Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67

Файлы: 1 файл

ВКР мое (Автосохраненный).doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

       Природа - неиссякаемый источник  духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности.

       Однако, далеко не все может  быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении.

        Дело охраны природы зависит  в большей мере от сознательности  каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста - природа является становлением будущей личности.

       Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой- основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

       В век научно-технической революции  очень важно научить детей  видеть и понимать красоту  окружающей природы, беречь и  умножать её" богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним.

       Сухомлинский в своей книге  «Сердце отдаю детям» писал  о том, что «...прежде чем  открыть книгу, прочитать по  слогам первое слово» необходимо прочитать « страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». [58 ,с. 10]

       Он считал, что природа мозга  ребенка требует, чтобы его  ум воспитывался у источника  мысли, среди наглядных образов,  и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего [58, с. 72].

       Экология - это наука о взаимоотношениях  живых организмов между собой  и окружающей средой. Обычно под  «экологическим воспитанием» понимают  воспитание человечности, т. е  доброты, ответственного отношения  и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

        Воспитание экологической культуры  должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг.

 Экологическое воспитание детей предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
  • формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
  • участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.

      Естественно, что все составляющие  комплексного подхода к экологическому воспитанию существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк.

        Важнейшим условием успешной  реализации комплексного подхода  является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к   природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом - безнравственны.

         Очень важно показать детям,  что по отношению к природе  они занимают позицию более  сильной стороны и поэтому  должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

       Взрослые должны помнить о  том, что зачастую небрежное,  а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний: представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

       Ознакомление с природой дает  наиболее оптимальные результаты  при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей.

       Воспитание бережного отношения  к природе невозможно без активного  сотрудничества с родителями, но, к сожалению, не всех родителей это волнует.

      Действенная любовь, настоящая   забота   о природе возникает  у ребенка

лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе  взрослого . Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.

        История человечества неразрывно  связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

   Таким образом, технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.

       Формирование экологической культуры  у дошкольников достигается в  ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.

        В настоящее время работа над  проблемами экологического воспитания  продолжается. Ряд исследователей  отмечает, что нередко экологическое  воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

 

1.2.  Познавательный  потенциал  экологических   знаний  в условиях  комплексного использования наблюдений

 

    Определяющим  в отношении дошкольников к  природе, согласно данным    экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный   компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы.

       Психологи экспериментально исследовали,  что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы. [46, с. 13]

       Ознакомление с природой предусматривает  привлечение ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.

      М.М. Манасеина считала: «...при  воспитании детей от 1 до 8 лет  следует всегда помнить, что  им, прежде всего  и главным  образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».[25, с.409] Хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическую завершенность в системе «природа -человек - общество - природа».

        Наблюдение целесообразно использовать  на занятиях разных видов. Наблюдения проводятся на экскурсиях, на прогулке. Однако воспитатель должен уметь использовать при организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида  такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно, и экологической культуры личности. [46, с.6]

       О большой роли наблюдений  и его воспитательном значении  в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». [31, с. 65]; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». [31, с. 66]

         Видный советский психолог С.  Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение  как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит  развитие мыслительной деятельности ребенка. [26, с.8 ] Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой, - оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Многообразие  явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, создает необходимость частой организации наблюдений.

       Каждый раз воспитатель продумывает  форму, содержание, приемы проведения наблюдения. Цель воспитателя - пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

       Организуя наблюдения, воспитатель  решает в комплексе ряд задач:  формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.[50, с.5]

       На основе совместной деятельности  анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развиваются мышления, речь, воспитываются материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство красивого.[8, с.47]

      Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту,  замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его водой или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений.

      Дети начинают понимать эстетику  живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями