Природа - неиссякаемый источник
духовного обогащения. Дети постоянно
в той или иной форме соприкасаются с природой.
Их привлекают зеленые луга и леса, яркие
цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья
снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный
мир природы пробуждает у детей живой
интерес, любознательность, побуждает
их к игре, трудовой и художественной деятельности.
Однако, далеко не все может
быть правильно понято детьми при самостоятельном
общении с природой, далеко не всегда при
этом формируется правильное отношение
к растениям и животным. Ввести ребенка
в мир природы, сформировать реалистические
представления - знание о её объектах и
явлениях, воспитать способность видеть
красоту родной природы, любовь, бережное
и заботливое отношение к ней - важнейшая
задача экологического воспитания в дошкольном
учреждении.
Дело охраны природы зависит
в большей мере от сознательности
каждого человека, его гражданской ответственности
за судьбу родной природы. А это в свою
очередь требует усиления внимания к воспитанию
у людей бережного и заботливого отношения
к природе, начиная уже с дошкольного возраста
- природа является становлением будущей
личности.
Воспитание бережного
и заботливого отношения к природе возможно
тогда, когда дети будут располагать хотя
бы элементарными знаниями о ней, овладеют
несложными способами выращивания растений,
ухода за животными, научатся наблюдать
природу, видеть её красоту. На этой- основе
и формируется любовь детей к природе,
родному краю, Родине.
В век научно-технической революции
очень важно научить детей
видеть и понимать красоту
окружающей природы, беречь и
умножать её" богатства. Рассказывая
о природе детям, мы открываем перед ними
сказочный мир жизни растений и животных,
учим любить и внимательно относиться
к ним.
Сухомлинский в своей книге
«Сердце отдаю детям» писал
о том, что «...прежде чем
открыть книгу, прочитать по
слогам первое слово» необходимо прочитать « страницы самой
чудесной книги в мире - книги природы».
[58 ,с. 10]
Он считал, что природа мозга
ребенка требует, чтобы его
ум воспитывался у источника
мысли, среди наглядных образов,
и прежде всего - среди природы.
«Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит,
что, слушая рассказ взрослого об экологическом
кризисе, он рисует все происходящее в
своем представлении. Чем ярче в его представлении
эти картины, тем глубже он осмысливает
происходящее, правильность или неправильность
происходящего [58, с. 72].
Экология - это наука о взаимоотношениях
живых организмов между собой
и окружающей средой. Обычно под
«экологическим воспитанием» понимают
воспитание человечности, т. е
доброты, ответственного отношения
и к природе, и к людям, которые живут рядом, и
к потомкам, которым нужно оставить Землю
пригодной для полноценной жизни.
Воспитание экологической культуры
должно учить и понимать себя,
и все, что происходит вокруг.
Экологическое воспитание детей
предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);
- формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);
- участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.
Естественно, что все составляющие
комплексного подхода к экологическому
воспитанию существуют не обособленно,
а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает
в процессе осознания того, что окружающий
нас мир неповторим, уникален, нуждается
в нашей заботе, и закрепляется в процессе
практической деятельности по уходу за
комнатными растениями, обитателями живого
уголка, экскурсиях в парк.
Важнейшим условием успешной
реализации комплексного подхода
является создание среды, в которой
взрослые личным примером демонстрируют
детям правильное отношение к природе
и активно, по мере своих возможностей
вместе с детьми участвуют в природоохранной
деятельности. Формируя гуманное отношение
к природе, педагог должен выделять главное,
чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе
есть забота о человеке, его будущем, а
то, что наносит вред природе, наносит
вред человеку, следовательно, действия,
в результате которых разрушается общий
для нас дом - безнравственны.
Очень важно показать детям,
что по отношению к природе
они занимают позицию более
сильной стороны и поэтому
должны беречь её и заботиться о ней, а также уметь
замечать действия других людей, сверстников
и взрослых, давать им соответствующую
нравственную оценку.
Взрослые должны помнить о
том, что зачастую небрежное,
а порой и жестокое отношение
детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний.
Вот почему воспитание сопереживания
и сострадания происходит в неразрывном
единстве с формированием системы доступных
дошкольникам экологических знаний: представление
о растениях и животных как уникальных
и неповторимых живых существах, об их
потребностях и способах удовлетворения
этих потребностей; понимание взаимосвязи
между живыми существами и средой обитания,
приспособленности растений и животных
к условиям существования; осознание того,
что все живые существа на Земле связаны
друг с другом сложной системой связей
и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Ознакомление с природой дает
наиболее оптимальные результаты
при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно
дать детям возможность «общаться», «действовать»
с объектами природы. Длительное участие
детей в уходе за животными помогают не
только воспитывать чувство ответственности,
любовь ко всему живому, но и расширять
знания детей.
Воспитание бережного отношения
к природе невозможно без активного
сотрудничества с родителями,
но, к сожалению, не всех родителей это
волнует.
Действенная любовь, настоящая
забота о природе возникает
у ребенка
лишь тогда,
когда ежедневно перед ними пример отношения
к природе взрослого . Воспитание действительной
любви к природе будет эффективным лишь
тогда, когда дети ежедневно общаются
с природой и когда это общение направлено
взрослым.
История человечества неразрывно
связана с историей природы. На современном
этапе вопросы традиционного взаимодействия
её с человеком выросли в глобальную экологическую
проблему. Если люди в ближайшем будущем
не научатся бережно относиться к природе,
они погубят себя. А для этого надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность.
И начинать экологическое воспитание
надо с раннего дошкольного возраста,
так как в это время приобретенные знания
могут в дальнейшем преобразоваться в
прочные убеждения.
Таким образом, технология
формирования начал экологической культуры
у детей дошкольного возраста построена
на организации взаимодействия дошкольников
с природой ближайшего окружения, познании
того, что растет и живет рядом с ребенком.
Формирование экологической культуры
у дошкольников достигается в
ходе непосредственного взаимодействия
с объектом изучения: ребенок чувствует
и познает природу, уникальность живого
на примере самой природы - тех ее представителей,
которые стационарно проживают в непосредственной
близости от ребенка и составляют его
повседневное предметное окружение.
В настоящее время работа над
проблемами экологического воспитания
продолжается. Ряд исследователей
отмечает, что нередко экологическое
воспитание осуществляется не комплексно,
а односторонне, без использования всех
возможностей.
1.2.
Познавательный потенциал экологических
знаний в условиях комплексного использования
наблюдений
Определяющим
в отношении дошкольников к
природе, согласно данным экологической
психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является
когнитивный компонент, то есть
готовность и стремление ребенка получать,
искать и обрабатывать информацию об объектах
природы.
Психологи экспериментально исследовали,
что уровень развития познавательной
сферы определяет характер взаимодействия
с природными объектами и отношение к
ним. То есть, чем выше уровень знаний детей
о природе, тем больше они проявляют познавательный
интерес к ней, ориентируясь на состояние
и благополучие самого объекта, а не оценивание
его взрослыми. Важно своевременно использовать
эту возрастную особенность дошкольников
для организации процесса их взаимодействия
с миром природы. [46, с. 13]
Ознакомление с природой предусматривает
привлечение ребенка к разнообразной познавательной
деятельности, связанной с миром природы.
Психологические особенности детей дошкольного
возраста предопределяют использование
активных форм (методов) познавательной
деятельности. Преимущество отдается
непосредственным наблюдениям, играм,
опытам, уходу за растениями и животными,
но целесообразно использовать и другие
виды деятельности.
М.М. Манасеина считала: «...при
воспитании детей от 1 до 8 лет
следует всегда помнить, что
им, прежде всего и главным
образом следует по возможности полнее
и лучше освоиться с окружающим их миром.
Следовательно, им нужны не сказки, а факты
и факты, наблюдения и опыты».[25, с.409] Хорошо,
когда дети сами воспринимают явления
природы, а не знакомятся с результатами
чьих-то наблюдений. Во время наблюдений
задействуются все органы чувств ребенка.
Именно они обеспечивают активизацию
таких умственных операций, как анализ,
синтез, сопоставление, благодаря которым
ребенок немного спонтанно овладевает
теми взаимосвязями и взаимозависимостями,
которые творят целостность и логическую
завершенность в системе «природа -человек
- общество - природа».
Наблюдение целесообразно использовать
на занятиях разных видов. Наблюдения проводятся на экскурсиях,
на прогулке. Однако воспитатель должен
уметь использовать при организации наблюдения
и любую незапланированную ситуацию, если
она дает возможность обогатить детей
яркими представлениями, вызвать у них
гамму чувств. Занятия обеспечивают широкое
пространство для творческой реализации
содержания наблюдений, которое предопределено
включением детей в разные виды экологической
деятельности с участием в ней воспитателя.
Целью каждого вида такой деятельности
неизменно выступает формирование первооснов
экологического сознания, экологического
поведения, а следовательно, и экологической
культуры личности. [46, с.6]
О большой роли наблюдений
и его воспитательном значении
в жизни ребенка говорил еще И.Г.
Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я
хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало
слову и, чтобы точные знания всегда
предшествовали суждению». [31, с. 65]; «Когда
птица очаровательно щебечет и когда червяк,
только что появившийся на свет, ползет
по листу, прекрати упражнение в языке.
Птица учит, и червяк учит больше и лучше.
Молчи!». [31, с. 66]
Видный советский психолог С.
Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение
как результат осмысленного восприятия,
в процессе которого происходит
развитие мыслительной деятельности ребенка.
[26, с.8 ] Развитие разных форм восприятия
и наблюдения он связывает с их содержанием.
С одной стороны, наблюдение является
источником знаний, с другой, - оно само
требует наличие определенных знаний
как отправных моментов наблюдения.
Многообразие
явлений природы, которое окружает
дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем
окружении, создает необходимость частой
организации наблюдений.
Каждый раз воспитатель продумывает
форму, содержание, приемы проведения наблюдения. Цель воспитателя
- пробудить интерес, познавательную активность
детей, развить наблюдательность, желание
и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение,
как целостный педагогический процесс,
становится совместной интеллектуальной
деятельностью воспитателя и детей, в
которой умственные действия взрослого
направлены на планирование и организацию
наблюдения, на решение воспитательно
- образовательной задачи, а умственные
усилия детей - на полноценнее восприятие
объекта, на поиск и получение нужной информации.
Педагогический процесс, направленный
на формирование наблюдения, должен обеспечить
постепенное накопление и систематизацию
знаний, а также становление осознанного
отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Организуя наблюдения, воспитатель
решает в комплексе ряд задач:
формирует у детей знания о природе, учит
наблюдать, развивает наблюдательность,
воспитывает эстетически.[50, с.5]
На основе совместной деятельности
анализаторов, благодаря слову воспитателя
у детей образуются конкретные знания,
развиваются мышления, речь, воспитываются
материалистическое отношение, интерес и любовь к природе,
чувство красивого.[8, с.47]
Умение рассматривать растение,
видеть его своеобразие и красоту,
замечать различные признаки и состояния
- это задача не только эстетического,
но и умственного, а также нравственного
воспитания ребенка. Наблюдая за растениями,
ребенок учится распознавать совершенно
иную, чем человеческая, форму жизни, начинает
видеть в растении особое живое существо,
жизнь которого целиком зависит от того,
полили его водой или нет, много полили
или мало, водой комнатной температуры
или холодной, чистой водой или с добавлением
удобрений.
Дети начинают понимать эстетику
живого с экологических позиций:
красивое растение - это здоровое
растение, которое находится в среде, полностью
соответствующей его потребностям. Только
с помощью взрослых дошкольник может понять,
как жизнь растений зависит от наличия
тепла, света, хорошей почвы и правильного
ухода. Внешние признаки растений определяют
не только его декоративность, но и указывают
на степень его обеспеченности всеми жизненно
необходимыми условиями.