Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68
2. Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников как основной принцип всей воспитательной политики образовательного учреждения. Он выступает побудительной основой самоопределения дошкольников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у дошкольников самостоятельного, не догматичного мышления.
3. Актуализация проблемного
характера воспитательных
Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания [14].
Развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Это тот опыт, который будет использовать его мозг в процессе творчества, и чем богаче этот опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций можно построить.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя [33].
Основными формами повышения квалификации, на наш взгляд, в рамках дошкольного образовательного учреждения является семинары и конференции. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм нравственного воспитания может быть проведен семинар-практикум. Цель семинаров-практикумов, проводимых с педагогическим коллективом МДОУ – помочь воспитателю в организации развивающей, воспитательной, коррекционной работы на занятиях.
Работа воспитателей чаще организуется по группам. Как показала практика, такая форма более эффективна, так как позволяет рассмотреть большее количество вопросов и активизирует деятельность педагогов; объединяет воспитателей с учетом уровня их педагогической компетентности, стажа работы, возраста воспитанников; помогает обмениваться опытом, высказывать свое суждение, не боясь его ошибочности, и прийти к правильному пониманию и решению проблемы.
Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Их целью является – повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми.
Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар может быть постоянно действующим и временным. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Обычно предусматривается постоянный состав участников семинара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие – старших. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада, ну и, конечно, руководители могут рекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия.
Далее охарактеризуем виды семинаров. К одному из видов семинаров относятся семинары – конференция. Этот вид семинара предъявляет определенные требования к деятельности обучаемых как на этапе подготовки к занятию, так и в процессе проведения. Готовя самостоятельно доклады, рефераты, сообщения студенты пользуются несколькими источниками нередко ставят оригинальные опыты и проводят наблюдения. На занятии докладчик лично и последовательно излагает свои мысли, аргументируя их фактами и примерами. Другие участники семинара внимательно слушают выступающего и в случае необходимости дополняют и уточняют его ответ. Существуют разные варианты проведения таких семинаров. В одних случаях преподаватель сам определяет докладчиков, содокладчиков и оппонентов (они заранее знакомятся с содержанием доклада). Слабая сторона этого подхода в том, что значительная часть студентов не принимает активного участия в обсуждении учебного материала. Да и те, кто выступает, готовятся лишь по одному вопросу и остальные усваивают недостаточно глубоко. Но есть и достоинства: семинар приучает анализировать услышанное, самостоятельно делать выводы, сообщения, развивает критичность мышления, другие важные качества личности.
Следующим видом является семинар - развернутая эвристическая беседа. Специфика семинара в том, что тема делится на небольшие по объему, тесно связанные между собой вопросы, которые формулируются в виде познавательных задач, что приводит к постановке и решению следующих. Это позволяет вовлечь в обсуждение учебного материала большее число участников.
Семинар не предусматривает подготовки письменных докладов, рефератов, сообщений. Цель семинара - эвристическая беседа - научить глубоко и сознательно овладевать знаниями на основе самостоятельной проработки небольших по объему вопросов. Развить умения преподавать знания другим, вести полемику, аргументированно и доказательно выступать перед аудиторией.
Также рассматривают семинар-диспут. Такой семинар помогает формировать такие личные качества, как принципиальность, убежденность, уважение к иному мнению, развивает логическое мышление, развивает устную речь. Хорошо организованный диспут захватывает всех, что важно для решения познавательных и воспитательных задач.
На семинаре-диспуте обсуждают результаты самостоятельной работы, усваивают знания. Происходит это в процессе полемики, столкновения разных точек зрения, дискуссии. Во время полемики участники учатся аргументированно защищать свою точку зрения. В этом плане семинар – диспут является одним из важных средств преобразования знаний в убеждения. Ситуация полемики помогает преподавателю глубже разобраться в личностных особенностях студентов.
Семинар для изучения новой темы заключает в себе обзорное ознакомление с темой и ее детальное изучение.
Семинар для обзорного ознакомления с темой - в этом случае только участники, готовящие и делающие сообщения по вопросу, получают задания по теме. Самостоятельно готовясь к выступлению, они выделяют, по их понятиям, главное. Задача руководителя заключается в том, чтобы выяснить, смогли ли студенты выявить суть вопросов. Только после этого следует сделать необходимые дополнения, расставить верные акценты.
Семинар – практика посвящен составлению оригинальных задач поискового, творческого и исследовательского характера. Такие семинары проводятся по большим темам.
Еще различают комбинированные семинары по дидактическим целям, когда одновременно решается несколько учебно-воспитательных задач, комбинированные семинары по способу проведения (доклады, рефераты, сообщения переходят в развернутую беседу, решение и составление задач).
Одним из видов семинара является межпредметный семинар. Важной особенностью семинара является то, что для ответа на обсуждаемые вопросы студенты должны актуализировать свои знания и умения по нескольким учебным дисциплинам. Межпредметные семинары дают возможность всесторонне и глубоко раскрывать сложные взаимосвязи, существующие в природе, в организме, обогатить знания.
Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготавливается выставка. Воспитатели учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообщение по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и др.
Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания, темы и цели занятия. Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В
ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.
Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками. В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Это могут быть: наглядные материалы, подготовленные воспитателями, рекомендации к их использованию, выставка работ, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи и т. д.
Материалы семинаров
и семинаров-практикумов
Пример семинара по вопросам нравственного воспитания приведен в Приложении 1.
Различают три вида конференций: научно-теоретическая, научно-практическая, научно-техническая. Все их объединяет одно общее, это в первую очередь научные конференции, т.е. так или иначе они должны способствовать развитию науки в целом и отдельных её аспектов.
Представляются новые
Если мы говорим о научно- практической конференции, то здесь научные исследования в той или иной сфере деятельности проводятся не теоретически, а практически. Выступающие с докладами раскрывают проблему, основываясь на своих личных, а также своих коллег, наблюдениях и проведённых исследованиях, и делает вывод, обобщая полученные результаты.
Научно-технические
В качестве обязательного элемента любая официальная конференция должна иметь ряд письменных правил, которые направляют и определяют деятельность участников, к которым председатель прибегает в случае сомнения или несогласия. Это должны быть либо постоянные правила, принятые во время предыдущей сессии и рассматриваемые как стандартные последующими сессиями, или же они должны быть представлены на рассмотрение и утверждение новой конференции. В этом случае правила распространяются в виде проекта с указанием даты и места проведения конференции, соответствующее уведомление о которой всегда должно рассылаться заранее.
В повестку конференции включаются вопросы для обсуждения в порядке их рассмотрения. Проект или предварительная повестка обычно подготавливается членами комиссии или секретариата конференции и, в случае проведения обычной конференции, включает обязательные пункты (например, утверждение протокола предыдущего заседания); вопросы для рассмотрения, оставшиеся с прошлой сессии; вновь поданные на рассмотрение вопросы. Повестка должна быть распространена до начала конференции, с тем, чтобы участники имели возможность внимательно изучить предложенные к обсуждению пункты. Таким же образом вопросы, включаемые в повестку, должны быть направлены в секретариат и/или членам комиссии заблаговременно, с тем, чтобы они успели их обработать и уведомить участников.
Права участников, как и ограничения их действий, обычно оговорены в правилах процедуры, но могут вноситься изменения в случае, если председатель считает это необходимым для достижения удовлетворительного результата и нормального хода конференции без намеренных или ненужных задержек. На конференции решения обычно принимаются на основе письменных предложений, поданных на рассмотрение одним или несколькими участниками. Предложения рассматриваются как проекты резолюций. Пример конференции представлен в Приложении 1.