Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
Детям,
отнесенным к среднему уровню,
индивидуально предлагались
Коррекционно-педагогическая
работа проводилась с учетом пр
В ходе работы
в повседневной жизни, в
Использование игровых приемов при обучении выполнению аппликаций из бумаги способствовало поддержанию интереса к деятельности и положительному отношению к изготовлению аппликационных работ.
Принцип последовательности обучения в формировании технических умений предусматривал опору на имеющиеся у детей знания.
В начале обучения
задания были простыми, включали
несколько действий. Отрабатывались
умения вырезать
По мере овладения
этими умениями проводились
Постепенно работы усложнялись, включая в себя большее количество действий. На этом этапе были проведены занятия: «натюрморт», «ветка рябины», «цветные зонтики», «машины в городе», «наш город», «кошки на окошке»
Эти занятия включали в себя новые приемы выполнения аппликации.
На заключительном этапе работы занятия включали выполнение наиболее сложных работ: вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
Принцип учета дидактических принципов: принцип наглядности, принцип последовательности в обучении, принцип учета особенностей развития ребенка с ОНР.
Опираясь на представления
детей и используя натуру, проводился
анализ строения предмета, использовались
несколько образцов, чтобы показать
возможность разных вариантов
композиции. Помимо образца воспитателя
демонстрировались удачные
У детей с ОНР слабо
развиты мелкие мышцы рук, несовершенна
координация движений, не закончено
окостенение запястий и фаланг пальцев.
Зрительные и двигательные анализаторы
находятся на разной стадии развития.
Поэтому движения характеризуются
недостаточной чёткостью и
В ходе проведения
формирующего этапа
- создание предметно-развивающей среды для занятий по аппликации;
- использование широкого спектра наглядности;
- использование различных методов и приемов в работе с детьми;
- создание и поддержание
положительного настроя у
- учет особенностей развития
каждого ребенка,
- планирование коррекционно-
- соблюдение санитарно-
Вся коррекционная работа в ходе формирующего эксперимента была проведена поэтапно:
Подготовительный этап проводился с целью формирования положительного отношения к аппликации, а также для подготовки рук к выполнению технических приемов. Вначале формирующего этапа проводилась работа по совершенствованию и закреплению определенных аппликационных умений у детей (закрепить умение пользоваться ножницами: разрезать квадраты на треугольники; вырезать круглую и овальную формы, срезая уголки у квадрата или прямоугольника; способам действия с клеем), а также обогащались и уточнялись знания об окружающем мире, так как создание изображения, аппликации требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Эта работа проводилась с помощью проведения дидактических игр, упражнений для рук по закреплению практических умений и их совершенствованию, организации ежедневных рассматриваний, наблюдений. Дети должны понимать значение таких пространственных понятий как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно. Знать, что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм - округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими названиями нужно не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, а также в быту.
Занятия разрабатывали с
учетом постепенного усложнения содержания
заданий на интересном для детей
материале - от простых изображений
к более сложным с большим
количеством деталей и более
разнообразной формы, для того чтобы
дети могли осознанно
Для закрепления умения
группировать и
В специально - организованной
деятельности проводились занятия
на темы: «Укрась полотенце», «Рыбки
в аквариуме». Обращалось внимание
детей на симметричность расположенных
элементов узора, чувство ритма,
цвета. При этом использовался информационно
- рецептивный метод и такие
приемы как: упражнения игровые, сюрпризные
моменты, показ, объяснение, поощрение,
совет. Перед каждой образовательной
деятельностью проходили
Обучая приему вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой в совместной и индивидуальной деятельности детям давались игровые задания «Веер для подружки», «Красивая гармошка» и предлагались дидактические игры, способствующие развитию умения мысленно разделить предмет на две части, складывать бумагу в несколько раз. В специально-организованной деятельности проводились занятия, «Ветка рябины», «Веселый хоровод матрешек».
Дети обучались умению создавать предметные и сюжетные аппликации, используя разные приемы. Использовались игровые задания «Собери из частей целое», и дидактические игры «Живые картинки». В специально-организованной деятельности проводят занятия: «Наш город», « Машины в городе», «Снегири на ветке», «Веселые петрушки». Проводится экспериментирование с бумагой с целью получения выразительных аппликативных образов (обрывание бумаги).
У детей плохо развита мелкая моторика, поэтому была проведена работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики. Ежедневно проводилась пальчиковая гимнастика («Дождик», «Дружба», «Дом и ворота»), дети упражнялись в обводке контуров предмета («Ваза», «Корзинка», «Листок»), рисовали по контуру («Дикие животные», «Птицы»), делали штриховку в заданном направлении («Транспорт», «Насекомые»). Дети работали с мозаикой, нанизывали бусы и крупный бисер, выкладывали фигуры из спичек (флажок, лесенка, домик, елочка, конфета, звездочка), узоры из фасоли, арбузных семечек. Проводились игры с кубиками, шнуровкой для тренировки пальцев рук. Для предупреждения утомляемости, профилактики нарушения осанки и коррекции речи в структуру занятий включались физкультминутки и логоритмические упражнения («Игрушки», «За грибами», « На тропинке», У бабушки»). В них использовались игры на развитие мелкой моторики рук, упражнения для правильного произношения звуков.
Процесс постепенного
усложнения заданий, поощрение
и индивидуальный подход к
успехам и неудачам каждого
ребенка определил наличие
В начале занятия предполагалось
непосредственная организация детей:
переключение их внимания на предстоящую
деятельность, создание интереса, соответствующего
эмоционального настроя, раскрытие
учебной задачи. Прежде чем формировать
у детей замысел будущей
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста аппликации применялись различные методы обучения: обследование, анализ образца, выполненного педагогом, анализ серии образцов, выполненных одним способом, показ и объяснение.
Обследование широко применялось как метод, помогающий ребенку в создании аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, обсуждалась техника их выполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их сочетания. Всё это помогло детям выбрать свой вариант работы.
Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР