Формирование у детей связной речи, культуры общения средствами игровой и изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.

Файлы: 1 файл

Речь человека.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

Отчет: «Формирование у  детей связной речи, культуры общения  средствами игровой и изобразительной  деятельности»

Речь  человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами  родного языка.

Детский сад - это первая ступень системы образования, и на воспитателей ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

В последние  годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В  связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.

Речь  — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с  интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь —  это залог успешного обучения детей в школе.

Речь  детей развивается стремительными темпами, и в норме уже к  пяти годам заканчивается ее естественное становление. Это означает, что ребенок  правильно произносит все звуки  родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического  строя речи, владеет начальными формами  связной речи( диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться.

Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого  необходимо решить следующие задачи:

-создать в группе развивающую речевую среду;

- развивать произносительную и связную сторону речи;

-активизировать словарь детей;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать  мелкую моторику руки.

Мои воспитанники перешли в старшую группу. В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.

Всё это  меня заставляет обратить серьёзное  внимание на развитие речи детей.

Свою  работу я веду по следующим направлениям:

-  диагностика речевого развития;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

-  использование инновационных методов и технологий;

-    интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

-   взаимодействие с родителями.

В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с  возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые  мероприятия.

Работа  по развитию речи проводится в системе  охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими  видами деятельности .

Много внимания в своей работе я уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем  развития речевого слуха, учу произвольно  менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием  правильного дыхания, работаю над  звукопроизношением и словопроизношением.

В старшей  группе я продолжаю  развивать связную речь детей, совершенствую диалогическую речь. Для этого особое внимание я уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения. Старший дошкольный возраст-это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Поэтому в своей работе много внимания я уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.

Я считаю, что задача взрослых состоит в  том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребёнка  к серьёзному последующему обучению чтению и письму.

Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь  к ним относится создание развивающей  среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. Продолжается работа с копилкой слов.

В своей  работе я использую различные  формы: занятия, ежедневная артикуляционная  гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной  речи (праздники, развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную  речевую деятельность, пальчиковые  и речевые игры .

Большое внимание на речевое развитие ребенка  оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. Особое внимание на речевое развитие детей оказывает эстетическое развитеие. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе. Процесс восприятия всегда сопровождаю высказываниями детей. Организуя процесс восприятия предметов искусства, продолжаю знакомить детей с народно-прикладным творчеством. Учу выделять и называть главные элементы узоров, различать чередующиеся элементы. Это развивает у детей чувство ритма, наличие которого является важной предпосылкой при подготовке к обучению письму. На занятиях по рисованию создаю условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий (колорит), новых слов (например, при знакомстве с новыми изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с детьми различные грамматические навыки, упражняемся в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. На занятиях по труду и лепке я развиваю мелкую моторику руки ребенка.

Игра  – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается  диалогическое общение. Речевые  праздники и развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.

Добиться  положительных результатов в  работе мне помогает диагностика. В  начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния  речи детей с целью определения  уровня речевого развития каждого ребенка  и группы в целом.

Активное  сотрудничество с семьей позволило  получить определенные результаты в  развитии речи детей.

 Дети  стали чувствительнее к многообразию  слов, стараются подбирать наиболее  точные слова или словосочетания  для выражения своих мыслей.

    Научились употреблять в речи  разные типы предложений в  соответствии с содержанием своего  высказывания, меньше делают логических  ошибок, улучшилось звукопроизношение.

Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны

В процессе работы по развитию речи решались и  воспитательные задачи: дети стали  внимательнее слушать рассказы воспитателя  и сверстников, помогать друг другу  в случае затруднения, замечать речевые  и логические ошибки и доброжелательно  их исправлять.

Связь занятий  по развитию речи с другими формами  работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и  познавательного цикла активно  используют в речи новые слова  и понятия, на занятиях по конструированию , изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ясли  – сад № 108 ОАО «Гомельтехмонтаж»

Отчет

«Формирование у детей  связной речи, культуры общения средствами игровой и изобразительной деятельности»

 

 

Выполнила воспитатель второй категории:

Харитоненко Марина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель,2013г.


Информация о работе Формирование у детей связной речи, культуры общения средствами игровой и изобразительной деятельности