Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67

Файлы: 1 файл

ВКР мое (Автосохраненный).doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

        В связи с поставленной целью  в первой части нашего исследования  было рассмотрено психолого-педагогическое  обоснование проблемы. Изучена научная основа ознакомления детей с природой; рассмотрен вопрос об экологическом воспитании дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении; определены условия, необходимые для организации и проведения наблюдений, рассмотрены разнообразные формы наблюдений.

        Анализ педагогических исследований  позволил определить важность и значимость   наблюдений в экологическом воспитании ребенка.

        Таким образом, проведенное исследование  обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации.

       Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для правильного отношения к природе,   педагоги дошкольного учреждения должны проводить  систематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о живой природе проведением наблюдений в разнообразных формах.

        Воспитание деятельной любви  к природе - процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается. Однако уже и в этом возрасте при правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений и уходу за животными.

        Предпосылкой для развития этого  чувства являются положительные эмоции, возникающие от общения детей с природой и восприятия ее красоты. Опираясь на них, на основе связи эстетических переживаний с моральными побуждениями можно воспитать у дошкольников деятельную любовь к природе. Это возможно при условии воспитания эстетического чувства и ряда моральных качеств (целеустремленность, трудолюбие, коллективизм), а также обучения определенным трудовым умениям и навыкам.

      Осуществление оценки уровня  сформированности экологической культуры дошкольников, систематического мониторинга в данной области необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации экологической работы с детьми.

       Педагогическая оценка (диагностика)  направлена на решение целого  спектра задач: выяснить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний; выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний; определить, какова степень освоения ребенком трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами; уточнить, в какой степени у ребенка сформировано отношение к природе и каков характер этого отношения (познавательное, эмоционально-эстетическое или гуманистическое).

        Для реализации этих задач  воспитатель может использовать  спектр методов: беседы с детьми, наблюдения за самостоятельными проявлениями детей в природе, эксперименты, дидактические игровые задания, проблемные ситуации. Результаты изучения детей фиксируются в протоколах и впоследствии анализируются.

        Для анализа объема и характера  освоенных детьми знаний используют следующие показатели:

  • объем освоенных знаний;
  • глубина освоенных знаний.

      Объем знаний — это количественный показатель. Он свидетельствует о полноте освоения детьми программы.

       Глубина освоения знаний —  это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень осознания Детьми сущности происходящего в мире природы, степень обобщенности и системности представлений детей.

      Критерии освоения познавательных  умений: наличие у детей основных познавательных умений в соответствии с возрастными особенностями и возможностями; степень самостоятельности в использовании познавательных умений.

         Критерии сформированности трудовых  умений и навыков: владение основными способами трудового процесса; качество и результативность труда в природе; степень самостоятельности детей в труде.

       Критерии сформированности отношения к природе (ЭТО К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ – В ПРИЛОЖЕНИЕ): устойчивый интерес детей к миру природы; потребность проникнуть в сущность тех явлений и процессов, которые в природе происходят; способность эмоционально реагировать на объекты, явления природного окружения; способность проявлять эмоции и эстетические чувства при взаимодействии с природным окружением; проявление гуманных чувств (сочувствие, сопереживание, эмпатия) при взаимодействии с природой; степень устойчивости отношения.

       При организации диагностических мероприятий необходимо помнить, что если знания детей о мире природы выявить достаточно легко, организуя с детьми игры, беседы, то отношения выявлять достаточно сложно. Отношение — это личностное образование, и посредством организации каких-либо форм экологической работы с детьми истинное отношение ребенка к миру природы мы не узнаем. Он будет выполнять задание педагога.

      При исследовании уровня сформированности  отношения детей к природе целесообразнее всего ориентироваться на длительные наблюдения за проявлениями детей в процессе самостоятельного их общения, взаимодействия с природными объектами. Таким образом, методика изучения отношения детей к миру природы должна быть максимально приближена к условиям естественной, реальной жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.

        Педагогическая оценка уровня  сформированности экологической культуры дошкольников должна быть систематической и планомерной. Начинать изучать результативность работы с детьми необходимо уже в младшем дошкольном возрасте.

      При составлении диагностических заданий детям, а также определении критериев оценки, необходимо опираться на требования реализуемой программы. Вместе с тем следует помнить и о том, что каждый ребенок, как доказывают исследования психологов, имеет свой индивидуальный темп развития.

