Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110

Файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 255.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №12

    По окончанию  контрольного эксперимента был  проведен сравнительный анализ  результатов констатирующего и  контрольного экспериментов.

Результаты констатирующего  эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

    К I  «высокому» уровню не был отнесен никто: ни один ребенок не выполнил работу без ошибок.

    К I  «высокому» уровню не был отнесен никто: ни один ребенок не выполнил работу без ошибок.

    Ко II «среднему» уровню были отнесены Вероника, Ваня, Гриша, Настя, Яна, Кирилл – складывают бумагу пополам, по диагонали, гармошкой, проглаживают линии сгиба большим пальцем, но иногда требуется помощь; самостоятельно выбирают формат бумаги для фона, но располагают формы при помощи педагога; Не полностью закрепляют детали на другом материале. У детей наблюдается положительное отношение к деятельности, желание работать. Дети испытывают радость от полученного результата, каким бы он не был. Владение способами аппликации есть, но не точные. Наблюдается не координированность движений пальцев рук в аппликации, действий руки и глаза.

    Ко II «среднему» уровню были отнесены Вероника, Варя, Ваня, Гриша, Настя, Аня, Яна, Кирилл – складывают бумагу пополам, по диагонали, гармошкой, проглаживают линии сгиба большим пальцем, но иногда требуется помощь; самостоятельно выбирают формат бумаги для фона, но располагают формы при помощи педагога; Не полностью закрепляют детали на другом материале. Появилось больше точности и координированности в действиях пальцев рук, улучшился зрительный контроль над своей работой. Дети стали положительнее относиться к деятельности, все чаще появляется желание работать, дети испытывают радость от полученного результата.

         К  III   «низкому» уровню были отнесены, Варя, Коля, Аня, Никита- складывают бумагу пополам, гармошкой, но неточно совмещают углы, нуждаются в помощи педагога, неточно, не аккуратно вырезают по контуру; проглаживают линию сгиба всей ладонью; при расположении деталей просят помощи педагога, неправильно располагают бумагу для фона; плохо промазывают клеем детали, иногда забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки. Владения способами аппликации есть, но движения пальцев рук в процессе аппликации не точные, не координированные. Не испытывают радости от деятельности и от полученного результата.

         К  III   «низкому» уровню были отнесены, Коля, Никита складывают бумагу пополам, гармошкой, но неточно совмещают углы, нуждаются в помощи педагога, неточно, не аккуратно вырезают по контуру; проглаживают линию сгиба большим пальцем; при расположении деталей просят помощи педагога, неправильно располагают бумагу для фона; плохо промазывают клеем детали, иногда забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки.


 

 

Таблица №13.

Сравнительный анализ результатов  констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил соотнести  уровни детей, представленные в следующей  таблице

Имена детей

Уровень

Констатирующий  этап

Контрольный этап

Вероника

средний

средний

 Варя

низкий

средний

Коля

низкий

низкий

Яна

средний

средний

Ваня

средний

средний

Гриша

средний

средний

Настя

средний

средний

Аня

низкий

средний

Кирилл

средний

средний

Никита

низкий

низкий


 

 

 

Сравнительный анализ контрольного и констатирующего эксперимента показал существенные изменения, которые произошли во время проведения опытно - экспериментальной работы, у детей сформировались технические умения  в процессе аппликационной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема формирования технических  умений в аппликации у старших  дошкольников в отечественной науке  достаточно изучена в трудах ученых  Н.В Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, А.В Запорожца, В.В Давыдова, Н.Н Поддъякова. Из исследований Н.В.Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, были отобраны критерии и показатели сформированности технических умений в аппликации; диагностические задания; модель уровней сформированности технических умений в аппликации. Критерии и показатели позволили выявить: владение  приемами складывания, вырезания. В соответствии с моделью уровней определились уровни сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Результаты диагностирования в ходе констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 В основу опытно-экспарементальной работы был положен педагогический эксперимент. Коррекционно-педагогическая работа была проведена в два этапа: подготовительный и основной. В коррекционно-педагогической работе были использованы  коррекционно-педагогические условия: создание предметно-развивающей среды для занятий по аппликации; использование наглядности; создание и поддержание положительного настроя у детей; учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход; соблюдение санитарно-гигиенических правил. Контрольный эксперимент позволил выявить эффективность коррекционно-педагогической работы  в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 Анализ результатов показал, что уровень развития умений в аппликации у детей значительно вырос. Дети владеют разными способами  вырезания, а именно  симметричного, силуэтного. Дети с интересом занимаются аппликационной деятельностью, добиваясь при этом качественного конечного результата. Проявляют самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ. У детей проявляется творчество, а это то, что необходимо им для обучения в школе и дальнейшей жизни. Таким образом, поставленная цель в начале исследования была достигнута, поставленные задачи работы осуществлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Бабаева, Т.И. Воспитываем дошкольников  [Текст]/ Т.И. Бабаева - М.: «Детство - пресс» 2006. - 315 с.

2. Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]/ З.А.Богатеева.- М.: Просвещение, 2004. – 35-92 с.

3.  Богатеева, 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. [Текст]/ 3. А Богатеева. - М.: Просвещение, 2006. - 115 с.

4. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]/ Е.К Брыкина. - М.: Просвещение, 2002. - 116 с.

5. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества  [Текст]/  Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 94-98

6. Волковская, Т.Н., Юсупова, Т.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Т.Х. Юсупова. – М: Книголюб, 2008. – 55 с.

7. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить [Текст]/ Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: «Гном и Д», 2005.

8. Гамезо, М.В. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека" [Текст]/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 64 с.

9. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст]/  Г.Г.Григорьева - М.: Просвещение, 1995. - 36 с.

10.Грибовская, А.А.Обучение дошкольников декоративному рисованию, аппликации, лепке. Конспекты занятий [Текст]/ А.А.Грибовская - М.: Скрипторий, 2008-152с.

11. Гусакова,  М. А. Аппликация [Текст]/   М. А. Гусакова – М.: Просвещение, 1992, 45-64 с.

12. Гусакова,  М. А. Подарки и игрушки своими  руками [Текст]/   М. А. Гусакова – М.: Просвещение, 2001.

13.  Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст]/ Т.Н.Доронова - М.: Просвещение, 2002. - 203 с.

14. Дошкольная педагогика [Текст]/  под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.-256 с.

15. Забиняк, Н.Б. Выполнение выпускной квалификационной работы [Текст] / Н.Б. Забиняк. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 54 с.

16.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2005. – 670с.

17. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика  [Текст]/ учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2008.-432 с.

18.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2005. - 198 с.

19.  Комарова ,Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2007. - 261 с

20. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. - 254 с.

21. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2005.

23.  Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст]/  Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. – С.

24. Конаваленко, В.В., Артикуляционная гимнастика и дыхательно голосовые упражнения [Текст]/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2005.-290с.

25. Кольцова, М.М. Ребенок учиться говорить [Текст]/ М.М.Кольцова – СПб.: Издательский Дом «Литера», 1983. – 112с.

26. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Перелини, Л.И.Солнцева – М.: издательство центр «Академия», 2002-480с.

27. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста [Текст]/  Г.Я Кудрина.- Иркутск,1992. - 102 с.

28. Лебедева, Е.Н. Теоретические основы специальной (коррекционной) дошкольной педагогике [Текст]/ Е.Н. Лебедева, издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009, - 112 с.

29. Леонтьев,  А.А.  Язык,  речь,  речевая деятельность [Текст]/ А.А.Леонтьев.  -  М.:  1990.- 86 с.

30. Логинова, В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.- М.: СПб.: Детство-ПРЕССА, 2004.-244с.

31. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]/  Л.В.Лопатина – СПб: «Союз», 2005.

32. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» [Текст]/ И.А.Лыкова  – М.: «Карапуз дидактика», 2009. – 208с.

 33. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. [Текст]/ И.А.Лыкова – М.: «Карапуз дидактика», 2007. – 137с.

34. Малышева, А.Н. Аппликация [Текст]/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.-  Ярославль,  2001.  -  144 с.

35. Максаков,  А.И.  Правильно ли  говорит ваш ребенок [Текст]/ А.И.Максаков. -  М.: Мозаика-Синтез, 2005. -  159 с.

36. Мухина, В.С. Психология [Текст]/ В.С. Мухина, В.С.Венгер. - М.: Просвещение, 1998.

37. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ [Текст] / Т.Н. Поддубная,

А.О. Поддубный. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 341 с.

38. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд. - М.: Большая Рос. энцикл., 2009. – 528 с.

39. Психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П Зинченко .-М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

 

40. Преодоление общего  недоразвития  речи  у дошкольников [Текст]/ учебно-методическое  пособие / под общ.  ред.  Т.В.  Волосовец.  -  М.: 2007.  -  224 с.

41. Программа воспитание и обучение в детском саду [Текст]/ под ред. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2004.

42. Прохорова, Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст]/   Л.Н.Прохорова //Дошкольное воспитание. - 1996. - №8. - С.28-35.

43. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ в 2 т./ гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 2т.

44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/   в 2 т. — Т. II. — М.: 1989. —15 с.

45. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/   Н.П.Сакулина. - М.: Просвещение, 2003. - 218 с.

46. Сакулина, Н.П. Воспитание творческой инициативы [Текст]/ Н.П. Сакулина // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 1. - С.82-89.

47. Сазонова, С.Н.  Развитие  речи  дошкольников  с общим недоразвитием речи [Текст]/ учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений /  Светлана  Николаевна  Сазонова.  -  М.: 2005.  -  144 с.

48. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ под ред. Н. Н. Поддякова, В. Н. Аванесовой.- М.: Просвещение, 2005. - 250 с.

49. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]/ А.Э.Симановский. - М.: Просвещение, 1996. - 189 с.

50. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. вузов / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев,

Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 456 с.

51.Соколова, Н.Г. Пишем курсовую, выпускную  квалификационную работу [Текст] : метод. рекомендации для студ. пед. колледжей и вузов / Н.Г. Соколова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – 112 с.

52.   Филичева,  Т.Б.  Особенности формирования  речи  детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б.Филичева.   -  М.: Владос, 2001. – 78с.

53.  Филичева, Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.  -  М.: Айрис-пресс, 2004.  -  43 с.

Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР