Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа
В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15
2.2. Методика работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня
сформированности сенсорных
2.2. Методика работы
по формированию сенсорных
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы по формированию
сенсорных эталонов формы и величины у
детей 6-го года жизни через совместную
деятельность с педагогом………………………………………….…………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Одна из основных задач воспитания
в дошкольном возрасте – своевременное
познавательное развитие. На современном
этапе важнейшей проблемой
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов деятельности дошкольника. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Составляя основу всей умственной деятельности человека, восприятие играет существенную роль в различных видах деятельности, является регулятором различных практических действий.
Проблемой ознакомления детей с формой и величиной занимались отечественные и зарубежные ученые: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.А. Флерина, Л.А. Венгер, Н.Н. Подьяков, З.М. Истомина, Н.П. Саккулина и многие другие. В своих исследованиях они изучали сенсорное развитие и в частности восприятие формы и величины. Использование формы и величины, как обязательного признака предметов и их применение для передачи характерных признаков предметов и объектов.
В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.
Дидактические игры, упражнения, различного вида задания и поручения являются одной из форм совместной деятельности педагога и детей, как средство обучающего воздействия взрослого на ребенка. Они активизируют интеллектуальную деятельность путем формирования умственных операций и действий, обучают построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные связи.
Таким образом, в пределах сенсорного восприятия подготавливается переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности, что определило актуальность выбранной темы: «Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом».
Объект: сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения: формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом будет эффективнее осуществляться при следующих педагогических условиях:
1. Включение дидактических игр направленных на совершенствование представлений детей о форме и строении предметов, о взаимоотношении их частей между собой.
2. Включение дидактических упражнений на формирование и совершенствование непосредственных чувственных впечатлений ребенка о предметах и вещах в свободную деятельность детей.
2. Использование заданий с целью развития быстроты сенсорных реакций и ориентировок в индивидуальной работе на прогулках и в группе.
Задачи:
В работе используются такие методы психолого-педагогического исследования:
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Сенсорные процессы на протяжении дошкольного детства испытывают значительное развитие. С возрастом дети начинают правильнее и полнее воспринимать форму предметов, их величину, пропорции, взаимоотношение отдельных частей предметов и т.д. Во второй половине дошкольного детства ребенок продолжает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления — сенсорные эталоны и наглядные модели. Старший дошкольник овладевает общими принципами анализа самых различных форм и показывает высокие результаты при восприятии конкретных форм предметов.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством основные разновидности качеств и свойств предметов. Так, эталонами восприятия являются цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, высота и долгота звуков, временные промежутки и т.д. Эти образцы были созданы в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве мерок, эталонов, при помощи которых устанавливается соответствие воспринимаемой действительности тому или иному эталону из системы упорядоченных эталонов. Освоение сенсорных эталонов вооружает ребенка представлениями о том, какие бывают свойства у предметов и явлений, и позволяет ориентироваться в них.
На 4-м году жизни ребенок усваивает и хорошо использует название форм предметов (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), а на 5-м его можно научить зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому помогают занятия аппликацией и конструирование из кубиков). Самое трудное для детей — усвоить эталоны величины, так как дошкольники еще в достаточной степени не владеют системой мер. К 5 годам они хорошо владеют представлениями о геометрических формах, отношениях 3—4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).
Но наряду с этими достижениями восприятие в это время имеет массу несовершенств — сплошь и рядом дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Дело в том, что четкие представления в это время складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Так, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы, прямоугольники может воспринимать как квадраты, особенно если их отличия от квадрата незначительны.
Если старшим дошкольникам предлагают срисовать какую-либо фигуру или воспроизвести цвет, они редко делают ошибки. Если попросить старшего дошкольника срисовать контур фигуры и внутренние детали, то он лучше или хуже изобразит либо контур, либо детали, но даже не попытается изобразить и то, и другое. При возведении постройки по образцу ребенок легко находит нужные детали, если они разложены по отдельности, но если нужная деталь включена в другую постройку, которую можно разобрать, он не выделяет ее из целостной конструкции.
Эксперименты показали, что несовершенство восприятия обнаруживается при зрительном и тактильном обследовании предметов и изображений.
В старшем дошкольном
возрасте восприятие развивается вместе
с наглядно-образным мышлением и
воображением по 3 основным направлениям:
К 6 годам ребенок умеет планомерно и последовательно ощупывать, осматривать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами. Если младший дошкольник извлекает осмысление этих свойств из действий с предметом, то старший может пользоваться только одним зрительным восприятием.
Совершенствование действий восприятия у дошкольников идет по пути преобразования внешних ориентировочных действий в действия восприятия. Ориентировочные действия позволяют ребенку расширить круг решаемых задач, но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних ориентировочных действий (сравнить свойства нескольких объектов, опознать объект по частичным свойствам и т.д.), то ребенок возвращается к внешним действиям. Лишь тогда, когда разнообразные сенсорные эталоны будут усвоены полностью, ребенок перестанет нуждаться во внешних опорах действия и станет прибегать к ним только в наиболее трудных случаях.
В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность, представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и в принципе легче дается ребенку).
Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу и на ней развивающихся. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи общего развития ребенка.
Совместная деятельность с педагогом – организованная педагогом система активности детей, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.[55-c.12]
Каждый блок педагогического процесса (обучение на занятиях совместная деятельность педагога с детьми и свободная самостоятельная деятельность) имеет свое непреходящее значение для формирования у детей сенсорных эталонов, осознание причинно-следственных связей между целостным объектом и его признаками, оценочных суждений и т.д. (Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Т.А.Маркова и другие).