Таким образом,  подтвердилась наша гипотеза о том, что в результате  планомерной и целенаправленной  работы  формирование  отношения  к природе  у старших  дошкольников  в процессе  наблюдения  будет  успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  – ЭТО ВЫВОД ПО ВСЕЙ РАБОТЕ (но вначале об актуальности немного, но без повторов текста)! ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПРО ДИАГНОСТИКУ????

 

Список   использованных источников информации

 

 

1. Ашиков, В.И.  Природа, творчество и красота  [Текст] /  В.И.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2002.  - № 7.  - С. 2-5.

2. Ашиков, В.И.   Природа, творчество и красота [Текст] /  В.И.Ашиков. // Дошкольное воспитание.- 2002.  - №11.  - С. 51-54.

3. Ашиков, В.И. Семицветик [Текст]: программа культурно-экологического образования дошкольников  /  В.И.Ашиков // Дошкольное воспитание.- 1998. - № 2.  -  С. 34-39.

4. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] /  Л.Белаценко  // Ребенок в детском саду. – 2002.  - № 5.   - С. 80-82.

5. Баранникова,  Э.  Распознавание  деревьев  и  кустарников  зимой  [Текст] /  Э.Баранникова   //   Дошкольное  воспитание.  -  1980.  - № 11.  – С. 65-66.

6. Башкирова,  Е. Красная книга  России [Текст]  /  Е.Башикрова //  Дошкольное воспитание.  -  1996.  - № 10.  – С. 54-57.

7. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников  [Текст]  /  Л.Бобылева. // Дошкольное воспитание. – 1998.  - № 7.  - С. 36-42.

8. Веретенникова,  С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]:  учебник для студентов  СПО. - М.: Просвещение, 1980. – 269 с.

9. Голованова,  Т. Первые  вестники  весны  [Текст]  /  Т.Голованова //   Дошкольное воспитание.  -  1990.  - № 5.  – С. 76-82.

10. Дамашева,  Т.  Комнатные  растения  -  спутники  нашей  жизни [Текст]/  Т.Демашева    //  Дошкольное воспитание. -  1996.  -  № 7.  -  С.  47-48.

11. Дамашева,  Т. Комнатные  растения  -    путешественники нашей  жизни [Текст]: примерный  конспект  занятий  // Дошкольное  воспитание.  -  1996.  - № 7.  – С. 47-49.

12. Дергилева,  В.  Флористика  -  это прекрасно [Текст] /  В.Дергилева //  Дошкольное  воспитание.  -  1993.  -  № 7.  – С.  31-32.

13. Дружинина,  Т. Воспитание  бережного  отношения  к растениям [Текст] /  Т.Дружинина //  Дошкольное воспитание.  -  1974.  -  № 7.  – С.  18-22.

14. Дрязгунова,  В.  Игры  на  распознавание  деревьев    и  кустарников [Текст]  // Дошкольное воспитание.  -  1972.  -  № 10.  – С. 17-20.

15. Дуброва,  В. Обучение  старших  дошкольников  уходу  за  комнатными  растениями [Текст]   //  Дошкольное  воспитание.  -  1985.  -  № 9.  -  С.  14-16.

16. Ельникова,  К  Что  ты  знаешь  о  своем  зеленом  друге? [Текст] /  К.Ельникова  //  Дошкольное воспитание.  -  1980.  -  № 3.  -  С.  14-17.

17. Ельникова,  К. Зеленая  аптека  на участке  детского сада  [Текст]  /  К.Ельникова   //  Дошкольное воспитание.  – 1990.  -  № 6.  – С.86-89.

18. Ельникова,  К. Календарь  работ  с комнатными растениями [Текст] /  К.Ельникова //   Дошкольное воспитание.  -  1991. - № 6.  – С.81-83.

19. Ельникова,  К. Незаслуженно забытые [Текст] /  К.Ельникова //  Дошкольное воспитание.  -  1991.  - № 1.  – С.76-80.

20. Ельникова,  Н.  Поговорим  о растениях  [Текст] /  Н.Ельникова  //  Дошкольное воспитание.  -  1979.  -  № 8.  –  С.  22-24.

21. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. 
Экологическое образование: концепции и технологии [Текст] /  И.Д.Зверев. - М.: Перемена, 1996.  -  123 с.

22. Зебзеева,  В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст]  /  В.О.Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998.  - № 7.  - С. 45-49.

23. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим  [Текст] /  Т.Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003.  - №7.  -  С. 31-34.

24. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников  [Текст] /  Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2000.  - № 7.  - С. 58-63.

25. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим  [Текст]  /  Т.Зерщикова,  Т.Ярошевич. // Дошкольное воспитание. – 2005.  -  № 7.  - С. 3-12.

26. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду  [Текст] /  А.И.Иванова.- М.: Сфера, 2004 -  56 с.

27. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст]  / Г.Иванова,  В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2000.  - № 7- С. 10-12.

28. Каменева, Л.А., Матвеева, А.К. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст]  /  Л.А. Каменева,  А.К.Матвеева.  - М.: Просвещение, 1983.  – 207 с.

29. Квасов,  А.  Растения  в  интерьере  [Текст]  /  А.Квасов  //   Дошкольное воспитание  -  1966.  - № 5. –  С .95-99.

30. Клавсуть,  З. Путешествие  в мир растений   [Текст] /  З. Клавсуть // Дошкольное воспитание.  -  1991.  - № 5.  -  С. 6-8.

31. Лебедева,  Г.  Полевые  культуры:  расскажите  детям [Текст] /  Г.Лебедева //  Дошкольное  воспитание  -  2002.  -  №  7.  -  С.  65-68.

32. Листопад,  А.  Путешествие  в  мир  растений  [Текст] /  А. Листопад  //  Дошкольное  воспитание. -  1991.  -  № 5.  -  С.  6-11.

33. Лихачев, Б.Т. Экология личности  [Текст]/  Б.Т.Лихачев.//Педагогика. - 1993.-№2. - С.19-21.

34. Лучич,  М.В. Детям о природе  [Текст]  /  М.В.Лучич. - М.: Просвещение, 1989.- 143  с.

35. Любина,  Г. Почему  они так называются  [Текст] / Г.Любина //   Дошкольное  воспитание..  -  1996.  - № 7.  – С. 9-20.

36. Марковская,  М. Распознавание  деревьев  и кустарников  в безлистном состоянии  [Текст]  /  М.Марковская  //  Дошкольное воспитание.  -  1983.  -  № 5.  -  С.  55-61.

37. Миронов,  В. Старинный месяцеслов [Текст]  /  В.Миронов  //  Дошкольное  воспитание.  -  1991.  - № 2.  – С. 65-67.

38. Моисеева,  Т.  Удивительное -  рядом [Текст]  /  Т.Моисеева //   Дошкольное воспитание  -  1993.  -  № 7. – С. 25-26. 

39. Мухина, B.C. Психология дошкольника [Текст]:  учеб. пособие для студентов СПО. - М.: Просвещение, 1995.  -  237 с.

40. Неклюдова,  А.  Комнатные  растения  [Текст] /  А.Неклюдова  //  Дошкольное  воспитание.  -  1966.  -  № 4. – С. 68-69.

41. Николаева,  Т. Замечательный  зонтик  [Текст]/  Т.Николаева. // Дошкольное  воспитание.  -  1990.  - № 7. – С. 91 – 94.

42. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]:  учеб. пособие для студентов  СПО  /  С.Н.Николаева - М.: Просвещение, 2004. -  208 с.

43. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей  [Текст]:  учеб. пособие для студентов  СПО  /  С.Н.Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

44. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст]: программа и условия ее реализации в детском саду  / С.Н.Николаева.  - М.: Мозаика-Синтез, 1999.-138 с.

45. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст]  / Л.Павлова // Дошкольное воспитание.- 2002.  - № 10.  - С. 40-49.

46. Павлова, Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании  [Текст] /  Л.Павлова. // Дошкольное воспитание.- 2000. - № 7. - С. 74-77.

47. Рыжова,  Н.  Здравствуй,  дерево!  [Текст] /  Н.Рыжова  //  Дошкольное воспитание.  -  2002.  -  № 7.  -  С.  37-48.

48. Рыжова, Н. Наш дом – природа  [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников  / Н.Рыжова. // Дошкольное воспитание.- 1998.  - № 7.  - С. 26-34.

49. Рыжова, Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево»  [Текст]/  Н.Рыжова. // Дошкольное воспитание.- 2002.  - № 3.  - С. 38-47.

50. Саморукова,  П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]:  учеб. пособие для студентов СПО. - М.: Просвещение, 1983.- 207 с.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями