Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67
Наблюдение
результатов опытнической
Таким образом, элементарные опыты - это особая форма наблюдений, в которых ярко и отчетливо проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания.
Наибольшее
педагогическое воздействие
Итак, окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения.
При правильном руководстве
ОБЩИЙ ВЫВОД 1. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно.
Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно, при систематической работе педагога с детьми, принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.
Воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
Цель: выявление уровня развития экологически правильного отношения к природе и уровня реального отношения к миру растений детей 6-7 лет; разработка и апробация программы «Наши друзья- растения», направленной на формирование отношения к природе в процессе наблюдений за растениями; выявление динамики развития экологически правильного отношения к природе и представлений о растительном мире.
Задачи:
Опытно-практическое исследование проводилось на базе структурного подразделения Суринского филиала ГБОУ СОШ поселок Береговой Шигонского района Самарской области. В исследовании приняли участие 7 воспитанников разновозрастной группы в возрасте 6- 7лет, воспитатели, родители воспитанников.
Основными методами опытного этапа работы стали:
- тестовые задания;
- анкетирование родителей;
- беседа с педагогами;
-психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- количественная
и качественная обработка
Цель: выявление актуального уровня развития экологически правильного отношения к природе и уровня реального отношения к миру растений детей 6-7 лет; изучение мнения педагогов о целесообразности формирования у детей отношения к природе; изучение мнения родителей о роли взрослых в осознанно-правильном отношении детей к природе.
Для выявления актуального уровня развития экологически правильного отношения к природе и представлений о растительном мире нами использовались:
Результаты исследований заносились в протокол.
Констатирующий эксперимент проводился в 2 этапа в течение 5 дней. На первом этапе мы определяли уровень экологически правильного отношения детей 6-7 лет к природе.
Методика Т.М.Бондаренко «Определение экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам»
Цель: определение уровня развития экологически правильного отношения дошкольников к природе
Задание 1. Выявление наиболее значимых для ребенка понятий природы и общества (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень значимости экологических понятий для ребенка.
Оборудование и материал: карточки с картинками, объединенные в пять категорий: природа, окружающие предметы, труд, наука и искусство, я сам.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного к менее значимому: «Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой. На первое место положи ту картинку, на которой изображено самое близкое для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное. Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен?» .
Протокол исследования. Дети поняли инструкцию и принялись выполнять задание. Большинство испытуемых на первое место по важности отнесли карточки серии «Я сам». Один ребенок посчитал значимы для себя «Труд» и один – «природу».
Анализ и обработка результатов. С помощью критериев оценки [Приложение 3], мы определили, что для 4- х (57,1%) детей характерно проявление интереса к природе, но больше их интересуют игрушки и своя личность. 1 ребенок определили самым важным для себя «природу». Свой выбор ребенок мотивировал тем, что без природы все бы умерло, и не нужны были бы игрушки: «Природа, это же так красиво!». На вопросы испытуемый отвечал полно и понятно. Среди 7 дошкольников нашлись такие дети, которые при раскладывании карточек не смогли объяснить причину выбранной последовательности. Природным объектам данный контингент отвел последнее место. Таких детей было выявлено 2 (28,6%)
Вывод. Таким образом, данное задние позволило нам констатировать тот факт, что дети в основном значимости природы отводят не главное место. Для них наиболее значимыми являются предметы окружающей обстановки и предметы, относящиеся непосредственно к ним самими.
Задание 2. Определение уровня взаимодействия ребенка с природными объектами
Цель. Определить уровень взаимодействия ребенка с природными объектами.
Инструкция к проведению. «Я тебе буду зачитывать предложения и варианты ответов, а ты должен выбрать тот, который больше всего подходит тебе:
1. Для нашего аквариума ты бы хотел завести новых рыбок:
А) с красивой окраской?
Б) С интересным поведением?
2. Гуляя в лесу с родителями ты :
А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
Б) Пойдешь по хорошей тропинке, не вредя растениям?
3. После отдыха с родными в лесу ты:
А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
4. Какие цветы ты выбрал бы для посадки на клумбу:
А) Яркие красивые растения, которые не требуют особого ухода?
Б) Растения,
за которыми необходимо
5. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:
А) Ничего, я еще маленький.
Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор в лесу.
Протокол исследования: Дети приняли инструкцию. Поведение детей свидетельствовало о том, что задание им нравится, и они с удовольствием принимались за работу. Дети честно и искренне отвечали на вопросы, поясняя, почему они тот или иной ответ, делились впечатлениями.
Анализ и обработка результатов. Оценка результатов деятельности проводилась на основе «ключа» [Приложение 4] Анализ показал следующее. Из 7 детей 4 (57,1%) ясно и полно отвечали на вопросы, но при этом особого интереса к бережному отношению к природе не проявляют. Наибольший интерес для них природа представляет с эстетической точки зрения. Для 1 (14,3%) интересы природы важнее, чем собственные интересы. Данного испытуемого интересуют вопросы охраны природы и бережного отношения к ней. 2 детей (28,6%) с трудом отвечали на поставленные вопросы. Для них собственные интересы важнее вопроса охраны природы. Дошкольников больше интересует получение красоты от природы, а чистота их не беспокоит.
Вывод. Таким образом, данное задание показало, что большинство испытуемых взаимодействуют с природой с эстетической стороны, то есть на среднем уровне. Им намного важнее свои интересы, чем интересы сохранности природы
Задание 3. Выявление личностного отношения к природе.
Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе.
Инструкция к проведению. «Я тебе задам вопрос, а ты подумай и дай на него ответ.
1. Твой друг сломал ветку дерева. Ты укажешь на его неправильное действие?
2. Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?
3. Ты любишь смотреть по телевизору передачи о природе?
4. Тебе нравится слушать рассказы о природе?
5. Воспитатель предлагает тебе убираться в уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы?
6. Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется?»
Протокол исследования. К выполнению данного задания дети отнеслись спокойно, с полной серьезностью отвечали на поставленные вопросы, но при этом долго ответ не обдумывали. Повторов вопросов экспериментатором не требовалось. Наиболее уязвимым, особенно для мальчиков, оказался первый вопрос. Их ответы были следующими: «Я скажу его маме (воспитателю)», «А вдруг он со мной дружить не будет?», «Нет. Он ведь мой друг».
Анализ и обработка результатов проводилась на основе оценки результатов деятельности [Приложение 5]. 2 (28,6%) детей испытывают исключительно положительное отношение к природе. Объекты природы для них вызывают познавательную потребность. Дети стремятся к взаимодействию с природой. Для 4 (57,1%) испытуемых характерна восприимчивость к чувственно-выразительным элементам природы, но у них отсутствует потребность в действиях, связанных с уходом за природными объектами. Данный контингент не испытывает «особой любви» к природным объектам.
1 (14,3%) ребенка
не интересуют происходящие
Вывод. Результаты
данного задания показали, что
для преимущественного
По результатам диагностических заданий был составлен сводный протокол [Приложение 6]. Результаты констатирующего этапа эксперимента в количественной форме представлены в Приложении 7.
В процентном соотношении распределение детей по уровням экологически правильного отношения к природе произошло следующим образом (Рис.1)
Таким образом, данная диагностика показала, что из 7 испытуемых лишь один (14,3%) ребенок показал высокий уровень экологически правильного отношения к природе. Его отличает заботливое отношение к природным объектам, любознательность. Испытуемый любит любоваться природой, восхищается природными объектами. С природой контактирует с желанием.
У большинства детей (57,1%) природа интереса вызывает, и они охотно с ней контактируют, но их не заботит вопрос сохранности природы, они не умеют правильно взаимодействовать с природой. У данного контингента не сформировано умение согласовывать свое поведение в окружении природных объектах и явлений. Их уровень экологически правильного отношения к природе находится на среднем. Двое детей (28,6%) не проявляют никакого интереса к природе. Больше данный контингент заботит игровая деятельность. Чувство жалости природные объекты у них не вызывают. Правильному взаимодействию с природой данные дошкольники учиться не хотят. Их уровень экологически правильного отношения к природе соответствует низкому.