Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15
2.2. Методика работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Сенсорные эталоны.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Итак, все  приведенные игры («Ледоход», «Школа», «КВН дружных детей») были направлены на формирование у детей обобщенных представлений, но, в отличие от ранее рассмотренных, имели более сложную игровую форму, состояли не из одного, а из двух игровых действий: изображения элементарных сюжетно-ролевых отношений и соревнования. Опыт показал, что организация комбинированных дидактических игр вполне оправдана. Эти игры были доступны и интересны детям и явились хорошей формой педагогического сотрудничества и воздействия.

 

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

Для подтверждения  выводов формирующего эксперимента был  повторно проведен диагностический  этап констатирующего эксперимента. 

На данном этапе решали следующие задачи:

1. Обработка результатов  контрольного этапа опытно-экспериментальной  работы.

2. Сравнение данных  констатирующего и контрольного  этапов экспериментов.

3. Оценка эффективности  специально составленного комплекса  дидактических игр, направленного на формирование сенсорных эталонов формы и величины у старших дошкольников.

Контрольный этап эксперимента проводился в тех же условиях и  на основе тех же методик, что и на констатирующем этапе.

Методика №1. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.   

Обработка данных.

 

Ф.И. детей

Успешность выполнения задания

Правильное

Неправильное

Отказ

Серия

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Макаров Андрей

+

+

+

+

               

Веденина Люба

+

+

+

+

               

Богданчикова Лиза

+

+

 

+

   

_

         

Внуков Дима

 

+

+

+

_

             

Искоренко Соня

+

+

+

+

               

Гришакин Кирилл

+

+

 

+

   

_

         

Губарьков Максим

+

   

+

   

_

_

       

Шубина Вика

+

+

+

+

               

Бессонова Соня

+

+

 

+

 

_

           

Емяшев Гриша

 

+

 

+

_

_

           

Тумаев Кирилл

 

+

+

+

_

             

Минаева Кира

+

+

 

+

   

_

         

 

Методика №2. Изучение ориентировки в величине предметов.

Обработка данных. Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:

/ уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;

// уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;

/// уровень  — дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек);

IV уровень – дети осуществляют нецеленаправленные действия.

Качественный анализ методики показал, что многие дети (Богданчикова Лиза, Гришакин Кирилл, Минаева Кира) выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу, что соответствовало 2 уровню; Губарьков Максим выполнил задание путем проб (перестановкой палочек), что соответствует 3 уровню; Макаров андрей, Веденина Люба, Н. Шубина Вика, Бессонова Соня, Емяшев Гриша выполнили задание на основе зрительного анализа длины палочек, что соответствует 1 уровню. Таким образом, на 1 уровне оказались 5 детей, на 2 уровне – 6 детей; на 3 уровне – 1 ребенок; на 4 уровне – 0 детей.

Методика №3. Изучение восприятия величины в процессе конструирования.

Обработка данных.

Ф.И. детей

Правильность  выполнения задания

Верно

Неверно

1 серия

2 серия

1 серия

2 серия

Макаров Андрей

+

+

   

Веденина Люба

+

+

   

Богданчикова Лиза

+

+

   

Внуков Дима

+

+

   

Искоренко Соня

+

+

   

Гришакин Кирилл

+

+

   

Губарьков Максим

+

 

_

 

Шубина Вика

+

+

   

Бессонова Соня

 

+

_

 

Емяшев Гриша

+

+

   

Тумаев Кирилл

+

+

   

Минаева Кира

+

+

   

 

Таким образом, по данным, полученным в ходе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод. Дети с высоким уровнем развития заметно продвинулись вперед.

Одна Веденина Люба по подсчитанным результатам достигла очень высокого уровня, т.к. она повысила свои результаты по всем заданиям.

Бессонова Соня осталась на прежнем уровне. Макаров Андрей, Веденина люба, Шубина Вика, Бессонова Соня, Емяшев Гриша перешли на высокий уровень развития. Богданчикова Лиза, Гришакин Кирилл, Минаева Кира повысили свои результаты на один балл, т.о., они перешли на средний уровень развития.

Губарьков Максим остался на низком уровне, т.к. он плохо справлялся почти со всеми предлагаемыми заданиями.

Сравнение данных контрольного и констатирующего этапов эксперимента позволяет  проследить динамику формирования операции «классификация» у каждого ребенка в отдельности.

Сравнение отраженных на диаграммах результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы говорит о том, что составленный комплекс дидактических игр, направленный на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей старшего дошкольного возраста, способствовал повышению уровня сформированности исследуемого процесса.

По данным, полученным в ходе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что потенциальные возможности имеются у всех детей данной группы.

Сравнительные данные качества развития сенсорных эталонов формы и величины детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Уровень

Распределение по уровням в %

 

начало эксперимента

конец эксперимента

Очень высокий

0

10

Высокий

20

50

Средний

40

30

Низкий

40

10


начало эксперимента

 

 

конец эксперимента

 

Следует отметить, что самое существенное продвижение после проведенного исследования произошло у детей, имевших высокий уровень сформированности сенсорных эталонов на начальном этапе опытно-экспериментальной работы. Ориентировка в задании, адекватность реакции личности на трудность решения предстоящей задачи, восприимчивость к помощи, способность к словесным обобщениям собственных действий выступали основными параметрами, которые влияли на динамику развития исследуемого процесса у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

  Заключение.

Проведенное исследование показало, что дошкольный период детства – это уникальный и единственный в своем роде период, в который закладывается фундамент для любых специальных знаний и умений в различных видах деятельности, приобщения к миру культуры и общечеловеческим ценностям, в том числе и формированию сенсорных эталонов.

Полученные  результаты опытно-экспериментальной  работы подтвердили правомерность  выдвинутого  положения о том, что формирование сенсорных эталонов формы и величины возможно начать в дошкольном возрасте. Особое внимание следует уделять организации познавательной деятельности с опорой на определенный объем знаний, доступный дошкольникам, развитие мотивов и интересов к знаниям и умениям обследовать и анализировать признаки предметов, выделять их отдельные части, определять форму и величину, как целого объекта, так и его частей.

Эксперимент показал, что  сенсорное развитие детей, нацеленное на формирование сенсорных эталонов формы и величины, должно включать в себя специально организованную совместную деятельность детей и воспитателя через проведение дидактических игр. Опытно-экспериментальная работа убедительно доказала, что формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом будет эффективнее осуществляться при проведении более сложных дидактических игр по трем направлениям: совершенствования представлений детей о форме и строении предметов, о взаимоотношении их частей между собой, непосредственных чувственных впечатлений ребенка о предметах и вещах в сюжетно-ролевых дидактических играх и использовании дидактических игр-соревнований с целью развития быстроты сенсорных реакций и ориентировок.

Данная работа позволила  достичь цели исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить возможность использования дидактической игры в совместной деятельности педагога с детьми 6-го года жизни по формированию сенсорных эталонов формы и величины. И выполнить поставленные задачи: на основе анализа изученной литературы определить подходы к проблеме формирования сенсорных эталонов; выявить уровень сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей экспериментальной группы. Составить комплекс дидактических игр, направленных на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей старшего дошкольного возраста и проверить эффективность предложенной методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         1.  Абраменкова В.А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников.: Автореф. дис….канд. психол. наук. - М., 1981. – 23 с.

2. Абраменкова В. Во что играют наши дети? / В. Абраменкова // Воспитание школьников.- 2005. - №4.- С. 33 - 34.                                                                                            3.  Богданова, Т.В., Карнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.В. Богданова. – М.: Роспедагенство, 1994.

4.Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры / З.М. Богуславская // Известия АПН РСФСР. - 2004, вып. 64.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – М., 1968.

6. Венгер, Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Л.А. Венгер. – М., 1986.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М.:АПО, 1994 – 84 с.

8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева, А.В.Запорожца. М., 1995. – 144 с.

9.  Воспитание личности дошкольника /под ред. Гончаровой Е.В. Шадринск, 1992.

10.  Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966.- №6.

11.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. -CNS, 1995.                                                                                                        12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. - Просвещение, 1983.

13.  Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает – М.: Просвещение, 1991.

14.  Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак - М: Просвещение 1994 г.

15.  Ильясов, И.И. Исследование развития познавательной деятельности – / И.И. Ильясов М., 1971.

16.  Козлова С.А., Куликов Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. – 432 с.

17. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.

18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005г.

19. Левченко, И.Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников. / И.Ю. Левченко - М.: Академия, 1989. 287 с.

20.  Леонтьев, А.М. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.М. Леонтьев – т. 2 – М., 1983.

21.  Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников // Психология формирования личности и проблемы обучения / Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. - М. 1989.

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом