Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
Критерий «Качество выполняемых действий» позволяет выявить:
- последовательно
выполняет действия в
-Знает и соблюдает последовательность выполнения аппликации. Умеет точно вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, Складывает бумагу пополам, точно совмещает стороны и углы, аккуратно проглаживает линию сгиба большим пальцем, точно разрезает полоски бумаги пополам, квадрат по диагонали на глаз, вырезает округлые детали, вырезает симметричные формы, вырезает из бумаги сложенной гармошкой, точно отгибает от полоски исходную форму, выравнивает ее по первой части, точно совмещает стороны и углы, аккуратно проглаживает каждый новый сгиб большим пальцем, вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением. Раскладывает формы на основе в определенной последовательности, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета, создавая целостный образ.
-Действия выполняет неточно, не всегда аккуратно; знает и соблюдает с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Складывает полоску бумаги вдвое, вчетверо, неточно совмещает стороны и углы, неаккуратно проглаживает линии сгибов; складывает бумагу гармошкой, но неточно выравнивает по исходной части, неточно совмещает стороны и углы; разрезает полоски бумаги пополам; не отрезает узкие полоски на глаз; разрезает квадрат по диагонали по сгибу, но не разрезает квадрат с угла на угол на глаз; вырезает симметричные формы, обведенные по шаблону, вырезает силуэт предмета прерывистыми движениями. Не располагает самостоятельно заготовки в определенной последовательности, самостоятельно не выбирает формат фона в зависимости от формы и величины предмета, требуется помощь педагога. Не полностью закрепляет детали на другом материале; забывает класть заготовку цветной стороной на клеенку; набирает клейстер не на весь ворс кисти, не всегда снимает лишнюю каплю о край баночки; не полностью промазывает середину и края; забывает класть кисть на подставку; неаккуратно прикладывает форму на фон, забывает пользоваться салфеткой, промакивать лишний клейстер.
-Нарушает последовательность выполнения аппликации, действует неаккуратно. Выполняет аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; технические навыки не сформированы; Неровно складывает полоски бумаги вдвое, вчетверо, совмещает стороны и углы с помощью педагога, проглаживает линию сгиба всей ладонью, не разрезает полоски бумаги пополам, квадрат, прямоугольник по диагонали на глаз, не вырезает округлые детали, не вырезает симметричные формы, не вырезает из бумаги сложенной гармошкой, не выравнивает по исходной части, не совмещает стороны и углы, не проглаживает сгибы большим пальцем; не разрезает по линии сгиба; не вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением.
Не располагает формы
для аппликации в определенной
последовательности.
-Освоенность действий, достижение результата
-Действия освоены в полном объеме. Достигает результата, определяет способы выполнения аппликации, качественно выполняет действия с помощью ножниц, кисточки, клея, действует аккуратно, правильно пользуется ножницами; в процессе аппликации испытывает яркие положительные эмоции, стремится ее выполнять.
-Действия освоены частично, прослеживается неточность в их выполнении. Целенаправленно создает образы предметов и явлений окружающего мира, декоративные элементы с помощью взрослого; действует не всегда аккуратно, достаточно правильно пользуется ножницами; положительно относится к выполнению аппликации; стремится ее выполнять
-Действия освоены слабо, часто встречаются неточности, Недостаточно целенаправленно выполняет аппликацию, нуждается в постоянной помощи взрослого, действует неаккуратно, неправильно пользуется ножницами; в процессе аппликации не проявляет ярких положительных эмоций, не стремится ее выполнять.
-Самостоятельность действий:
-Все действия выполняет
самостоятельно, не нуждается в
помощи взрослого,
-Все действия в большей
части выполняет
-Нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Выполняет аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли.
На основе анализа исследований Н.В.Кузьминой, М.А.Гусаковой, З.А. Богатеевой была определена модель уровней сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Модель уровней
Уровни/критерии |
Полнота освоенных действий |
Качество выполняемых действий |
Высокий уровень |
- Владеет ребенок полным объемом освоенных действий: Складывает бумагу пополам, совмещает стороны и углы, проглаживает линию сгиба большим пальцем, разрезает полоски бумаги пополам, квадрат по диагонали на глаз, вырезает округлые детали, вырезает симметричные формы, вырезает из бумаги сложенной гармошкой, отгибает от полоски исходную форму, выравнивает ее по первой части, совмещает стороны и углы, проглаживает каждый новый сгиб большим пальцем, вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением. Располагает формы для аппликации в определенной последовательности; в 2-3 плана; в центре листа; на всем листе; на узкой и широкой полосе, на одной линии, в центре листа; самостоятельно выбирает формат и фон бумаги. Закрепляет формы для аппликации на другом материале, принятом за фон; кладет заготовку цветной стороной на клеенку, набирает клейстер на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимает о край баночки, промазывает середину и края формы всем ворсом кисти, кладет кисть на подставку, берет заготовку обеими руками, прикладывает форму на фон, прижимает салфеткой, промокнув лишний клей. |
-Последовательно и качественно выполняет действия. -Знает и соблюдает последовательность выполнения аппликации. Умеет точно вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, Складывает бумагу пополам, точно совмещает стороны и углы, аккуратно проглаживает линию сгиба большим пальцем, точно разрезает полоски бумаги пополам, квадрат по диагонали на глаз, вырезает округлые детали, вырезает симметричные формы, вырезает из бумаги сложенной гармошкой, точно отгибает от полоски исходную форму, выравнивает ее по первой части, точно совмещает стороны и углы, аккуратно проглаживает каждый новый сгиб большим пальцем, вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением. раскладывает формы на основе в определенной последовательности, аккуратно наклеивает вырезанные фигуры на бумагу другого цвета, создавая целостный образ. -Действия освоены в полном объеме. Достигает результата, определяет способы выполнения аппликации, качественно выполняет действия с помощью ножниц, кисточки, клея, действует аккуратно, правильно пользуется ножницами; в процессе аппликации испытывает яркие положительные эмоции, стремится ее выполнять. -Все действия выполняет
самостоятельно, не нуждается в
помощи взрослого, |
Средний уровень |
-Ребенок нуждается в
поддержке со стороны Владеет некоторыми приемами складывания и вырезания: складывает полоску бумаги вдвое, вчетверо, неточно совмещает стороны и углы, проглаживает линии сгибов всей ладонью; складывает бумагу гармошкой, но не выравнивает по исходной части, неточно совмещает стороны и углы; разрезает полоски бумаги пополам; не отрезает узкие полоски на глаз; разрезает квадрат по диагонали по сгибу, но не разрезает квадрат с угла на угол на глаз; вырезает симметричные формы, обведенные по шаблону, вырезает силуэт предмета прерывистыми движениями. Располагает детали для аппликации на другом материале в определенной последовательности; не располагает самостоятельно заготовки в 2-3 плана (ближе - ниже, дальше – выше на листе); располагает формы на узкой и широкой полосе; располагает формы на одной линии; располагает самостоятельно формы в центре листа; располагает формы на всем листе; самостоятельно не выбирает формат фона в зависимости от формы и величины предмета, требуется помощь педагога. Неполностью наклеивает детали на другом материале; забывает класть заготовку цветной стороной на клеенку; набирает клейстер не на весь ворс кисти, не всегда снимает лишнюю каплю о край баночки; не полностью промазывает середину и края; забывает класть кисть на подставку; берет заготовку одной рукой, неаккуратно прикладывает форму на фон, забывает пользоваться салфеткой, промакивать лишний клейстер |
-Действия выполняет неточно, не всегда аккуратно; знает и соблюдает с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Складывает полоску бумаги вдвое, вчетверо, неточно совмещает стороны и углы, неаккуратно проглаживает линии сгибов; складывает бумагу гармошкой, но неточно выравнивает по исходной части, неточно совмещает стороны и углы; разрезает полоски бумаги пополам; не отрезает узкие полоски на глаз; разрезает квадрат по диагонали по сгибу, но не разрезает квадрат с угла на угол на глаз; вырезает симметричные формы, обведенные по шаблону, вырезает силуэт предмета прерывистыми движениями. Не располагает самостоятельно заготовки в определенной последовательности, самостоятельно не выбирает формат фона в зависимости от формы и величины предмета, требуется помощь педагога. Неполностью закрепляет детали на другом материале; забывает класть заготовку цветной стороной на клеенку; набирает клейстер не на весь ворс кисти, не всегда снимает лишнюю каплю о край баночки; не полностью промазывает середину и края; забывает класть кисть на подставку; неаккуратно прикладывает форму на фон, забывает пользоваться салфеткой, промакивать лишний клейстер. -Действия освоены частично, прослеживается неточность в их выполнении. Целенаправленно создает образы предметов и явлений окружающего мира, декоративные элементы с помощью взрослого; действует не всегда аккуратно, достаточно правильно пользуется ножницами; положительно относится к выполнению аппликации; стремится ее выполнять. -Все действия в большей
части выполняет
|
Низкий уровень |
- Не выполняет объем освоенных действий: Складывает полоски
бумаги вдвое, вчетверо, не совмещает
стороны и углы, не проглаживает
линию сгиба большим пальцем,
не разрезает полоски бумаги
пополам, квадрат, Не располагает формы для аппликации в определенной последовательности, в 2-3 плана; в центре листа; на всем листе; на узкой и широкой полосе ;не располагает формы на одной линии; сразу начинает наклеивать, самостоятельно не выбирает формат и фон бумаги. Не прочно закрепляет детали на другом материале; не кладет заготовку цветной стороной на клеенку, не набирает клейстер на весь ворс кисти, лишнюю каплю не снимает о край баночки, не промазывает формы и края всем ворсом кисти, начиная с середины, не кладет кисть на подставку, не берет заготовку обеими руками, не прикладывает форму на фон, не прижимает салфеткой, промокнув лишний клей. |
-Нарушает последовательность выполнения аппликации, действует неаккуратно. Выполняет аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; технические навыки не сформированы; Неточно складывает полоски бумаги вдвое, вчетверо, совмещает стороны и углы с помощью педагога, проглаживает линию сгиба всей ладонью, не разрезает полоски бумаги пополам, квадрат, прямоугольник по диагонали на глаз, не вырезает округлые детали, не вырезает симметричные формы, не вырезает из бумаги сложенной гармошкой, не выравнивает по исходной части, не совмещает стороны и углы, не проглаживает сгибы большим пальцем; не разрезает по линии сгиба; не вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением. Не располагает формы для аппликации в определенной последовательности. Не закрепляет формы для аппликации на другом материале -Действия освоены слабо,
часто встречаются неточности, Недостаточно
целенаправленно выполняет -Нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Выполняет аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли. |
Для выявления уровней
сформированности технических умений
в аппликации у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР были
подобраны диагностические
Диагностическое задание №1 «Грибы»
Цель: выявить умение
складывать и вырезать одинаковые
части предметов из листа бумаги,
сложенного вдвое; закреплять приемы плавного
закругленного разреза при
Оборудование: готовый образец, бумага для фона, цветная бумага, ножницы, клейстер, кисти, подставки, салфетки, клеенки.
Описание. Экспериментатор говорит: « Будем делать грибы на траве (показывает готовый образец). Посмотрите на два маленьких грибка. Отличаются ли они чем-нибудь друг от друга? А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка? Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару шляпок и пару ножек. Беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам, приглажу линию сгиба большим пальцем правой руки. Теперь возьму ножницы и начну вырезать. Вырезаю с нижнего уголка, срезаю маленький уголок, веду закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Отложу заготовку в сторону. Две ножки гриба тоже вырезаю из прямоугольного листа бумаги, сложенного вдвое. Складываю лист пополам, проглаживаю линию сгиба большим пальцем правой руки, беру ножницы и срезаю углы, закругляя их так, чтобы они отпали. Затем разложу заготовки на фон. Теперь приступаю к закреплению. Возьму кисть, наберу клейстер на весь ворс кисти, сниму лишнюю каплю о край баночки, промажу деталь клейстером, начиная с середины и постепенно переходя к краям, хорошо промажу края. Возьму заготовку обеими руками и аккуратно приложу ее на фон, прижму салфеткой, обмокнув лишний клей».
Испытуемые отвечают на вопросы и выполняют действия по инструкции.
Оценивается: умение складывать и вырезать одинаковые части предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; располагать и закреплять их на другом материале.
Условия проведения: в групповой комнате, фронтально.
Результат выполнения диагностического задания №1 «Грибы»
Имена детей |
Название критериев | |
Полнота освоенных действий |
Качество выполняемых действий | |
Вероника |
Задание выполнила. Сложила полоску бумаги пополам, совместила стороны и углы, прогладила линию сгиба большим пальцем, вырезала прерывистыми движениями. Самостоятельно расположила детали на другом материале, принятом за фон, расположила на всем листе, соблюдая композицию работы. Хорошо промазала клейстером середину заготовки, набирала на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, не всегда клала на клеенку заготовки, плохо промазывала края, клала кисть на подставку, аккуратно прикладывала форму, прижимала салфеткой промокнув лишний клей. |
-Действия выполняла неточно, знает и соблюдает с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Сложила ровно полоску бумаги пополам, точно совместила стороны и углы, аккуратно прогладила линию сгиба большим пальцем, вырезала одинаковые части предмета, расположила на фоне, забывала класть на клеенку заготовки. Действия освоены частично, прослеживается неточность в их выполнении положительно относится к выполнению аппликации; стремится ее выполнять -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Варя |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, неточно совмещала стороны и углы, проглаживала линию сгиба всей ладонью, вырезала прерывистым движением. Не располагала самостоятельно детали на другом материале, располагала с помощью педагога. Закрепляла детали на фоне, не полностью промазывала клейстером детали; набирала клейстер не на весь ворс кисти, плохо промазывала края, не всегда снимала лишнюю каплю о край баночки, иногда забывала класть кисть на подставку, заготовку брала одной рукой, пользовалась салфеткой, но лишний клей размазывала, а не промакивала. |
-Нарушала последовательность выполнения аппликации, действовала неаккуратно выполняла аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; технические навыки не сформированы; Неточно складывала полоски бумаги, совмещала стороны и углы с помощью педагога, неаккуратно проглаживала линию сгиба, вырезала одинаковые части предмета, прерывистыми движениями. -Действия освоены слабо, часто встречались неточности. Недостаточно целенаправленно выполняла аппликацию, нуждалась в постоянной помощи взрослого, действовала неаккуратно. Нуждалась в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. |
Коля |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, но не совмещал стороны и углы, проглаживал линю сгиба большим пальцем, срезал уголки на глаз. Располагал детали при помощи педагога. Закреплял детали на фоне, плохо промазывал клейстером, набирал клей на кончик ворса кисти, нуждался в помощи педагога; при промазывании, лишнюю каплю не снимал о край баночки, промазывал на клеенке, клал кисть на подставку, не ровно прикладывал форму на фон, не промакивал лишний клей, растирал его салфеткой. |
-Нарушал последовательность выполнения аппликации, действовал неаккуратно выполнял аппликацию под руководством взрослого. Неточно складывал полоску бумаги пополам, не совмещал стороны и углы, располагал детали при помощи педагога. Неаккуратно закреплял детали на фоне, плохо промазывал клейстером, не ровно прикладывал форму на фон, не промакивал лишний клей. Действия освоены слабо, часто встречались неточности. Нуждался в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. |
Яна |
Задание выполнила. Складывала полоску пополам, совмещала стороны и углы, проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным, слитным движением. Самостоятельно выбирала формат бумаги, предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, при напоминании педагога, промазывала клейстером детали, но не все края промазывала, набирала клей на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, забывала класть кисть на подставку, требовалось напоминание педагога, брала заготовку обеими руками, пользовалась салфеткой, промакивая лишний клей. |
-Действия выполняла не всегда последовательно, знает и соблюдает с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Точно складывала полоску пополам, точно совмещала стороны и углы, не- аккуратно прогладила линии сгиба большим пальцем, предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, при напоминании педагога; не все края детали промазывала клеем. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении положительно относилась к выполнению аппликации; стремилась ее выполнить -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Ваня |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, проглаживал сгиб большим пальцем, вырезал прерывистыми движениями. Предварительно располагал вырезанные формы на фон. Закрепляя детали на фоне, нуждался в помощи педагога; при промазывании, лишнюю каплю не снимал о край баночки, промазывал на клеенке, не клал кисть на подставку, аккуратно прикладывал форму на фон, не промакивал лишний клей, а растирал его салфеткой. |
-Действия выполнял не всегда последовательно неточно, не всегда аккуратно; Складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, неаккуратно проглаживал сгиб большим пальцем Действия освоены частично, прослеживается неточность в их выполнении положительно относился к выполнению аппликации; стремился ее выполнять -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого. |
Гриша |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, проглаживал линию сгиба всеми пальцами, вырезал короткими отрывистыми движениями, не скругляя линии. Располагал детали самостоятельно, соблюдал композицию работы. Хорошо промазывал середину детали, но плохо промазывает края, иногда забывал класть заготовку на клеенку, клал кисть на подставку, аккуратно прикладывал форму, разглаживал сухой салфеткой, промакивал лишний клей. |
-Действия выполнял, неточно, не всегда аккуратно; знал и соблюдал с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Неточно совмещал углы; неаккуратно проглаживал линию сгиба. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении положительно относился к выполнению аппликации; стремился ее выполнять -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого. |
Настя |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, совмещала стороны и углы с помощью педагога, проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным движением, закругляя уголки. Предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, но при напоминании педагога. Хорошо промазывала клейстером детали, набирала клейстер на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, забывала класть кисть на подставку, требовалось напоминание педагога, разглаживала сухой салфеткой, промакивала лишний клей. |
Действия выполняла неточно, не всегда аккуратно; знала и соблюдала с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Точно складывала полоску бумаги пополам, совмещала стороны и углы аккуратно проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным движением, Хорошо промазывала клейстером детали, -Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Действовала не всегда аккуратно, положительно относилась к выполнению аппликации; стремилась ее выполнять -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Аня |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, но не совмещала стороны и углы, требовалась помощь педагога, не проглаживала линю сгиба большим пальцем, проглаживала всей ладонью вырезала плавным движением, но не округляет углы. Предварительно выкладывала детали на фон при напоминании педагога, неровно размещала формы. Плохо промазывала заготовки клейстером, набирала клейстер на кончик ворса кисти, забывала класть кисть на подставку, неровно прикладывала форму на фон, пользовалась салфеткой, промакивала лишний клей. |
-Нарушала последовательность выполнения аппликации, действовала неаккуратно выполняла аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; Неточно складывала полоски бумаги, совмещала стороны и углы с помощью педагога, неаккуратно проглаживала линию сгиба, технические навыки не сформированы; -Действия освоены слабо, часто встречались неточности, Недостаточно целенаправленно выполняла аппликацию, нуждалась в постоянной помощи взрослого, действовала неаккуратно. Нуждалась в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Выполняла аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли |
Кирилл |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, совмещал стороны и углы, проглаживал линию сгиба большим пальцем, вырезал не слитным движением, закруглял уголки, предварительно выкладывал готовые детали на фон, располагал их на всем листе, закреплял детали на фоне, клал цветной стороной на клеенку, набирал клей на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимал о край баночки, забывал класть кисть на подставку, не забывал пользоваться салфеткой, разглаживал детали и промакивал лишний клей. |
Действия выполнял неточно, не всегда аккуратно; знал и соблюдал с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Точно складывал полоску бумаги пополам, совмещал стороны и углы, аккуратно проглаживал линию сгиба большим пальцем, вырезал не слитным движением, забывал класть кисть на подставку, -Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Действовал не всегда аккуратно, положительно относился к выполнению аппликации; стремился ее выполнять -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого. |
Никита |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, просил помощи педагога, не проглаживал линии сгиба, вырезал короткими прерывистыми движениями, закруглял уголки, не располагал детали для аппликации самостоятельно, плохо промазывал клейстером, набирал не на весь ворс кисти, промазывал края и углы, промазывал на клеенке, забывал снимать лишнюю каплю клея, забывал класть кисть на подставку, пользовался салфеткой, промакивал лишний клей. |
-Нарушал последовательность выполнения аппликации, действовал неаккуратно выполнял аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; технические навыки не сформированы; Неточно складывал полоски бумаги совмещал стороны и углы с помощью педагога, неаккуратно проглаживал линии сгиба. -Действия освоены слабо, часто встречались неточности, Недостаточно целенаправленно выполнял аппликацию, нуждался в постоянной помощи взрослого, действовал неаккуратно. Нуждался в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Выполнял аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли |
Все дети складывали бумагу, но совмещали стороны и углы точно и самостоятельно двое детей (Яна, Кирилл), четверо из десяти детей самостоятельно располагают детали для аппликации на другом материале (Кирилл, Гриша, Ваня, Вероника), остальным требуется помощь педагога. Пятеро детей плохо промазывают края (Аня, Гриша, Яна, Коля, Варя), четверо из десяти детей набирают клейстер не на весь ворс кисти (Никита, Аня, Коля, Варя), не все дети кладут кисть на подставку, многие забывают. Все дети выполнили задание.
Диагностическое задание №2 « Натюрморт»
Цель: выявить умение складывать и вырезать детали симметричной формы для аппликации, располагать и закреплять их на другом материале.
Оборудование: готовый образец, картон для фона, цветная бумага, шаблоны вазы и фруктов ( ½ шаблона),салфетки, клеенки, подставки под кисти, кисти, клей, карандаши.
Описание. Экспериментатор говорит: «Будем делать натюрморт (демонстрирует готовый образец). Как надо расположить лист бумаги? Посмотрите на шаблоны, у них нет второй половины. Как нам получить целую вазу или фрукт? Сложу прямоугольник пополам, проглажу линию сгиба большим пальцем, приложу шаблон прямой стороной к линии сгиба вплотную, возьму карандаш и обведу по контуру шаблона, то же самое сделаю с фруктами, сложу квадрат пополам, совмещу стороны и углы, проглажу линию сгиба большим пальцем, приложу шаблон, обведу его. Теперь возьму ножницы и аккуратно вырежу вазу и фрукты по линии контура, отложу вырезанные формы в сторону, подготовлю фон, разложу вырезанные фигуры на фоне, а теперь приступлю к их закреплению. Возьму кисть, наберу клейстер на весь ворс кисти, сниму лишнюю каплю о край баночки, промажу вазу на клеенке слева направо, хорошо промажу края, кисть положу на подставку. Затем возьму заготовку двумя руками и приложу ее на фон ровно и аккуратно, и прижму салфеткой, промокнув лишний клей». Так же приклеиваю фрукты.
Испытуемые отвечают на вопросы и выполняют действия по инструкции.
Оценивается: умение складывать и вырезать детали симметричной формы для аппликации, располагать и закреплять их на другом материале.
Условия проведения: в групповой комнате, фронтально.
Результаты выполнения диагностического задания №2«Натюрморт»
Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР