Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15
2.2. Методика работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Сенсорные эталоны.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Разделяя мнение авторов о важности целенаправленного разностороннего  воздействия на детей при сенсорном воспитании,  предпочтительно остановиться на вопросе формирования представлений о форме и величине у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с педагогом.

Во-первых, сегодня совместная деятельность педагога с детьми мало разработана как в содержательном, так и в методическом плане. Воспитатели часто испытывают затруднения в планировании работы, в подборе средств, методических приемов и др.

В ряде случаев совместная деятельность выглядит упрощенно, сводится к устоявшим, традиционным формам, таким как индивидуальная работа по закреплению программных знаний, умений, навыков, чтение художественной литературы, подготовка атрибутов к празднику и т.д. Зачастую растворяется в свободной самостоятельной деятельности детей и осуществляется воспитателем параллельно с играми дошкольников по интересам. Нередко проводится в форме обучающих занятий. Это объясняется тем, что организованные занятия имеют подробное методическое обеспечение, строгую последовательность программных задач, четкие критерии оценки знаний, умений детей, что освобождает практиков от большого объема работы по подготовке к ним и их проведению (Н.Михайленко, Н.Короткова). Кроме того, в практике работы дошкольных образовательных учреждений давно утвердилось положение о том, что занятия – главный, ведущий компонент педагогического процесса и именно на нем должно сосредотачиваться основное внимание воспитателей.

Во-вторых, совместная деятельность педагога с детьми при формировании представлений  о сенсорных эталонах формы и  величине имеет целый ряд преимуществ перед обучением на занятиях. Прежде всего, дети не связаны строгими временными, целевыми рамками образования. Они боле раскованны в общении, свободны в самом выборе – участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре и т.д. та деятельность проходит в непринужденной форме, свободной от жестких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализацией детей.

Психологи Е.О.Смирнова, В.В.Абраменкова  и другие выделили функции совместной деятельности с педагогом в процессе  формирования сенсорных эталонов: во-первых, совместная деятельность с педагогом порождает активность каждого члена в группе; во-вторых, она опосредует процесс вхождения индивида в социальную общность; в-третьих, в ней реализуется и преобразуется интеллектуальная деятельность ребенка.

В работе В.В.Абраменковой показаны признаки совместной деятельности с педагогом:

    1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, информацией;
    2. наличие единой цели – предвосхищенного результата, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов;
    3. наличие системы организации и руководства, которые воплощены в лице педагога;
    4. разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средствами  условиями ее достижения, составом исполнителей и пр.

То есть, в процессе совместной деятельности с педагогом возникают  межличностные отношения, образующиеся на основе предметно заданных педагогом  взаимодействий. Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на ее процесс и результаты. Совместная деятельность с педагогом является опосредующим фактором развития личности.

Анализ работы  Р.С.Буре, А.М.Виноградовой, А.Д.Кошелевой, Т.А.Репиной и других показал, что средствами сенсорного воспитания могут выступать разные виды совместной деятельности:  игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная. Признавая важную роль каждого вида деятельности,  особо подчеркивается значение игры. Игра, являясь ведущим видом  деятельности дошкольников, способна осуществлять позитивные изменения в различных сферах личности, активизировать интеллектуальное развитие ребенка. Обладая особыми эмоциональными свойствами, игра создает благоприятную обстановку для формирования сенсорных эталонов у детей. Разнообразные игры детей ценны как своей содержательной стороной, так и приобретением в них дополнительного опыта по обследованию предметного мира.

На определенных этапах формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх начинается осуществление второй части учебной функции – ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (например, геометрическими фигурами и телами). В процессе обучения на занятиях детей начинают уже знакомить с этими общими знаниями. Однако если организация сенсорного опыта ребенка в определенном направлении непосредственно соотносится с целями занятий, то задача закрепления этих знаний в доступном для детей количестве прямо не сочетается с обучением изобразительной, конструктивной или какой либо другой продуктивной деятельности. Известно, что детей учат изображать не геометрические фигуры (овалы, треугольники, квадраты) и не геометрические тела (овоиды, конусы, кубы), а предметы и вещи сложной формы. Поэтому воспитатель, организуя рисование, лепку, конструирование и давая детям общие знания-эталоны, не может долго задерживаться на ознакомлении с ними. А эта задача нужная и важная. Помочь выполнять ее могут дидактические игры, организуемые с детьми в определенный момент. В расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок заключается важнейшая роль дидактических игр. Здесь осуществляется функция, направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний, требующие умения активно использовать и применять свой сенсорный опыт и знания для практических целей.

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что, как называется, но и углубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, организуя совместную деятельность, привлекая внимание детей к предмету, помогая воспринимать его отдельные характеристики (форма, величина). Это позволит осознать ребенку практическую необходимость действий, а не желание воспитателя поупражнять детей в счете или различении величины, формы. Представления детей формируются и закрепляются в процессе правильно организованной совместной деятельности с воспитателем направленной на жизненную ориентировку.

Можно сделать вывод о том, что  детям старшего дошкольного возраста доступен мир предметов и объектов, окружающих ребенка. При правильном сенсорном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между отдельными признаками и частями предмета, могут достаточно точно определять форму и  величину как объекта в целом, так и его частей. С возрастом они становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке предметов  и объектов окружающего мира. Они способны уже к дифференциации и обобщению. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей сенсорных эталонов должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Методика формирования должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни, должна включать проблемные ситуации и игры, способствующие развитию осознанности усвоения сенсорных эталонов, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность развивать у детей причинно-следственные связи между объектами окружающего мира.

Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования сенсорных эталонов формы и величины позволил раскрыть значение совместной деятельности педагога с детьми в сенсорном воспитании. Обнаружено также, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной теме, практические работники детских садов сегодня мало располагают методическими пособиям, в которых была бы представлена целостная система работы по формированию у старших дошкольников сенсорных эталонов в совместной с педагогом деятельности. Изучение теоретических основ подтвердило актуальность проблемы и необходимость ее экспериментального исследования в практике работы дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни.

Целью проведения констатирующего эксперимента являлось выявление при помощи специально подобранных методик уровня и особенностей уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни. На данном этапе решались следующие задачи:

  1. Подбор методик для проведения исследования.
  2. Выявление особенностей и уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни.
  3. Проведение качественного и количественного анализа результатов обследования.
  4. Исследование было организовано на базе МДОУ № 13.

В экспериментальной работе принимало участие двенадцать детей старшего дошкольного возраста.

Список детей экспериментальной группы

Фамилия, имя

Возраст

1

Макаров Андрей

5 лет, 4 мес.

2

Веденина Люба

5 лет, 2 мес.

3

Богданчикова Лиза

5 лет, 3 мес.

4

Внуков Дима

5 лет, 2 мес.

5

Искоренко Соня

5 лет, 4 мес.

6

Гришакин Кирилл

5 лет, 5 мес.

7

Губарьков Максим

5 лет, 6 мес.

8

Шубина Вика

5 лет, 4 мес.

9

Бессонова Соня

5 лет, 7 мес.

10

Емяшев Гриша

5 лет, 6 мес.

11

Тумаев Кирилл

5 лет, 3 мес.

12

Минаева Кира

5 лет, 5 мес.


 

Исходной позицией для  отбора методик по изучению сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей старшего дошкольного возраста явились работы Е.А. Флериной, Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова, З.М. Истоминой, Н.П. Саккулиной Б.В. Максимова, А.И. Сорокиной и др.

В процессе экспериментальной  работы были определены показатели и  критерии оценки уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины.

Критерием выступал сам  исследуемый сенсорный эталон.

А показателями сформированности были следующие:

- умение упорядочить  предметы сложной формы, строения,

- умение быстро вычленять нужные формы и величины и ориентироваться на них,

- умение сравнивать  и группировать формы и величины по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами,

- умение делить на  группы определенное множество  объектов по выбранному самостоятельно  или предложенному педагогом основанию для классификации, либо добавлять слова в классификационную группу.

Исследование включало: наблюдение за детьми старшего дошкольного  возраста и индивидуальное обследование каждого ребенка.

Роль педагога при  проведении опытно-экспериментальной работы заключалось в пояснениях и указаниях по выполнению заданий, оказание помощи при затруднении выполнения задания, демонстрации наглядного материала.

Задания предъявлялись  каждому ребенку индивидуально  и проводились в свободное  от занятий время. Условиями проведения методических заданий было налаживание доброжелательного контакта с ребенком, спокойный тон педагога, подбадривание в случае затруднения в выполнении задания или в ответе ребенка, поощрение даже небольших успехов.

Перед обследованием из поля зрения решения убирались все отвлекающие предметы, подбиралась удобная мебель, создавалась непринужденная обстановка. Проверялось наличие достаточного освещения: в утренние и дневные часы использовалось естественное, а в вечернее - искусственное освещение. Перед обследованием в комнате проводилась влажная уборка и проветривание с целью обогащения воздуха кислородом. Старались создавать такие условия, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Проведя обследование, фиксировались все ответы детей и заносились в протоколы. Учитывали понимание ребенком инструкции, цели задания, характер деятельности, ее целенаправленность, способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.

Анализировали полученные данные, высчитывали результаты и  на их основе составляли таблицы.

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом