Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15
2.2. Методика работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Сенсорные эталоны.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

В последующих занятиях применялись словесные дидактические игры: «Наоборот», «Черное и белое», «Какой предмет загадали?» и др.

В этих играх  также активизировался сенсорный  опыт ребенка, уточнялись представления о свойствах предметов, развивается умение быстро называть предметы, придумывать слова, характеризующие тождественные или противоположные качества предметов. В ходе данного направления проводились также дидактические игры, основной задачей которых являлось развитие у детей умения обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять их с соответствующими эталонами.

Например, игра «Геометрическое лото»используемая на занятии по теме «Геометрические фигуры» носила цель упражнять детей в умении группировать предметы по форме, закреплять представление о геометрических фигурах как эталонах.  Игровая задача - подобрать карточки с изображением предметов, не брать «штрафную карточку» с изображением геометрических фигур, выиграть.

Перед началом  игры воспитатель готовил карточки с изображением предметов и половина карточек с изображением геометрических фигур. В зависимости от количества играющих бралось несколько комплектов игры (из расчета 1 комплект на 5—6 человек). Все карточки перемешивались и клались картинкой вниз стопкой перед ведущим. Дети соблюдали очередность ходов, подбирали предметы определенной формы, если кто-то из них ошибся в форме — карточку клали  обратно; геометрические фигуры брать нельзя, взял — отдай одну из своих карточек. Нарушающий правила выходил из игры.

Воспитатель показывал карточки, уточнял понятие  «геометрическая фигура—эталон», обращал внимание на различие и сходство формы у разных предметов, между предметами и эталонами. Договариваются, кто будет ведущим и предметы какой формы будет подбирать каждый из играющих. Игра повторялась несколько раз. Каждый раз дети подбирали предметы другой формы. Выигрывал тот, у кого меньше ошибок, кто быстрее подбирал все карточки. Выигравшие назначались на следующий раз ведущими.

Успех проведения такого вида деятельности зависел от умения педагога организовать совместную деятельность с ребенком, найти оптимальное место для включения такой деятельности в регламентированный образовательный процесс.

На втором этапе формирующего исследования использовались дидактические упражнения на формирование и совершенствование непосредственных чувственных впечатлений ребенка о предметах и вещах в свободной деятельности детей совместно с педагогом.

Так, в широко распространенной игре в магазин  выполнение роли продавца и покупателей просто невозможно без целенаправленного восприятия предметов и описания их свойств: продавец и покупатели не смогут понять друг друга. Выполняя роль продавца, воспитатель, в зависимости от задач воспитания, учил замечать те или иные свойства предметов, акцентирует внимание детей на наиболее существенных. Проводя разные варианты игры «Магазин», несколько изменяя ее правила, игровой материал, содержание ролей, воспитатель помогал детям решать достаточно разнообразные и конкретные задачи («Овощной магазин», «Магазин игрушек» и т. д.).

В сюжетно-ролевой игре «Наш огород» совершенствовалось восприятие формы предметов, закреплялось представлений о форме разных овощей (огурцов, моркови, свеклы, лука, репы) и многообразии конкретной формы, разных сортов одних и тех же овощей (огурцы бывают круглые и более продолговатые, с заостренными и закругленными концами и т. д.). Игровой задачей было сделать воображаемый огород, посадить овощи в грядки. Перед началом игры педагог подготовил большие карты-этикетки с изображением предназначенных для посадки овощей (20 карт — пять видов овощей четырех сортов); наборы карточек, представляющих собой вырезанные по контуру овощи. Набор овощей у всех детей был одинаковый (огурец, морковь, свекла, лук, репа), но овощи в разных наборах разного сорта, отличались друг от друга формой. Наборы «овощей» - этикеток и наборы посадочного материала (вырезанных овощей) были положены в конвертах на стулья, заранее расставленные вдоль стены в передней части групповой комнаты. Дети должны были действовать в соответствии с взятой на себя ролью; действовать по сигналу бригадира (эту роль брал на себя воспитатель); делать грядки в условленном месте; сажать в грядку абсолютно одинаковые овощи (по образцу); заявлять об окончании посадки только после того, как овощи будут посажены всем звеном.

Игра начиналась с распределения ролей: воспитатель-бригадир, 4 звеньевых, остальные — колхозники.

