оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли педагог этой способностью, можно по тому, научился ли осуществлять следующие действия:

- целеполагание (ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития);

- планирование (выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития);

- самоконтроль (осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось);

- коррекция (вносить необходимые поправки в результаты работы над собой) [1].

Овладение такими действиями требует  времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На первой стадии овладения профессиональным самовоспитанием цели и задачи, которые  ставит начинающий профессионал, неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены.

На второй стадии овладения саморазвитием  целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой специалист, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта, процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность – существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития: целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция – осуществляются автоматически, непринужденно.

Достижение этого возможно только в том случае, если воспитатель  готов заниматься самообразованием и саморазвитием, готов устанавливать конструктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного пространства, ориентирован на достижение вершин в развитии профессионализма личности и деятельности.

 Таким образом, под профессиональной компетентностью мы понимаем совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др., т.е. можно сказать, что эффективность педагогической деятельности зависит от практической и психологической готовности человека к этому виду деятельности. При этом психологическая готовность выступает в виде сформированных психических процессов и отдельных качеств личности, а педагогическая готовность предусматривает овладение основными общепедагогическими умениями, направленными на осуществление педагогической деятельности.

1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей

 

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать целенаправленную деятельность по формированию личности гражданина, которая осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В тоже время признаётся и наличие целенаправленных, стихийных влияний. Такое дуалистическое понимание нравственного воспитания уже не соответствует реальной действительности, оно должно быть переосмыслено.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет  общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает школьников к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду, в школе оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

За последние годы в нашей стране произошли серьезные  изменения. Россия стремится стать  открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию [14].

Одной из ведущих тенденций  образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует от педагогической науки развития концептуальной системы взглядов, интегрирующей ценностные основания традиционных и инновационных процессов.

Основываясь на традиционности, открытости, духовности русского национального сознания, педагогика дореволюционной России признавала приоритет нравственного начала в личности человека.

Важный вклад в развитие проблемы нравственного воспитания в ХХ столетии внесли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они подчеркивали необходимость глубокого изучения индивидуальности каждого ребенка, его возрастных, физиологических и психологических особенностей, важность формирования свободного мышления, гуманных черт характера у детей, гуманизации отношений в детском коллективе. Указанные идеи конкретизировались в гуманистических концепциях нравственного воспитания школьников, утверждающих ценность личностно-ориентированных приоритетов (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, А.П. Кондратюк, З.И. Равкин и др.) [20].

В 50-ых годах в центре внимания ученых находилась проблема воспитания у ребенка нравственных качеств. Исследователи изучали процесс их становления и развития, определяли условия, способствующие реализации поставленных задач [4].

Так, в работе А.В. Суровцевой (1952 г.) предметом исследования становится процесс воспитания у детей воли. Автор подчеркивает, что в волевом поведении всегда присутствует организованность, дисциплина, настойчивость, осознание ответственности и чувство долга. Развитие воли, по мнению А.В. Суровцевой, начинается с появления в сознании ребенка цели, пусть даже примитивной. Большой скачок в развитии воли связан со становлением речи, когда взрослый получает возможность регулировать поведение ребенка словом, а ребенок обнаруживает стремление понять и осмыслить явления окружающего мира [62].

Главным условием развития волевого поведения автор считает  сообщение правил детям таким образом, чтобы они понимали разумность заключенных в них требований. Необходимым также является поддержание в группе порядка, сознательной дисциплины организованности детей, включение их в активную деятельность, организацию интересных занятий, «проникнутых идейным содержанием».

Процесс нравственного  воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Главная функция воспитателя  в процессе нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [13].

Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание» [16].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Основные ориентиры  нравственного воспитания в современной  педагогике, которые можно выделить, интегративные понятия и характеристики, к которым следует стремиться:

  1. Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
  2. Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
  3. Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
  4. Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
  5. Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
  6. Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе [20].

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

  1. Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
  2. Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
  3. Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [18].

Принципами нравственного  воспитания в современной педагогике называют:

1. Взаимосвязь и взаимодействие  знания – чувства – поведения  как важнейший принцип соотнесения  усвоения с освоением и присвоением  смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» детьми нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития дошкольников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления дошкольников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития дошкольников.

Информация о работе Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания