Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:59, дипломная работа
Цель исследования: подобрать и апробировать коррекционно-педагогические условия, способствующие формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Изучить научную коррекционную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2.Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в аппликации у старших дошкольников с ОНР. 7
1.1.Психолого-педагогические исследования проблемы формирования технических умений у старших дошкольников. 7
1.2. Специфика технических умений в аппликации. 13
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности технических умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 32
2.2. Коррекционно-педагогическая работа по формированию технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 64
2.3.Выявление динамики в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список литературы: 110
С помощью анализа образца, выполненного педагогом, дети видели конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогал конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для ее решения. В ходе беседы на занятии уточнялись характерные особенности натуры и назывались внешние свойства основы и детали в аппликации (цвет, форма, величина). С усвоением детьми знаний о сенсорных эталонах опирались на опыт детей и задавили им вопросы.
На занятиях дети учились анализировать натуральные изделия, как с точки зрения их изобразительных особенностей, так и с точки зрения способов создания: определение основы создания изделия, определение материала, из какого оно выполнено и каковы его свойства; определение техники прикрепления деталей к основе.
Анализ серии образцов
помогал также
Основными методами рациональных действий являются показ и объяснение. Чтобы показ и объяснение были эффективными, важно было:
- четко представлять
алгоритм рационального
- помочь детям осуществить перенос усвоенного действия с одной конкретной аппликации на другую, с одного материала на другой;
- выбирая конкретные
приемы показа и объяснения, учитывать
трудности, с которыми
Поэтому при показе действий очень важно переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.
Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие или недостаточность зрительно-кинестетического контроля за совершаемым движением.
Чтобы успешно преодолеть эту трудность, фиксировалось внимание детей на рисунке движения рук, побуждалось прослеживать глазами совершаемые движения, развивали способность к подражанию.
В процессе формирующего эксперимента использовались различные методы: как словесные (рассказ воспитателя, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические:
-подготовка и проведение выставок детских работ,
- непосредственное изготовление изделий,
- обследование эскиза,
- упражнение (при усвоении приемов вырезания),
В процессе работы дети овладели элементарными умениями при работе с простейшими инструментами (ножницами, кистями клеем).
Обращалось внимание детей на средства выразительности, присущие различным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.
Учитывая специфику дошкольного возраста, активно использовались игровые методы и приемы.
Все методы и приемы использовались в комплексе, чередовались и дополняли друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Основной этап проводился с целью формирования технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы. Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):
-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей: Рассматривание изображений рыб в атласах и на открытках, составление фигур рыб из разных геометрических фигур. Рассматривание изображений машин в журналах, каталогах, календарях, на фотографиях. Рассматривание альбомов и иллюстраций о городе, рисование на тему: «Дома на улице», проведение дидактических игр: «Путешествие по городу». Рассматривание картин о зиме. Рассматривание репродукций картин известных художников В.Серова «Девочка с персиками», И. Репина «А.П.Боткина», И.Крамской «Неизвестная».
-проведение перед занятием наблюдений, чтение литературных произведений: наблюдение за рыбками в аквариуме, за машинами на улице, за рябиной, растущей на участке детского сада, за кошками, за играми детей зимой.
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке, рассказа И.Рюминой «Куклы наших бабушек», К.Д. Ушинского «Васька», Алана Милна "Винни-Пух и все-все-все", просмотр мультфильма « Винни-Пух».
-подготовка оборудования и раздаточного материала.
-выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии: Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа). Пальчиковая гимнастика направлена на подготовку мышц кисти руки к работе, на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук, на выработку их координации и взаимодействия, на развитие выносливости мышц кисти. Игровые приемы, пальчиковая гимнастика, используются во всех частях занятия для повышения интереса детей к выполняемой работе, снятия напряжения, переключения внимания и реализации потребности в движениях.
Процесс занятия представлял
собой самостоятельную
В начале формирующего
этапа был составлен
Занятие проводилось один раз в две недели, в групповой комнате, в специально организованном месте. Занятия согласовывались с логопедом.
Количество занятий было определено перспективным планом, зависело от поставленных задач по формированию технических умений.
Таблица №6
Перспективный план
по формированию технических
умений в аппликации у детей
старшего дошкольного возраста
с ОНР
№ |
Тема занятия |
Программные задачи |
материал |
Методические приемы |
1 |
«Грибы» |
Закрепить представление о разновидностях грибов, уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве. Познакомить детей со способом парного вырезания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек. Развивать у детей мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе. словарная работа: подосиновик, шляпка, ножка. Развивать речевой слух, зрительное внимание, восприятие, память. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадок о грибах: 1.Я родился в день дождливый, под березкой молодой Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик) 2. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички) 3. Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик: На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик) 4. На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик). Рассматривание иллюстраций и готового образца; показ способа выполнения аппликации; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
2 |
«Натюрморт» |
Уточнить знания детей о фруктах. Формировать умения складывать и вырезать детали симметричной формы для аппликации, закреплять на другом материале. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к ручному труду. Словарная работа: Натюрморт, симметричное вырезание, жанр живописи. Развивать зрительный контроль за действиями рук.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Беседа о натюрморте. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением натюрморта; рассматривание готового образца; показ способа вырезания; выполнения работы детьми, анализ детских работ. |
3 |
«Ветка рябины» |
Уточнить знания детей о деревьях, учить детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки; закреплять навыки работы с ножницами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе, умение видеть её красоту и отображать это в своей работе; побуждать к аккуратности при работе с ножницами. Словарная работа: ветка рябины, ромб, гроздь. Развивать зрительное внимание и восприятие, память.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадок о
рябине:
«Осень в сад к нам пришла, Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют». Рассматривание ветки рябины, рассматривание готового образца; показ способа выполнения аппликации; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
4 |
«Украсим полотенце» |
Уточнить знания детей, что
такое узор. Совершенствовать умения
создавать из квадратов разного
размера и цвета узорный -Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры. -Развивать ручные умения,
чувство формы, глазомер и Воспитывать интерес к составлению орнаментов. Словарная работа: полотенце, узор, орнамент. Развивать общую и мелкую моторики.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Чтение пословицы. Не учи безделью, учи рукоделью. Рассматривание орнаментов, показ готового образца, показ разных вариантов расположения элементов; показ способов работы, выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
5 |
«Цветные зонтики» |
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Учить детей создавать аппликативные композиции. Совершенствовать Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. развивать зрительную память, внимание, усидчивость. Воспитывать чувство товарищества, воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца. Словарная работа: зубчики, маковки, зонтик. Развивать связную речь,
развивать словарный запас |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Чтение стихотворения «Дождик» 3.Александровой. Рассматривание иллюстраций и готового образца; показ способа выполнения аппликации; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
6 |
«Овощи на блюде» |
Уточнить знания детей об овощах. Закрепить умение самостоятельно определять по цвету и форме заготовок (исходные формы), какие овощи можно из них вырезать. Закреплять умение вырезать круглые и овальные формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги. Развивать композиционные умения детей (расположение вырезанных овощей на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету). Воспитывать любовь к труду. Словарная работа: овощи, огурец, помидор, морковь. Развивать зрительный контроль действия рук. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадок об овощах: Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец). Рассматривание овощей; рассматривание готовых образцов; показ действий; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
7 |
«Веселые портреты» |
Закреплять знания о портрете как жанре живописи. Учить составлять портрет из отдельных деталей (овал-лицо, полоски, кусочки или комочки мятой бумаги - прическа); Закреплять умение рисовать цветными карандашами, фломастерами, работать ножницами, приклеивать аккуратно заготовленные детали. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать творческую активность и самостоятельность. Словарная работа: форма, овал, прямоугольник, лицо, прическа. Развивать цветовое восприятие, внимание, мышление, воображение.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Рассматривание портретов, рассматривание готового образца; показ способа вырезания; выполнения работы детьми, анализ детских работ. |
8 |
«Винни-Пух» |
Уточнить знания детей об игрушках. Учить детей создавать аппликацию игрушки из частей, правильно передавая их относительную величину. Закреплять умение вырезывать круг из квадрата, овал из прямоугольника; раскладывать и наклеивать изображение. Развивать творческие способности. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим. Словарная работа: Вини-пух, голова, туловище, лапы верхние и нижние. Развивать зрительный контроль действия рук. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадки про Вини-Пуха Он весел и незлобен Этот милый чудачок, Для него прогулка – праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник Медвежонок ... Рассматривание иллюстраций и готового образца; показ способов работы, выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
9 |
«Снегири на ветке» |
Уточнить знания детей о птицах. Учить вырезать части птицы и объединять их, соотнося по величине и окраске для создания яркого образа. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Словарная работа: снегирь, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, красный, овальный, закруглять, аккуратно. Развивать общую и мелкую моторику рук. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадок о снегире. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды -С первым снегом Тут как тут! Рассматривание иллюстраций и картин со снегирями, рассматривание готового образца; показ действий; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
10 |
«Забавный снеговик» |
Закрепить знания детей о времени года. Закреплять навыки работы с шаблонами (обводить трафарет). Продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность в работе, учить терпению, усидчивости. Словарная работа: трафарет, разрывание, обрывание, снеговик. Развивать мелкую моторику. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Отгадывание загадок о снеговике Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает, Ведь к морозам он привык. Кто же это? Рассматривание картин о зиме; рассматривание готового образца; показ действий; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
11 |
«Варежка для снеговика» |
Закрепить представление детей об орнаментах. Закреплять приемы вырезания геометрических фигур по линии сгиба. Развивать творчество. Развивать ориентировку в пространстве (рядом, сбоку, справа, слева). Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в работе. Словарная работа: узор, варежки, снеговик, орнамент. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, общей и мелкой моторики. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Беседа о зиме. Рассматривание цветных варежек, украшенных красочными узорами; рассматривание готовых образцов; показ действий; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
12 |
«Неваляшки» |
Уточнить знания детей об игрушках. Учить детей создавать образ игрушек. Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа игрушки. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении задания. Словарная работа: неваляшка, туловище, голова, деталь. Развивать мелкие мышцы пальцев рук. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Обследование игрушек, рассматривание готового образца; разъяснение приемов выполнения выбранной игрушки; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
13 |
«Рыбки в аквариуме» |
Уточнить знания детей
о рыбах. Закреплять приемы
вырезывания и аккуратного Словарная работа: рыба, аквариум, плавники, чешуя. Развивать цветовое восприятие. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Беседа о рыбках, рассматривание
иллюстраций и готовых |
14 |
«Веселые Петрушки» |
Уточнить знания детей частей тела. Продолжать учить детей пользоваться шаблонами. Учить путем аппликации создавать образ веселого человечка – Петрушки. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Уметь подбирать гармонично сочетающиеся цвета. Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Словарная работа: клоун, забавный, озорной, смешной, весельчак, Петрушка. Развитие речевого слуха, общей и мелкой моторики.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Чтение стихотворения. Чтобы сказки не обидеть – Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться. Рассматривание иллюстраций и готового образца; показ выполнения аппликации; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
15 |
«Наш город» |
Расширить представление детей о родном городе. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения. Воспитывать любовь к родному городу. Словарная работа: окошки, крыша, стены. Развивать общую и мелкую моторики. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Рассматривание изображения города; готового образца; показ способа вырезания; выполнения работы детьми, анализ детских работ. |
16 |
«Машина в городе» |
Уточнить знания детей о транспорте. Закрепить знания о городском транспорте, его видах. Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины). Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз. Формировать композиционные умения - ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения. Воспитывать интерес к ручному труду. Словарная работа: автобус, легковая машина, колеса, окна, корпус, фары, силуэт. Развивать зрительное внимание, восприятие, память. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Чтение стихотворения Э.Мошковской. «К нам бегут автобусы…». Рассматривание изображений машин, игрушечных машин, готового образца; показ способа вырезания; выполнения работы детьми, анализ детских работ. |
17 |
«Кошки на окошке» |
Закрепить знания детей о животных. Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приёмы вырезания ножницами: кошку - из бумаги, сложенной пополам, по нарисованному контуру, а занавески - по прямой, по косой или закругляя уголки. Формировать композиционные умения. Развивать координацию движения, целенаправленное движения обеих рук. Воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к животным. Словарная работа: полукруг, полуовал, занавески. Развивать речь, мелкую моторику. |
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Загадывание загадок о домашних животных. Позову – и подойдет, на колени ляжет. Если очень попрошу, сказочку расскажет. Мягонькая шерстка, круглые глазищи, И расходятся от щек длинные усищи. Рассматривание иллюстраций кошек, рассматривание готового образца, показ способа вырезания; выполнения работы детьми, анализ детских работ. |
18 |
«Веселый хоровод матрешек» |
Расширить запас знаний детей о матрешках. Закреплять умения детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки, закреплять умение пользоваться шаблоном. Формировать творческие способности дошкольников в процессе декоративного украшения образцов. Развивать эстетическое восприятие и воображение. Воспитывать аккуратность при выполнении задания. Словарная работа: сувенир, расписывать, чернобровая. Развивать зрительный контроль за движением рук.
|
Наборы цветной бумаги, цветной картон, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков. |
Беседа о рождении русской матрешки; рассматривание игрушки, иллюстраций, готовых образцов; показ действий; выполнение работы детьми, анализ детских работ. |
По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить эффективность коррекционно-педагогической работы в формировании технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи контрольного эксперимента:
В ходе контрольного эксперимента
был использован
Диагностическое задание №1 «
Цель: выявить умение
складывать и вырезать одинаковые
части предметов из листа бумаги,
сложенного вдвое; закреплять приемы плавного
закругленного разреза при
Оборудование: готовый образец, бумага для фона, цветная бумага, ножницы, клейстер, кисти, подставки, салфетки, клеенки.
Описание. Экспериментатор говорит: « Будем делать грибы на траве (показывает готовый образец). Посмотрите на два маленьких грибка. Отличаются ли они чем-нибудь друг от друга? А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка? Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару шляпок и пару ножек.
Беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам, приглажу линию сгиба большим пальцем правой руки. Теперь возьму ножницы и начну вырезать. Вырезаю с нижнего уголка, срезаю маленький уголок, веду закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Отложу заготовку в сторону. Две ножки гриба тоже вырезаю из прямоугольного листа бумаги, сложенного вдвое. Складываю лист пополам, проглаживаю линию сгиба большим пальцем правой руки, беру ножницы и срезаю углы, закругляя их так, чтобы они отпали. Затем разложу заготовки на фон. Теперь приступаю к закреплению. Возьму кисть, наберу клейстер на весь ворс кисти, сниму лишнюю каплю о край баночки, промажу деталь клейстером, начиная с середины и постепенно переходя к краям, хорошо промажу края. Возьму заготовку обеими руками и аккуратно приложу ее на фон, прижму салфеткой, обмокнув лишний клей».
Испытуемые отвечают на вопросы и выполняют действия по инструкции.
Оценивается: умение складывать и вырезать одинаковые части предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; располагать и закреплять их на другом материале.
Условия проведения: в групповой комнате, фронтально.
