Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67

Файлы: 1 файл

ВКР мое (Автосохраненный).doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

      При систематическом общении  с растениями ребенок делает  для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер - это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т. е. его обеспеченности необходимыми условиями. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям.

        Каждое время года прекрасно  и отмечено таинством закономерных  проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все - и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

       Приобщая ребенка к миру природы  с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.[8, с. 17]

       Таким образом, во взаимодействии  с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.

     

1.3.  Методика  организации с дошкольниками наблюдений  в  природе

 

      Наблюдение - это целенаправленное  восприятия, сложный познавательный  процесс, в котором проявляется  единство чувственного и рационального.[8, с.48]      В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений.

       В зависимости от объекта и  возраста детей наблюдения могут  быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

      Для проведения наблюдений важными  являются три момента: наличие  природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.[26, с. 25]

       В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки.

       Для накопления знаний о росте  и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдений - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

        Во всех группах дошкольного  учреждения дети знакомятся с  небольшим количеством растений  в помещении и на участке.  Рассматривая их, наблюдая за  их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки -форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей.

       Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в  листья, цветы, плоды. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

        Большие возможности для наблюдений  предоставляет сезонная жизнь  растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

      По аналогии с растениями, содержанием  наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

    Помимо  содержания чрезвычайно важно  определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

      Цикл - это ряд взаимосвязанных  наблюдений за конкретным объектом  уголка природы или участка детского сада.[50, с. 48] Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

       Цикл наблюдений как организационно-методическая  форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Достоинством  цикла наблюдений является и его  протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

       Многоразовое (но с разным содержанием)  обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. [Приложение 1].

       Уход за растениями и за  животными уголка природы в  группе важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ. Ребенок 3-4 лет может помочь обливать растения душем, мыть поддоны. Дошкольник 5-6 лет может действовать уже самостоятельно. Своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков.

       Во время совместных трудовых действий следует показать ребенку новые приемы, способы, операции. Например: как и какие растения надо мыть под душем, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослыми ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, поэтому они должны быть чистыми.

       Наблюдения целесообразно сочетать  с практической деятельностью  ребенка, например, с рисованием. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растения. Содержательные наблюдения за растениями приведут ребенка к решению художественных задач. На базе познания у дошкольников начнется формироваться отношение - важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

        Большими педагогическими возможностями  обладает и недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца - вторую или третью - во всех группах детского сада планируются:

  • ежедневное наблюдение за погодой;
  • рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);
  • поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;
  • ежедневная работа с календарем.

      Таким образом, основу этой  методики составляют ежемесячно  повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы -  явлений растительного, животного мира и неживой природы.

      Наблюдая  за погодой, дети учатся выделять  отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер), степень их интенсивности и  другие характеристики (солнце яркое  или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень.

       Наблюдения  за погодой включают три параметра:  определение состояния неба и  осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер - это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор).

        Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одеж де, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение.

      Например, жарко - на детях сарафаны, легкие  платья, трусики и майки; тепло - на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно - дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) - дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее - сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.

       Итак, наблюдение  за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

       С детьми  дошкольного возраста можно проводить  несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

        Интересные  опыты проводят с детьми всех  возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды.

     Дети наблюдают  разное состояние луковиц, причем  со временем разница между  ними будет возрастать: в банке  с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и  зелень); в банке без воды луковица  останется почти неизменной. С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике.

      Наблюдения  и сравнение луковиц покажут,  что они  растут по-разному:  на подоконнике - нормально, а  в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне.

      Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

       В подготовительной  к школе группе можно поставить  одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).

Информация о работе Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями