Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа

Описание работы

С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67

Файлы: 1 файл

ВКР мое (Автосохраненный).doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

На втором этапе  констатирующего исследования мы выявляли уровень представлений детей о растениях.

Методика О.В.Соломенниковой «Диагностика реального отношения  дошкольников к миру  растений»

Цель: выявить  актуальный уровень реального отношения  дошкольников к миру растений

Материал и  оборудование: растения: герань, аспидистра, алоэ, бальзамин султанский, традесканция, бегония; фотографии с изображением этих растений, матрешка, набора моделей частей растений,

Протокол исследования: Все дети приняли инструкцию педагога. К выполнению задания отнеслись  спокойно. На вопросы отвечали  быстро, не задумываясь о правильности ответов. Самое легкое было третье задание. Большинство детей с правильно отгадали загадки,  и нашли задуманное растение в уголке природы. Небольшие затруднения представили 1, 2 и 4 задания. Трудность представило выполнение 5 и 6 задание.

Анализ и  обработка результатов. С помощью  ключа [Приложение 8], мы произвели оценку данной диагностики и получили следующие результаты [Приложение 9]. Из протокола диагностики видно, что наибольшее количество баллов получила Снежанна М., а наименьшее Дима Я. И Богдан К.  На основе разработанных критериев оценки [Приложение 10], мы распределили детей по трем уровням реального отношения к миру растений (Таблица 1).

Таблица 1. Актуальный уровень реального отношения к миру растений детей 6-7 лет

п/п

Имя, фамилия ребенка

Общая сумма  баллов

Уровень

1

Богдан К.

7

Н

2

Владимир Т.

12

С

3

Снежана М.

15

В

4

Наташа Ж.

12

С

5

Екатерина О.

12

С

6

Мария Р.

12

С

7

Дмитрий Я.

6

Н


 

Таким образом, результаты диагностики показали, что  преимущественное большинство испытуемых (57,1%) имеют средний уровень  реального отношения к миру растений. Дети знают растения,  но при назывании их допускают ошибки.  У детей низкая сформированность знаний о растительных группах.

Для детей с  низким уровнем, а их выявилось (28,6%), характерно незнание ни растений, ни его частей.

Реальное отношение  к миру растений одного ребенка (Снежаны  М.) находится на высоком уровне. Но девочку так же как и детей со средним уровнем характеризует неумения правильно называть растительные группы.

Большую роль в  воспитании у детей осознанно-правильного  отношения к природе играют родители. С целью изучения родительского  мнения о их роли в экологическом  воспитании детей было проведено  анкетирование.[Приложение 11].

Анкетирование родителей 

Цель: изучение мнения родителей о их роли в экологическом воспитании ребенка.

Материал и  оборудование: бланки анкет по количеству респондентов, бланк протокола анкет.

Инструкция: «Вашему  вниманию представлена анкета. Вам  необходимо честно ответить на поставленные вопросы. Учтите, что Ваше мнение очень важно для нас».

Протокол анкетирования. Анкетирование проходило анонимно. Бланки анкет раздавались всем желающим родителям детей разновозрастной  группы. Респондентам необходимо было ответить на Всего в анкетировании приняли участие 10 родителей. Многие из респондентов отвечали на вопросы, не уходя из детского сада, а многие забирали бланки домой.

Анализ и  обработка результатов. Результаты анкетирования следующие.  Вначале мы выясняли общие сведения о семье. Результаты представлены на рис. 2

Количество  детей в семьях

Возраст детей


Рис. 2 Информация о количестве и возрасте детей  опрашиваемых

Таким образом, мы выяснили, что в большинство  семей имеют от 3-х и более  детей. Возраст детей в этих семьях от 3-х до 15 и более лет. По одному ребенку в 42,8% семей,  возраст детей в этих семьях – 5-7 лет.

На первый вопрос мы хотели узнать имеют представление  родитель о понятие слова «экология». Ответы были самые разные: некоторые  родители (20%) ответили, что экология, это «что-то связанное с выбросами заводов», 30% ответили, что это слово связанное с природой, но конкретно пояснить не смогли, 20% сказали, что это «какая-то наука», но чем она занимается не знают.30% опрошенных ответили, что «экология – это наука о сохранности природы». Итак, мы узнали, что никто из родителей не смог правильно пояснить слово «экология».

На второй вопрос ответы родителей  распределились следующим  образом. Большинство (70%) ответили, что  проблема экологического воспитания волнует их, а 30%  считают, что к этой проблеме  не имеют никакого отношения и их она не волнует.

Многие родители (60%) не замечают, и поэтому не ощущают  по своему ребенку охват проблемой экологического воспитания в детском саду. 40% ответили утвердительно. Они пояснили, что их дети стали намного больше интересоваться деревьям, стали помогать на приусадебном участке, больше уделять внимания красоте природы. А некоторые из родителей ответили, что от своих детей они узнали много нового об объектах и явлениях происходящих  в природе.

Отношение родителей к природе  самое различное, от безразличного (20%) до бережного и уважительного ( 40%).  Остальные 40 % респондентов нейтрально относятся к природе. Родители любят животных, но в случае, если ребенок придет, и попросит приютить животное 80% откажут ему.

Проводимую  работу по экологическому воспитанию поддерживают все 100% родителей. Для 10%  это проявляется в проведении бесед  природе; 20% подкармливают птиц и бездомных животных; 40% стали чаще  выбираться на природу; 30%  сажают деревья и приобщают ребенка к работе на приусадебном участке.

30% родителей  считают, что детей нужно знакомить  с правилами поведения в природе,  но делать это должны в детском  саду;  40 % так же считают, что  знание правил поведения в природе необходимо для детей, и эту работу они осуществляют в комплексе с педагогами детского сада; 20% посчитали, что необходимости в  знакомстве детей с правилами поведения в природе нет «Все придет самим собой»; 10% - посчитали, что детям знать правила необязательно и они ничего не хотят делать по решению данной проблемы.

Таким образом, анкетирование показало, что несмотря на то, что родители не знают точного  определения слово «экология», вопрос экологического воспитания волнует их. О качестве проводимой работы по экологическом воспитанию в детском  они  замечают по своему ребенку. Дети становятся более внимательными и заботливыми по отношению к природе. Респонденты посчитали, что знакомить с правилами поведения в природе своих детей, должны в детском саду. И лишь немногие предпочитают это делать в тесном сотрудничестве с детским садом.

Для того, чтобы  иметь представления о том, как  проводят работу по экологическому воспитанию педагоги ДОУ, с 5 воспитателями учреждения была проведена беседа.

Беседа «Моя роль в экологическом воспитании»

Цель: изучение мнения педагогов о качестве работы по экологическому воспитанию в образовательном учреждении.

Материал и  оборудование: ручка, бланк вопросов беседы [Приложение 12], бланк ответов.

Протокол беседы: Беседа проходила в доверительной  обстановке за круглым столом. В беседе приняли желание  5 воспитателей учреждения: 2 разновозрастной группы, 1 – младшей группы, 2 – средней группы. Всего обсуждалось 5 вопросов, касающихся мнения педагогов качеству работы по экологическому воспитанию

Анализ и  обработка результатов беседы показали,  несмотря на то, что среди воспитателей большинство имеют стаж работы более 10 лет (80%) в своей работе по экологическом воспитанию в основном используют традиционные методы и формы работы, такие как занятия (100%), экскурсии (80%),  труд в уголке природы (60%), дидактические игры (80%), экологические праздники и развлечения (20%). Никто из педагогов  не отвел должного места наблюдениям и экспериментально-опытнической деятельности  в своей работе по экологическому воспитанию.  Все педагоги считают, что вопрос экологического воспитания актуален и особенно в наше время, «когда природа начинает исчерпывать свои ресурсы, воспитание экологически грамотного человека может принести значительную пользу окружающему природному миру».  Проблема бережного отношения к природному миру так же волнует всех опрошенных воспитателей, но всех в разной степени.

Обсуждая пятый  вопрос беседы, дошкольные работники  отметили, что они с удовольствием  изучали бы новинки литературы, опыты работ,  инновационные формы и методы экологического воспитания, но из-за  проблем обеспечения дошкольные учреждения методической литературой сделать в полном объеме этого не могут. Поэтому основной источник  дополнительных знаний, для многих – это электронные ресурсы.

Касаясь самооценки работы по экологическому воспитанию их 5 педагогов, 3(60%) поставили себе отличные оценки, считая, что результативность проделанной работы отражается в результатах диагностики детей. 1 (20%)  педагог поставил своей работе оценку «4», поясняя, что результатов диагностик недостаточно: «Дети могут владеть элементарными экологическими знаниями, могут знать основы ухода за растениями, но на практике проявляют агрессию в отношении к растениям и животным ». 1 педагог (20%) сказал, что сейчас он не может оценивать свою работу, так как у него маленькие воспитанники и он только начинает знакомить их с природой.

Вывод. Из беседы с педагогами мы узнали, что несмотря на большой стаж работы педагогов, в своей работе они применяют традиционные методы, которых, по-нашему мнению не достаточно для воспитания осознанно-правильного отношения к природе.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети правильно воспринимают объекты природы, но не все могут правильно применять те или иные действия по отношению к ней.  Получить удовольствие от природы – это главное для них, а вот сохранность природы их не интересует. Растения уголка природы знают  практически все дети, но названия носят бытовой (разговорный ) характер, научные названия  растений дети произносят с трудом.

Родителей детей  волнует вопрос экологического воспитания, но по их мнению главное место этому  вопросу должно уделяться в детском  саду. Их роль в этом малозначительная. 

Недостаток  методической литературы по вопросам экологического воспитания сказывается и на работе педагогического коллектива ДОУ. Формы и методы работы по данному вопросу носят «затертый» характер и интереса у детей не вызывают.

 

    1. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)

 

Цель: разработать  и апробировать программу формирования правильного отношения к природе в процессе наблюдений за растениями «Наши друзья – растения».

В ходе формирующего эксперимента нами была разработана  программа «Наши друзья- растения». [Приложение 13]Данная программа в качестве воспитания правильного отношения   к природе подразумевала проведение наблюдений   . Объектом для наблюдения были выбраны растения.  В программе были использованы материалы С.Н. Николаевой, А.И.Ивановой, Ашикова В.И., Веретенниковой  С.А., Зениной Т.Н.

Всего было организовано и проведено 6 разовых и один цикл наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

      

                          

                             

3.3. Контрольный   эксперимент

После  проведения цикла занятий в   ходе  формирующего эксперимента  с контрольной и экспериментальной группами  был проведен  контрольный  эксперимент. В  ходе  контрольного  эксперимента детям  были заданы  те  же вопросы, что и в ходе  констатирующего эксперимента.

Формирующий  эксперимент с контрольной группой  не  проводился,  поэтому  в  ходе  контрольного эксперимента  контрольная  группа  показал аналогичные  контрольному  эксперименту   высокие результаты. Экспериментальная  группа,  с которой проводился  формирующий эксперимент,  показала  более  высокие,  по сравнению  с  констатирующим экспериментом,  результаты.  Ни  один  ребенок  из  экспериментальной  группы  в  ходе  контрольного эксперимента не показал  низких  результатов.  9  из  10  детей  показали средний уровень  развития познавательных способностей,  1  ребенок показал высокий  уровень  познавательного развития.

Таким  образом,  дополнительные занятия с экспериментальной  группой  дали  возможность значительно    развить  познавательные  способности  детей.

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

Заключение

 

         На этапе дошкольного детства  складывается начальное ощущение  окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

       Но только при одном условии  - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

       Чтобы понимать природу, устанавливать  причинно-следственные связи, состояние природы ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения происходящие с объектами природы.

      Наша работа была ориентирована  на определение роли наблюдений  в формировании отношения к природе .

Информация о работе Формирование у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями