Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67
При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер - это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т. е. его обеспеченности необходимыми условиями. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им сочувствовать и помогать. Поливая, пересаживая, очищая от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям.
Каждое время года прекрасно
и отмечено таинством
Приобщая ребенка к миру
Таким образом, во
1.3. Методика организации с дошкольниками наблюдений в природе
Наблюдение - это целенаправленное
восприятия, сложный познавательный
процесс, в котором
В зависимости от объекта и
возраста детей наблюдения
Для проведения наблюдений
В процессе кратковременных
Для накопления знаний о росте
и развитии растений и
Во всех группах дошкольного
учреждения дети знакомятся с
небольшим количеством
Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Большие возможности для
По аналогии с растениями, содержанием
наблюдений за животными
Помимо
содержания чрезвычайно важно
определить организационно-мето
Цикл - это ряд взаимосвязанных
наблюдений за конкретным
Цикл наблюдений как
Достоинством цикла наблюдений является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.
Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. [Приложение 1].
Уход за растениями и за животными уголка природы в группе важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ. Ребенок 3-4 лет может помочь обливать растения душем, мыть поддоны. Дошкольник 5-6 лет может действовать уже самостоятельно. Своевременный и правильный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков.
Во время совместных трудовых действий следует показать ребенку новые приемы, способы, операции. Например: как и какие растения надо мыть под душем, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослыми ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, поэтому они должны быть чистыми.
Наблюдения целесообразно
Большими педагогическими
Таким образом, основу этой
методики составляют
Наблюдая
за погодой, дети учатся
Наблюдения
за погодой включают три
Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одеж де, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение.
Например, жарко - на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; тепло - на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно - дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) - дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее - сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.
Итак, наблюдение
за погодой включает три
С детьми
дошкольного возраста можно
Интересные
опыты проводят с детьми всех
возрастных групп при
Дети наблюдают
разное состояние луковиц,
Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике - нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света. В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне.
Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной
к школе группе можно