Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани»
социально-педагогический профиль
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ
Сызрань, 2012
Введение………………………………………………….……
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений
работы с дошкольниками………………………………...
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..
Список использованных источников информации ……………….……..………67
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на Земле.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развивается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Непосредственное общение с
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе, к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых существ от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознаний характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Среди разнообразных методов воспитания правильного отношения к природе ведущее место отводится наблюдению. Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы [8 ,c.7].
Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать свои мысли словом.
Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
Учитывая все сказанное выше, можно считать, что наблюдения - это одно из основных средств воспитания у детей правильного отношения к природе. Правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие формы и методы работы воспитателя будут способствовать успешному формированию у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями?
Соответственно были выделены объект – процесс организации наблюдений за растениями и предмет исследования - формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями.
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
дошкольного возраста.
ников.
3.
Раскрыть значение сюжетно-
4.
Изучить принципы и методику
организации, проведения
5.
Определить возможности
6.
Разработать программу сюжетно-
7.
Определить результативность ис
Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что в результате планомерной и целенаправленной работы педагога по организации наблюдений за растениями у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться отношения к природе.
В ходе исследовательской работы основными стали следующие методы: теоретический анализ и синтез; педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников; психолого-педагогический эксперимент; игровые тестовые задания; анкетирование; количественная и качественная обработка результатов.
Методологическую основу работы составили исследования И.Зверева, Б.Лихачева, С.Николаевой, Н.Рыжовой, О.Соломенниковой и других.
1. Психолого-педагогическое обоснование ПРОБЛЕМЫ формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками
Для глубокого и прочного
В истории философских и
Начиная с Я. А. Коменского,
официальный статус получает
принцип при-родосообразности. Но
однозначного его понимания не
было. Я.А. Коменский рассматривал
человека как органическую
Л.Н.Толстой считал
Выдающиеся советские педагоги
А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А.
Су-хомлинский не мыслили себе
организации здорового и
В. А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.
Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.[21, с. 22]
В XX веке человечество осознало,
наконец, всю остроту
Для дошкольной педагогики
Задачи экологического
Экологическое воспитание - это один
из основных аспектов
Всестороннее развитие и