Таблица №7
Результат выполнения диагностического задания №1 «Грибы»
Имена детей |
Названия критериев | |
Полнота освоенных действий |
Качество выполняемых действий | |
Вероника |
Задание выполнила. Сложила полоску бумаги пополам, совместила стороны и углы, прогладила линию сгиба большим пальцем, вырезала слитным движением. Самостоятельно расположила детали на другом материале, принятом за фон, расположила на всем листе, соблюдая композицию работы. Хорошо промазала клейстером середину заготовки, набирала на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, не всегда клала на клеенку заготовки, плохо промазывала края, клала кисть на подставку, аккуратно прикладывала форму, прижимала салфеткой промокнув лишний клей. |
Действия выполняла неточно. Сложила ровно полоску бумаги пополам, точно совместила стороны и углы, аккуратно прогладила линию сгиба большим пальцем, вырезала одинаковые части предмета, расположила на фоне, забывала класть на клеенку заготовки. Прослеживается неточность в выполнении действий, положительно относится к выполнению аппликации, стремится ее выполнять. -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого.
|
Варя |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, неточно совмещала стороны и углы, проглаживала линию сгиба большим пальцем, вырезала прерывистым движением. Предварительно располагала вырезанные формы на фон. Закрепляла детали на фоне, набирала клей не на весь ворс кисти, лишнюю каплю не снимала о край баночки, промазывала на клеенке, не клала кисть на подставку, аккуратно прикладывала форму на фон, не промакивала лишний клей, а растирала его салфеткой. |
Действия выполняла не всегда последовательно, неточно, не всегда аккуратно; соблюдала с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Неточно складывала полоски бумаги, аккуратно проглаживала линию сгиба, вырезала одинаковые части предмета, Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Положительно относилась к выполнению аппликации; стремилась ее выполнить. -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Коля |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, но не совмещал стороны и углы без помощи педагога, проглаживал линю сгиба большим пальцем, срезал уголки на глаз. Располагал детали при помощи педагога. Закреплял детали на фоне, плохо промазывал клейстером, набирал клей на весь ворс кисти, нуждался в помощи педагога. При промазывании, забывал снимать лишнюю каплю о край баночки, промазывал на клеенке, клал кисть на подставку, не ровно прикладывал форму на фон, не промакивал лишний клей, растирал его салфеткой. |
Нарушал последовательность выполнения аппликации, действует неаккуратно, выполняет аппликацию под руководством взрослого. Складывал полоску бумаги пополам, не совмещал стороны и углы. Неаккуратно закреплял детали на фоне, не ровно прикладывал форму на фон, не промакивал лишний клей. Действия освоены слабо, часто встречались неточности. Нуждался в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. |
Яна |
Задание выполнила. Складывала полоску пополам, совмещала стороны и углы, проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным, слитным движением. Самостоятельно выбирала формат бумаги, предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, промазывала клейстером детали, но не все края промазывала, набирала клей на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, забывала класть кисть на подставку, требовалось напоминание педагога, брала заготовку обеими руками, пользовалась салфеткой, промакивала лишний клей. |
-Действия выполняла не всегда последовательно, знает и соблюдает с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Ровно складывала полоску пополам, точно совмещала стороны и углы, не - аккуратно прогладила линии сгиба большим пальцем, предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, при напоминании педагога; не все края детали промазывала клеем. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Положительно относилась к выполнению аппликации, стремилась ее выполнить. -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Ваня |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, неаккуратно проглаживал сгиб большим пальцем, вырезал беспрерывным слитным движением. Предварительно располагал вырезанные формы на фон. Закреплял детали на фоне, нуждался в помощи педагога. При промазывании, лишнюю каплю не снимал о край баночки, промазывал на клеенке, не клал кисть на подставку, аккуратно прикладывал форму на фон, промакивал лишний клей. |
-Действия выполнял не всегда последовательно, неточно, не всегда аккуратно. Неровно совмещал стороны и углы, неаккуратно проглаживал сгиб большим пальцем. Действия освоены частично, прослеживается неточность в их выполнении. Положительно относился к выполнению аппликации, стремился ее выполнить. -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого. |
Гриша |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, неровно совмещал стороны и углы, проглаживал линию сгиба большим пальцем, вырезал беспрерывным движением. Располагал детали самостоятельно, соблюдал композицию работы. Хорошо промазывал середину детали, но плохо промазывает края, иногда забывал класть заготовку на клеенку, клал кисть на подставку, аккуратно прикладывал форму, разглаживал сухой салфеткой, промакивал лишний клей. |
-Действия выполнял, неточно, не всегда аккуратно; знал и соблюдал с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Неточно совмещал углы; неаккуратно проглаживал линию сгиба. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Положительно относился к выполнению аппликации, стремился ее выполнять -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого.
|
Настя |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, совмещала стороны и углы с помощью педагога, проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным движением, закругляя уголки. Предварительно раскладывала детали на фоне в определенной последовательности, но при напоминании педагога. Хорошо промазывала клейстером детали, набирала клейстер на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, забывала класть кисть на подставку, требовалось напоминание педагога, разглаживала сухой салфеткой, промакивала лишний клей. |
Действия выполняла неточно, не всегда аккуратно. Точно складывала полоску бумаги пополам, совмещала стороны и углы. Аккуратно проглаживала линии сгиба большим пальцем, вырезала плавным движением. Хорошо промазывала клейстером детали. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Действовала не всегда аккуратно, положительно относилась к выполнению аппликации, стремилась ее выполнить -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Аня |
Задание выполнила. Складывала полоску бумаги пополам, совмещала стороны и углы проглаживала линию сгиба большим пальцем, вырезала слитным движениями. Располагала детали на другом материале, располагала на всем листе, соблюдала композицию работы. Хорошо промазывала клейстером, набирала не на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимала о край баночки, не всегда клала на клеенку заготовки, плохо промазывала края, клала кисть на подставку, аккуратно прикладывала форму, прижимала салфеткой промакивала лишний клей. |
-Действия выполняла неточно. Ровно складывала полоску бумаги пополам, неаккуратно проглаживала линию сгиба большим пальцем, вырезала одинаковые части предмета, самостоятельно располагала на фоне, забывала класть на клеенку заготовки. Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении положительно относилась к выполнению аппликации; стремилась ее выполнить -Все действия в большей части выполняла самостоятельно, иногда прибегала к помощи взрослого. |
Кирилл |
Задание выполнил. Складывал полоску бумаги пополам, совмещал стороны и углы. Проглаживал линию сгиба большим пальцем. Вырезал не слитным движением, закруглял уголки. Предварительно выкладывал готовые детали на фон, располагал их на всем листе. Закреплял детали на фоне, клал цветной стороной на клеенку, набирал клей на весь ворс кисти, лишнюю каплю снимал о край баночки, забывал класть кисть на подставку, не забывал пользоваться салфеткой, разглаживал детали и промакивал лишний клей. |
Действия выполнял неточно, не всегда аккуратно; соблюдал с помощью взрослого последовательность выполнения аппликации. Точно складывал полоску бумаги пополам, совмещал стороны и углы, аккуратно проглаживал линию сгиба большим пальцем. -Действия освоены частично, прослеживалась неточность в их выполнении. Действовал не всегда аккуратно, положительно относился к выполнению аппликации, стремился ее выполнить -Все действия в большей части выполнял самостоятельно, иногда прибегал к помощи взрослого. |
Никита |
Задание выполнил. Неровно складывал полоску бумаги пополам, неточно совмещал стороны и углы, просил помощи педагога. Не проглаживал линии сгиба, вырезал короткими прерывистыми движениями, закруглял уголки. Не располагал детали для аппликации самостоятельно. Плохо промазывал клейстером, набирал не на весь ворс кисти, промазывал края и углы, промазывал на клеенке, забывал снимать лишнюю каплю клея, забывал класть кисть на подставку, пользовался салфеткой, промакивал лишний клей. |
-Нарушал последовательность выполнения аппликации. Действовал неаккуратно, выполнял аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли; технические навыки не сформированы; Неточно складывал полоски бумаги, совмещал стороны и углы с помощью педагога, неаккуратно проглаживал линии сгиба. -Действия освоены слабо, часто встречались неточности, Недостаточно целенаправленно выполнял аппликацию, нуждался в постоянной помощи взрослого, действовал неаккуратно. Нуждался в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Выполнял аппликацию под руководством взрослого при его ведущей роли. |
Информация о работе Формирование технических умений в аппликации у детей старшего возраста с ОНР