Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67
В связи с поставленной целью
в первой части нашего
Анализ педагогических
Таким образом, проведенное
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для правильного отношения к природе, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению знаний детей о живой природе проведением наблюдений в разнообразных формах.
Воспитание деятельной любви к природе - процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается. Однако уже и в этом возрасте при правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений и уходу за животными.
Предпосылкой для развития
Осуществление оценки уровня сформированности экологической культуры дошкольников, систематического мониторинга в данной области необходимо рассматривать как одно из условий оптимизации экологической работы с детьми.
Педагогическая оценка (диагностика) направлена на решение целого спектра задач: выяснить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний; выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний; определить, какова степень освоения ребенком трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами; уточнить, в какой степени у ребенка сформировано отношение к природе и каков характер этого отношения (познавательное, эмоционально-эстетическое или гуманистическое).
Для реализации этих задач
воспитатель может
Для анализа объема и
Объем знаний — это количественный показатель. Он свидетельствует о полноте освоения детьми программы.
Глубина освоения знаний — это качественный показатель, отражающий конкретность представлений детей, степень осознания Детьми сущности происходящего в мире природы, степень обобщенности и системности представлений детей.
Критерии освоения
Критерии сформированности
Критерии сформированности отношения к природе (ЭТО К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ – В ПРИЛОЖЕНИЕ): устойчивый интерес детей к миру природы; потребность проникнуть в сущность тех явлений и процессов, которые в природе происходят; способность эмоционально реагировать на объекты, явления природного окружения; способность проявлять эмоции и эстетические чувства при взаимодействии с природным окружением; проявление гуманных чувств (сочувствие, сопереживание, эмпатия) при взаимодействии с природой; степень устойчивости отношения.
При организации диагностических мероприятий необходимо помнить, что если знания детей о мире природы выявить достаточно легко, организуя с детьми игры, беседы, то отношения выявлять достаточно сложно. Отношение — это личностное образование, и посредством организации каких-либо форм экологической работы с детьми истинное отношение ребенка к миру природы мы не узнаем. Он будет выполнять задание педагога.
При исследовании уровня
Педагогическая оценка уровня сформированности экологической культуры дошкольников должна быть систематической и планомерной. Начинать изучать результативность работы с детьми необходимо уже в младшем дошкольном возрасте.
При составлении диагностических заданий детям, а также определении критериев оценки, необходимо опираться на требования реализуемой программы. Вместе с тем следует помнить и о том, что каждый ребенок, как доказывают исследования психологов, имеет свой индивидуальный темп развития.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что в результате планомерной и целенаправленной работы формирование отношения к природе у старших дошкольников в процессе наблюдения будет успешным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ЭТО ВЫВОД ПО ВСЕЙ РАБОТЕ (но вначале об актуальности немного, но без повторов текста)! ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПРО ДИАГНОСТИКУ????
Список использованных источников информации
1. Ашиков, В.И. Природа, творчество и красота [Текст] / В.И.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7. - С. 2-5.
2. Ашиков, В.И. Природа, творчество и красота [Текст] / В.И.Ашиков. // Дошкольное воспитание.- 2002. - №11. - С. 51-54.
3. Ашиков, В.И. Семицветик [Текст]: программа культурно-экологического образования дошкольников / В.И.Ашиков // Дошкольное воспитание.- 1998. - № 2. - С. 34-39.
4. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] / Л.Белаценко // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. - С. 80-82.
5. Баранникова, Э. Распознавание деревьев и кустарников зимой [Текст] / Э.Баранникова // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11. – С. 65-66.
6. Башкирова, Е. Красная книга России [Текст] / Е.Башикрова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. – С. 54-57.
7. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.Бобылева. // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. - С. 36-42.
8. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учебник для студентов СПО. - М.: Просвещение, 1980. – 269 с.
9. Голованова, Т. Первые вестники весны [Текст] / Т.Голованова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 5. – С. 76-82.
10. Дамашева, Т. Комнатные растения - спутники нашей жизни [Текст]/ Т.Демашева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7. - С. 47-48.
11. Дамашева, Т. Комнатные растения - путешественники нашей жизни [Текст]: примерный конспект занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7. – С. 47-49.
12. Дергилева, В. Флористика - это прекрасно [Текст] / В.Дергилева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7. – С. 31-32.
13. Дружинина, Т. Воспитание бережного отношения к растениям [Текст] / Т.Дружинина // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. – С. 18-22.
14. Дрязгунова, В. Игры на распознавание деревьев и кустарников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 10. – С. 17-20.
15. Дуброва, В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 9. - С. 14-16.
16. Ельникова, К Что ты знаешь о своем зеленом друге? [Текст] / К.Ельникова // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3. - С. 14-17.
17. Ельникова, К. Зеленая аптека на участке детского сада [Текст] / К.Ельникова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 6. – С.86-89.
18. Ельникова, К. Календарь работ с комнатными растениями [Текст] / К.Ельникова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 6. – С.81-83.
19. Ельникова, К. Незаслуженно забытые [Текст] / К.Ельникова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1. – С.76-80.
20. Ельникова, Н. Поговорим о растениях [Текст] / Н.Ельникова // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 8. – С. 22-24.
21. Зверев, И.Д. Экологическое образование
и воспитание: узловые вопросы.
Экологическое образование: концепции
и технологии [Текст] / И.Д.Зверев. - М.:
Перемена, 1996. - 123 с.
22. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.О.Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. - С. 45-49.
23. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №7. - С. 31-34.
24. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. - С. 58-63.
25. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т.Зерщикова, Т.Ярошевич. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 3-12.
26. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И.Иванова.- М.: Сфера, 2004 - 56 с.
27. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г.Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7- С. 10-12.
28. Каменева, Л.А., Матвеева, А.К. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст] / Л.А. Каменева, А.К.Матвеева. - М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
29. Квасов, А. Растения в интерьере [Текст] / А.Квасов // Дошкольное воспитание - 1966. - № 5. – С .95-99.
30. Клавсуть, З. Путешествие в мир растений [Текст] / З. Клавсуть // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 6-8.
31. Лебедева, Г. Полевые культуры: расскажите детям [Текст] / Г.Лебедева // Дошкольное воспитание - 2002. - № 7. - С. 65-68.
32. Листопад, А. Путешествие в мир растений [Текст] / А. Листопад // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 6-11.
33. Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст]/ Б.Т.Лихачев.//Педагогика. - 1993.-№2. - С.19-21.
34. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст] / М.В.Лучич. - М.: Просвещение, 1989.- 143 с.
35. Любина, Г. Почему они так называются [Текст] / Г.Любина // Дошкольное воспитание.. - 1996. - № 7. – С. 9-20.
36. Марковская, М. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии [Текст] / М.Марковская // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5. - С. 55-61.
37. Миронов, В. Старинный месяцеслов [Текст] / В.Миронов // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. – С. 65-67.
38. Моисеева, Т. Удивительное - рядом [Текст] / Т.Моисеева // Дошкольное воспитание - 1993. - № 7. – С. 25-26.
39. Мухина, B.C. Психология дошкольника [Текст]: учеб. пособие для студентов СПО. - М.: Просвещение, 1995. - 237 с.
40. Неклюдова, А. Комнатные растения [Текст] / А.Неклюдова // Дошкольное воспитание. - 1966. - № 4. – С. 68-69.
41. Николаева, Т. Замечательный зонтик [Текст]/ Т.Николаева. // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 7. – С. 91 – 94.
42. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов СПО / С.Н.Николаева - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
43. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов СПО / С.Н.Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
44. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст]: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.-138 с.
45. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л.Павлова // Дошкольное воспитание.- 2002. - № 10. - С. 40-49.
46. Павлова, Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании [Текст] / Л.Павлова. // Дошкольное воспитание.- 2000. - № 7. - С. 74-77.
47. Рыжова, Н. Здравствуй, дерево! [Текст] / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 37-48.
48. Рыжова, Н. Наш дом – природа [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников / Н.Рыжова. // Дошкольное воспитание.- 1998. - № 7. - С. 26-34.
49. Рыжова, Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» [Текст]/ Н.Рыжова. // Дошкольное воспитание.- 2002. - № 3. - С. 38-47.
50. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: учеб. пособие для студентов СПО. - М.: Просвещение, 1983.- 207 с.