Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:15, дипломная работа
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность предложенных педагогических условий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональная компетентность», ее виды, «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Определить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей.
Обобщить и сформулировать выводы по работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме нравственного воспитания детей 8
1.1 Понятие и структура профессиональной компетентности педагога 8
1.2 Организация мероприятий для педагогов ДОУ по обсуждению актуальных вопросов нравственного воспитания детей 21
1.3 Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам нравственного воспитания детей 33
Выводы по главе 1……………………………………………………………….44
Глава 2. Экспериментальное исследование по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.1 Определение исходного уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска по вопросам нравственного воспитания детей 46
2.2 Формирующий этап эксперимента по реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении 51
2.3 Оценка эффективности условий формирования профессиональной компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении……………………………………54
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Приложение 68
«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
«Круглые столы» характеризуются тем, что:
- проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
- обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
- в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
- участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.
«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.
Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.
Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:
- время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;
- количество участников не должно быть очень большим;
- следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
- время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
- ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.
- вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.
Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.
Проанализированные нами формы работы с родителями, такие как круглые столы, родительские собрания, в процессе взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания позволяют решать определенные вопросы по проблеме нравственного воспитания совместными усилиями, что оказывает влияние на эффективность и комплексность изучаемых вопросов.
Компетентность — это совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств.
В основе авторитарности профессиональной деятельности педагога почти всегда в качестве основной причины обнаруживается его низкая профессиональная компетентность.
Согласно исследованиям Дж. Равена, компетентность характеризует единство когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта.
Современная образовательная
стратегия ориентирует
Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме нравственного воспитания детей будет наиболее успешным при реализации следующих педагогических условий: организация и проведение совместных мероприятий по обсуждению актуальных вопросов по проблеме нравственного воспитания среди воспитателей (организация семинаров, конференций); организация деятельности педагогов по созданию условий по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам нравственного воспитания (через организацию и проведение родительских собраний и круглых столов).
Для проведения исследования была сформирована группа участников эксперимента. В нее вошли воспитатели МДОУ № 407 и МДОУ № 414 г. Челябинска в количестве 20 человек (в каждом ДОУ по 10 респондентов). Средний возраст испытуемых выборки 34,5 лет, уровень образования – высшее – 66,7%, среднеспециальное – 33,3. Основной спектр деятельности –воспитательная работа в рамках МДОУ с детьми дошкольного возраста. Согласно программе эксперимента из воспитателей МДОУ были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в каждую группу входили по 10 воспитателей из каждого МДОУ. Участие в исследовании было добровольным. Все участники были ознакомлены с целями исследования.
На основе выделенных показателей нами была подобрана методика позволяющая определить уровень профессиональной компетентности:
Модифицированная методика «Экспертная оценка профессиональной компетентности» (Л.И. Писарева). Предлагаемая процедура оценки уровня квалификации педагогических работников в ходе их аттестации базируется на профессиональном стандарте педагогической деятельности, разработанный группой специалистов под руководством академика В.Д. Шадрикова. На основе профессионального стандарта выделены базовые компетенции, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. В процессе аттестации педагога проводится оценка указанных базовых педагогических компетентностей. Оценка проводится группой экспертов, осуществляющих анализ деятельности педагога и ее результатов на основе посещения занятий, изучения рабочей программы, информационно-методических и других материалов, разработанных и используемых педагогом. При необходимости для повышения обоснованности и объективности оценки к процессу аттестации могут быть привлечены руководители и специалисты образовательного учреждения, представители общественности, обучающиеся и их родители, которые могут предоставить дополнительную информацию о педагоге. Соответствие личностных характеристик и характеристик профессиональной компетентности содержанию деятельности является непременным условием успешного ее осуществления.
Экспертная оценка профессиональной компетентности представлена в сводной таблице 1, где каждое качество и умение профессиональной компетентности представлено средним баллом, полученным при независимой оценке родителей, коллег по работе, руководства.
Оценивание в данной методике проводилось по пятибалльной системе, в которой 5 баллов – высокий уровень, «качество, умение выражено ярко», 4 балла – уровень выше среднего, «указанное качество, умение проявляется на достаточном уровне», 3 балла – средний уровень, «указанное качество, умение проявляется фрагментарно, избирательно», 2 балла – низкий уровень, «указанное качество, умение проявляется редко или не проявляется вообще».
Экспертами каждого
воспитателя выступали
Таблица 1. – Результаты методики «Экспертная оценка профессиональной компетентности» воспитателей экспериментальной группы
Умения профессиональной компетентности |
Имена респондентов |
| |||||||||
Ирина К. |
Мария Ц. |
Ирина Е. |
Анна Л. |
Ольга Д. |
Наталья Г. |
Светлана У. |
Мария Ф. |
Владлена Т. |
Светлана Я. |
Общий уровень | |
тактичность |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
умение расположить к себе |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
понимание собеседника |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
грамотная речь, умение говорить |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
умение слушать собеседника |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
убедительность |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
критичность |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
ср.балл |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Рисунок 1 – Экспертная оценка профессиональной компетентности воспитателей экспериментальной группы по компетенциям.
Представленные компетенции в экспериментальной группе выражены в большей степени на среднем уровне, т.е. указанное качество проявляется фрагментарно, избирательно.
Анализ данных показывает, что у 7 человек из 10 в экспериментальной группе профессиональная компетентность находится на среднем уровне, т.е указанные качества, умения проявляются фрагментарно,избирательно. У одного из испытуемых эти качества на низком уровне,и у 2 на уровне выше среднего,указанные качества проявляются на достаточном уровне.
Таблица 2 – Результаты методики «Экспертная оценка профессиональной компетентности» воспитателей контрольной группы
Умения профессиональной компетентност |
Имена респондентов |
Общий уровень | < |