Воспитатель объяснял игровую задачу и обязанности  участников игры (бригадир руководит работой колхозников, говорит, когда и какие овощи надо сажать, проверяет качество работы; звеньевые слушают указания бригадира и при помощи карт-этикеток показывают, какие овощи они сажают и где надо делать грядки; колхозники сажают овощи в грядки) и формулировал правила предстоящей игры. Очень важным оказался в методическом отношении момент ознакомления с игровым материалом, проверка посадочного материала. Воспитатель в роли бригадира предлагал рассмотреть карточки-«овощи», обращал внимание на различие их формы, на определение сорта овощей путем сравнения (зрительного или наложением) с картами-этикетками.

В случае необходимости (когда игра проводилась в первый раз) для понимания задачи и правил игры организовался так называемый пробный ход — предварительная посадка, например свеклы.

Воспитатель еще раз формулировал порядок  действий, и игра начиналась. Ведущий говорил: «Сажаем огурцы». Играющие искали в своих конвертах огурцы. Звеньевые с картой-этикеткой в руках шли в условленное место. После слов ведущего: «Раз, два, три, четыре, пять, овощи можно сажать»,— колхозники подходили к звеньевым, сравнивали свой огурец с огурцами на этикетках, находили свою грядку и вставали в колонку за звеньевым. Потом звеньевой проверял (просил приложить огурцы к этикетке), «подравнивал» грядку и докладывал об окончании посадки.

Ведущий проверял результаты работы, учитывал количество ошибок и объявлял, чье звено выиграло, правильнее всех посадило овощи. В знак поощрения члены этого звена назначаются звеньевыми при повторении игры.

Затем бригадир организовывал посадку других овощей, и игра продолжалась. Если дети легко справлялись с сенсорной задачей, то после посадки 2—3 овощей вводилось усложнение: определять сорта овощей и грядку только на основе зрительного соотнесения овощей с образцом-этикеткой; практическое прикладывание овощей к этикеткам запрещается. В соответствии с этим несколько изменялись правила игры.

Итак, в подобных играх сенсорный опыт совершенствовался благодаря тому, что дети еще и еще раз наглядно убеждаются в многообразии свойств предметов, научаются воспринимать и выделять незначительные различия формы, цвета и других свойств.

На третьем этапе, когда у детей уже накоплен достаточный сенсорный опыт, они научились правильно воспринимать, различать и называть свойства предметов, группировать предметы использовались задания с целью развития быстроты сенсорных реакций и ориентировок в индивидуальной работе на прогулках и в группе.

 

Помимо совместной игровой  деятельности на данном этапе педагогом  проводились индивидуальные дидактические  упражнения на обследование предметов, выделение их частей, конкретизацию  знаний о форме и величине для детей испытывающих затруднения в этом виде деятельности. Так же проводились совместные наблюдения («Найди такую же форму в группе, на участке детского сада»). Во все режимные процессы были включены задания на формы и величины предметов. Например, при уборке в игровом уголке ребенка просили расставить машинки по размеру, при подготовке к занятию разложить раздаточный материал по формам и т.д. Во время наблюдения на прогулке воспитатель обращал внимание детей на форму и величину окружающих предметов (деревьев, домов, оборудования на участке и т.д.)

Для этой цели проводились игры-соревнования («Кто быстрее», «Кто больше», «Кто дальше» и др.). Элементы соревнования часто включались во многие дидактические игры, в том числе и в ранее проведенные сюжетно-ролевые игры. Так, в опытной работе игра «Наш огород» вызвала у детей подготовительной группы еще больший интерес, когда при повторном ее проведении перед детьми ставилась задача быстрее посадить овощи (этот вариант так и назывался: «Чье звено быстрее посадит овощи»).

В соответствии с указанными задачами надо было подобрать игры, которые позволят в занимательной форме организовать действия детей не с предметами, а с абстракциями (в ознакомлении с формой — с геометрическими телами и фигурами). 

Лучше всего  для этой цели подошли игры-соревнования, игровое начало которых состояло из своеобразного и доступного в этом возрасте состязания детей в сообразительности, быстроте и точности осуществляемых действий в данном случае в быстроте и точности дифференцировок форм, их группировки по общим признакам, определения места каждой фигуры в системе мер.

Например  в игре «Ледоход» дети упражнялись в более точной дифференцировке геометрических фигур по их свойствам. Игровая задача — быстрее провести своего туриста по  реке до конечного пункта, соблюдая следующие правила: передвигаться можно только по льдинам определенной формы, в каждый ход надо передвинуться на самую ближайшую льдину, правильность хода проверяется совпадением формы подставки фигуры туриста с соответствующей льдиной. При нарушении правил: поставил не на ту льдинку или пропустил ближайшую — фигурка туриста переводится на место предыдущей стоянки. Выигрывала тот, кто быстрее пройдет по маршруту и достигнет цели.

В игре «Школа» была поставлена дидактическая задача: упражнять детей в различении и группировке геометрических фигур и тел.

Воспитатель в роли учителя каждый раз ставил перед детьми-учениками задания, проверял правильность их выполнения, переводил детей в следующий класс. Цель игры для детей заключается в том, чтобы хорошо учиться, переходить из класса в класс. Дошкольники должны были выполнять задания учителя (в зависимости от задачи — подбирать абсолютно одинаковые геометрические фигуры, раскладывать цветные палочки в определенном порядке и др.) точно, быстро, своевременно заканчивать работу.

В игре «КВН дружных детей» закреплялись представления детей о формах и величине. Игровая задача. Получить больше очков, выиграть в соревновании.

Дети должны были выполнять задания ведущего в соответствии с сигналом «начали — кончили»; выполнять задания быстро, точно, согласуя с указаниями капитана и действиями всей команды; заявлять о выполнении задания только после его окончания всеми членами команды. За успешное выполнение заданий команды получали зачетные очки (2 очка команде, которая правильно и быстрее всех выполнила задание; 1 очко следующей из лучших команд). За нарушение правил с команды снималось 1 очко. Выигрывала команда, набравшая больше очков.

При подготовке к игре воспитатель делал три набора карточек-картинок с изображением предметов разного цвета и цветных геометрических фигур (использовался материал игры «Семи в ряд» и «Геометрическое лото»); коробки с 12 цветными палочками (или карандашами) из расчета — 1 коробка на двоих играющих детей; фланелевые салфеточки (чтобы палочки не гремели и не раскатывались); 3 блюдца для фишек.

Материал  заранее раскладывался на трех столах, расположенных на равномерном расстоянии друг от друга вдоль одной стены групповой комнаты. На противоположной стороне также вдоль стены были приготовлены стулья для детей.

Воспитатель предлагал детям сесть на стульчики  и спрашивал, знают ли они, что такое КВН (клуб веселых и находчивых), видели ли эти передачи по телевизору. Затем предлагал поиграть в клуб веселых, находчивых и дружных детей.

Для игры группа делились на три команды (воспитатель  называл имена детей, из которых образуется команда). Команды выбирали своих капитанов (самых находчивых, умелых) и договаривались о названии команды («фиалка», «роза», «василек»). Роль ведущего выполнял воспитатель.

Воспитатель объяснял содержание и правила игры. Игру вел ведущий, который давал задания, определял, по какому сигналу команды начинали их выполнение, проверял качество сделанного, присуждал очки. Оценивалась правильность, быстрота и организованность выполнения заданий командами. Каждая команда под руководством своего капитана внимательно слушала задание, по сигналу ведущего приступала к его выполнению и старалась быстрее сделать требуемое. Если давалось общее задание для всей команды, дети под руководством своего капитана распределяли работу между собой. По выполнении задания всеми членами команды проверялась правильность работы, и капитан заявлял об окончании (все, готово, сделали!). Полученные от ведущего фишки капитан клал на стол своей команды. По окончании игры количество фишек подсчитывалось и определялось количество очков. Выигрывала команда, набравшая больше очков. Команда-победительница делала круг почета.

Первое задание.

Рассмотреть и разложить картинки с изображением предметов по их форме. Подчеркивается, что раскладываются только предметы (среди карточек есть и такие, на которых изображены геометрические фигуры разного цвета).

Второе задание.

а) Из коробки с цветными палочками двенадцати цветов отобрать палочки по величине, окрашенные в основные цвета;

б) подобрать к основным цветам их оттенки, назвать цвета;

в) разложить палочки по порядку возрастания, убывания чтобы получилась лесенка.

Третье задание.

Перенести с  одного места на другое и положить палочки семи спектральных цветов в таком порядке, чтобы получилась лесенка.

Команды выстраивались  в три колонки. На расстоянии одного - двух метров от первого играющего стоял стул, накрытый фланелевой салфеткой; по прямой линии от него в пяти-шести метрах стоял другой такой же стул, на котором лежат семь палочек. По сигналу ведущего дети каждой команды поочередно брали по одному карандашу и переносили их на другой стул

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом