Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67

Файлы: 1 файл

ВКР мое (Автосохраненный).doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГБОУ  СПО «Губернский колледж г. Сызрани»

социально-педагогический профиль

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ  К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ

Выпускная квалификационная работа

                     

 

 

      

   

                                   

   

 

 

 

 

Сызрань, 2012

 

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………….………………………….3

1.  Психолого-педагогическое  обоснование проблемы формирования  у старших  дошкольников отношения к природе  в процессе  наблюдения за растениями

1.1.  Исторический  аспект  экологического воспитания  как  одного 

из  направлений  работы  с дошкольниками………………………………...……..7

1.2.  Познавательный  потенциал  экологических знаний  в условиях  комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13

1.3. Методика организации работы  по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………     

 2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе

2.1.  Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….

2.2.  Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61

2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный  эксперимент) ……………61

Заключение ………………………………………………………………….……..62

Список использованных источников информации ……………….……..………67

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа  - источник жизнедеятельности  человека. Однако  на протяжении  длительного времени  происходит разрушение  жизнетворческих  основ, которое  угрожает  уничтожением не   только человека,  но и всего живого на Земле.

Восприятие природы помогает развивать  такие качества, как жизнерадостность,  эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому  мышлению и речи. Если приучить детей  любоваться яркими красками неба при  закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развивается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна  необыкновенных чудес. Она никогда  не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

       Непосредственное общение с живой  природой дает ребенку более  яркие представления, чем книжки  и картинки. Поэтому в дошкольных учреждениях уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения.

Дошкольное  детство  - начальный  этап  формирования личности человека,  его   ценностной  ориентации  в окружающем мире.  В этот период  закладывается  позитивное отношение  к природе,  к  рукотворному миру, к себе,  к  окружающим  людям.  Поэтому  экологическое образование  выступает как сложный  педагогический  процесс.  Знание основ  экологии  -  это важнейший  компонент  экологической культуры,  развиваемый  у  дошкольников.

Основным  содержанием  экологического воспитания  является  формирование   у ребенка  правильного отношения к природным  явлениям и объектам, которые  окружают его,  и  с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Правильное  отношение детей  к природе  строится  на чувственном  ее  восприятии,  эмоциональном отношении  к ней  и знании  особенностей  жизни,  роста  и  развития отдельных  живых существ,  некоторых  биоценозов,  знании  приспособительных  зависимостей  существования живых  существ  от факторов  внешней  среды,  взаимосвязей  внутри  природных  сообществ.  Такие знания  в процессе общения ребенка с природой  обеспечивают  ему  понимание  конкретных  ситуаций  в поведении  животных, состоянии растений,  правильную  их  оценку  и адекватное реагирование.

Осознаний  характер  отношения при этом  проявляется  в том,  что    дети  могут  сами объяснить  ситуацию  или  понять объяснения взрослых, могут  самостоятельно  или   вместе со взрослыми,  понимая ситуацию  и зная  потребности  живого существа,  выполнить отдельные трудовые  действия,  направленные  на сохранение  и  улучшение жизни растений и животных.

Среди  разнообразных  методов воспитания правильного  отношения к  природе ведущее  место отводится наблюдению. Наблюдение -  это умение  всматриваться  в   явления окружающего мира,  выделять в них  существенное,  основное,  замечать  происходящие изменения,  устанавливать  их  причины, делать  выводы [8 ,c.7].

Наблюдению  ребенка  следует учить  с раннего  возраста,  развивая  его наблюдательность, умение сосредоточиваться  на наблюдаемом,  замечать главное,  размышлять над  увиденным,  выражать свои мысли словом.

Практикой дошкольного  воспитания  и педагогическими исследованиями  доказано, что правильная организация  чувственного  восприятия природы  обеспечивает формирование и развитие у детей  отчетливых представлений о  животных  и растениях,  о сезонных  явлениях природы.  Руководство  наблюдениями  дает  возможность научить дошкольников ориентироваться  на наиболее   значимые  признаки  наблюдаемых  явлений,  обнаруживать  взаимосвязи  в природе.

Учитывая  все  сказанное выше,  можно считать, что наблюдения  -  это одно из основных  средств воспитания  у детей  правильного отношения к природе.  Правильное отношение  к природе  является  важной,  необходимой  областью  теории воспитания и обучения, актуальность которой  диктуется  современными условиями.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос,   какие формы и методы работы воспитателя будут способствовать  успешному  формированию  у старших дошкольников  отношения  к природе  в процессе  наблюдения за растениями?

Соответственно  были выделены объект – процесс  организации наблюдений  за растениями и предмет исследования  - формирование  у старших  дошкольников отношения к природе  в процессе  наблюдения за растениями.

С учетом объекта  и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации  специально разработанной программы.

В соответствии с целью были определены следующие  задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности математического развития детей старшего

дошкольного возраста.

  1. Выявить сущность дидактической игры и ее место в обучении дошколь-

ников.

3.  Раскрыть значение сюжетно-дидактических  игр для математического развития  детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить принципы и методику  организации, проведения сюжетно-дидактических  игр в работе с дошкольниками.

5. Определить возможности сюжетно-дидактических  игр в математическом развитии детей 5-6 лет.

6. Разработать программу сюжетно-дидактических  игр математического содержания  и апробировать ее в работе  с детьми 5-6 лет.

7. Определить результативность исследовательской работы.

 Была выдвинута  следующая гипотеза: мы предположили, что в результате  планомерной и целенаправленной  работы педагога по организации наблюдений за растениями у детей старшего дошкольного возраста будет  формироваться  отношения  к природе.

В ходе исследовательской  работы основными стали следующие  методы: теоретический анализ и синтез; педагогическое наблюдение за деятельностью  дошкольников; психолого-педагогический эксперимент; игровые тестовые задания; анкетирование; количественная и качественная обработка результатов.

Методологическую  основу работы составили исследования И.Зверева,  Б.Лихачева,  С.Николаевой,  Н.Рыжовой,  О.Соломенниковой и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Психолого-педагогическое  обоснование ПРОБЛЕМЫ формирования  у старших  дошкольников отношения к природе в процессе  наблюдения за растениями

 

1.1.  Исторический  аспект  экологического  воспитания  как  одного 

из  направлений работы  с дошкольниками

 

       Для глубокого и прочного осознания  экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.

       В истории философских и педагогических  идей, в системах образования  и воспитания неоднократно предпринимались  попытки построить содержание  образования с позиции космоземного  всеединства.

       Начиная с Я. А. Коменского, официальный статус получает  принцип при-родосообразности. Но  однозначного его понимания не  было. Я.А. Коменский рассматривал  человека как органическую часть  природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. [33, с. 19]

       Л.Н.Толстой считал совершенной  саморазвивающуюся природу ребенка,  в природной среде он видел  идеальные условия проявления  человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. [21, с. 21]

       Выдающиеся советские педагоги  А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А.  Су-хомлинский не мыслили себе  организации здорового и целесообразного  педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

       В. А. Сухомлинский понимал,  что знания и навыки сами  по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

       Человек - часть природы: он  не может жить вне ее, не  может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в  полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.[21, с. 22]

       В XX веке человечество осознало, наконец, всю остроту экологического  кризиса. Важная роль в решении  экологических проблем принадлежит  системе образования. То есть, должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе.

       Для дошкольной педагогики экологическое  воспитание достаточно новое  направление, целью которого является  формирование начал экологической  культуры. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения: непосредственно к самой природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды; осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

        Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. [21, с.15]

       Экологическое воспитание - это один  из основных аспектов нравственного  воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения.

       Всестороннее развитие и воспитание  детей осуществляется разными  средствами. Одно из них, как ранее было отмечено, экологическое воспитание.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями