Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
Таблица №12
По окончанию контрольного эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Результаты констатирующего эксперимента |
Результаты контрольного эксперимента |
К I «высокому» уровню не был отнесен никто: ни один ребенок не выполнил работу без ошибок. |
К I «высокому» уровню не был отнесен никто: ни один ребенок не выполнил работу без ошибок. |
Ко II «среднему» уровню были отнесены Вероника, Ваня, Гриша, Настя, Яна, Кирилл – складывают бумагу пополам, по диагонали, гармошкой, проглаживают линии сгиба большим пальцем, но иногда требуется помощь; самостоятельно выбирают формат бумаги для фона, но располагают формы при помощи педагога; Не полностью закрепляют детали на другом материале. У детей наблюдается положительное отношение к деятельности, желание работать. Дети испытывают радость от полученного результата, каким бы он не был. Владение способами аппликации есть, но не точные. Наблюдается не координированность движений пальцев рук в аппликации, действий руки и глаза. |
Ко II «среднему» уровню были отнесены Вероника, Варя, Ваня, Гриша, Настя, Аня, Яна, Кирилл – складывают бумагу пополам, по диагонали, гармошкой, проглаживают линии сгиба большим пальцем, но иногда требуется помощь; самостоятельно выбирают формат бумаги для фона, но располагают формы при помощи педагога; Не полностью закрепляют детали на другом материале. Появилось больше точности и координированности в действиях пальцев рук, улучшился зрительный контроль над своей работой. Дети стали положительнее относиться к деятельности, все чаще появляется желание работать, дети испытывают радость от полученного результата. |
К III «низкому» уровню были отнесены, Варя, Коля, Аня, Никита- складывают бумагу пополам, гармошкой, но неточно совмещают углы, нуждаются в помощи педагога, неточно, не аккуратно вырезают по контуру; проглаживают линию сгиба всей ладонью; при расположении деталей просят помощи педагога, неправильно располагают бумагу для фона; плохо промазывают клеем детали, иногда забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки. Владения способами аппликации есть, но движения пальцев рук в процессе аппликации не точные, не координированные. Не испытывают радости от деятельности и от полученного результата. |
К III «низкому» уровню были отнесены, Коля, Никита складывают бумагу пополам, гармошкой, но неточно совмещают углы, нуждаются в помощи педагога, неточно, не аккуратно вырезают по контуру; проглаживают линию сгиба большим пальцем; при расположении деталей просят помощи педагога, неправильно располагают бумагу для фона; плохо промазывают клеем детали, иногда забывают пользоваться салфеткой, не прижимают заготовки. |
Таблица №13.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил соотнести уровни детей, представленные в следующей таблице
Имена детей |
Уровень | |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Вероника |
средний |
средний |
Варя |
низкий |
средний |
Коля |
низкий |
низкий |
Яна |
средний |
средний |
Ваня |
средний |
средний |
Гриша |
средний |
средний |
Настя |
средний |
средний |
Аня |
низкий |
средний |
Кирилл |
средний |
средний |
Никита |
низкий |
низкий |
Сравнительный анализ контрольного и констатирующего эксперимента показал существенные изменения, которые произошли во время проведения опытно - экспериментальной работы, у детей сформировались технические умения в процессе аппликационной деятельности.
Проблема формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников в отечественной науке достаточно изучена в трудах ученых Н.В Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, А.В Запорожца, В.В Давыдова, Н.Н Поддъякова. Из исследований Н.В.Кузьминой, З.А.Богатеевой, М.А. Гусаковой, были отобраны критерии и показатели сформированности технических умений в аппликации; диагностические задания; модель уровней сформированности технических умений в аппликации. Критерии и показатели позволили выявить: владение приемами складывания, вырезания. В соответствии с моделью уровней определились уровни сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Результаты диагностирования в ходе констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В основу опытно-
Анализ результатов показал, что уровень развития умений в аппликации у детей значительно вырос. Дети владеют разными способами вырезания, а именно симметричного, силуэтного. Дети с интересом занимаются аппликационной деятельностью, добиваясь при этом качественного конечного результата. Проявляют самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ. У детей проявляется творчество, а это то, что необходимо им для обучения в школе и дальнейшей жизни. Таким образом, поставленная цель в начале исследования была достигнута, поставленные задачи работы осуществлены.
1. Бабаева, Т.И. Воспитываем дошкольников [Текст]/ Т.И. Бабаева - М.: «Детство - пресс» 2006. - 315 с.
2. Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]/ З.А.Богатеева.- М.: Просвещение, 2004. – 35-92 с.
3. Богатеева, 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. [Текст]/ 3. А Богатеева. - М.: Просвещение, 2006. - 115 с.
4. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]/ Е.К Брыкина. - М.: Просвещение, 2002. - 116 с.
5. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества [Текст]/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 94-98
6. Волковская, Т.Н., Юсупова, Т.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Т.Х. Юсупова. – М: Книголюб, 2008. – 55 с.
7. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить [Текст]/ Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: «Гном и Д», 2005.
8. Гамезо, М.В. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека" [Текст]/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 64 с.
9. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст]/ Г.Г.Григорьева - М.: Просвещение, 1995. - 36 с.
10.Грибовская, А.А.Обучение дошкольников декоративному рисованию, аппликации, лепке. Конспекты занятий [Текст]/ А.А.Грибовская - М.: Скрипторий, 2008-152с.
11. Гусакова, М. А. Аппликация [Текст]/ М. А. Гусакова – М.: Просвещение, 1992, 45-64 с.
12. Гусакова, М. А. Подарки и игрушки своими руками [Текст]/ М. А. Гусакова – М.: Просвещение, 2001.
13. Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст]/ Т.Н.Доронова - М.: Просвещение, 2002. - 203 с.
14. Дошкольная педагогика [Текст]/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.-256 с.
15. Забиняк, Н.Б. Выполнение выпускной квалификационной работы [Текст] / Н.Б. Забиняк. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 54 с.
16.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2005. – 670с.
17. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]/ учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2008.-432 с.
18. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2005. - 198 с.
19. Комарова ,Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2007. - 261 с
20. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. - 254 с.
21. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет [Текст]/ Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2005.
23. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст]/ Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. – С.
24. Конаваленко, В.В., Артикуляционная гимнастика и дыхательно голосовые упражнения [Текст]/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2005.-290с.
25. Кольцова, М.М. Ребенок учиться говорить [Текст]/ М.М.Кольцова – СПб.: Издательский Дом «Литера», 1983. – 112с.
26. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Перелини, Л.И.Солнцева – М.: издательство центр «Академия», 2002-480с.
27. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.Я Кудрина.- Иркутск,1992. - 102 с.
28. Лебедева, Е.Н. Теоретические основы специальной (коррекционной) дошкольной педагогике [Текст]/ Е.Н. Лебедева, издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009, - 112 с.
29. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]/ А.А.Леонтьев. - М.: 1990.- 86 с.
30. Логинова, В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина.- М.: СПб.: Детство-ПРЕССА, 2004.-244с.
31. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]/ Л.В.Лопатина – СПб: «Союз», 2005.
32. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» [Текст]/ И.А.Лыкова – М.: «Карапуз дидактика», 2009. – 208с.
33. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. [Текст]/ И.А.Лыкова – М.: «Карапуз дидактика», 2007. – 137с.
34. Малышева, А.Н. Аппликация [Текст]/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.- Ярославль, 2001. - 144 с.
35. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]/ А.И.Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 159 с.
36. Мухина, В.С. Психология [Текст]/ В.С. Мухина, В.С.Венгер. - М.: Просвещение, 1998.
37. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в РФ [Текст] / Т.Н. Поддубная,
А.О. Поддубный. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 341 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд. - М.: Большая Рос. энцикл., 2009. – 528 с.
39. Психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П Зинченко .-М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: 2007. - 224 с.
41. Программа воспитание и обучение в детском саду [Текст]/ под ред. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2004.
42. Прохорова, Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст]/ Л.Н.Прохорова //Дошкольное воспитание. - 1996. - №8. - С.28-35.
43. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ в 2 т./ гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 2т.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ в 2 т. — Т. II. — М.: 1989. —15 с.
45. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ Н.П.Сакулина. - М.: Просвещение, 2003. - 218 с.
46. Сакулина, Н.П. Воспитание творческой инициативы [Текст]/ Н.П. Сакулина // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 1. - С.82-89.
47. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - М.: 2005. - 144 с.
48. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ под ред. Н. Н. Поддякова, В. Н. Аванесовой.- М.: Просвещение, 2005. - 250 с.
49. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]/ А.Э.Симановский. - М.: Просвещение, 1996. - 189 с.
50. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. вузов / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев,
Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 456 с.
51.Соколова, Н.Г. Пишем курсовую, выпускную квалификационную работу [Текст] : метод. рекомендации для студ. пед. колледжей и вузов / Н.Г. Соколова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. – 112 с.
52. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б.Филичева. - М.: Владос, 2001. – 78с.
53. Филичева, Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 43 с.
Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР