Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:17, дипломная работа
С учетом объекта и предмета исследования была сформулирована цель работы: изучение влияния наблюдений за растениями на формирование у старших дошкольников отношения к природе посредством апробации специально разработанной программы.
Введение………………………………………………….………………………….3
1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования у старших дошкольников отношения к природе в процессе наблюдения за растениями
1.1. Исторический аспект экологического воспитания как одного
из направлений работы с дошкольниками………………………………...……..7
1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования наблюдений и его сущность..…….13
1.3. Методика организации работы по наблюдению и уходу за растениями в детском саду …………………………………………………………………
2. Опытно-практическое исследование влияния наблюдений за растениями на процесс формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе
2.1. Выявление уровня развития отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (констатирующий эксперимент) …………….
2.2. Реализация специально разработанной программы «Наши друзья – растения» (формирующий эксперимент)…………………………………………61
2.3. Динамика изменения уровня отношения к природе и представлений о растительном мире у детей 6-7 лет (контрольный эксперимент) ……………61
Заключение ………………………………………………………………….……..62
Список использованных источников информации ……………….……..………67
На втором этапе констатирующего исследования мы выявляли уровень представлений детей о растениях.
Методика О.В.Соломенниковой «Диагностика реального отношения дошкольников к миру растений»
Цель: выявить актуальный уровень реального отношения дошкольников к миру растений
Материал и оборудование: растения: герань, аспидистра, алоэ, бальзамин султанский, традесканция, бегония; фотографии с изображением этих растений, матрешка, набора моделей частей растений,
Протокол исследования: Все дети приняли инструкцию педагога. К выполнению задания отнеслись спокойно. На вопросы отвечали быстро, не задумываясь о правильности ответов. Самое легкое было третье задание. Большинство детей с правильно отгадали загадки, и нашли задуманное растение в уголке природы. Небольшие затруднения представили 1, 2 и 4 задания. Трудность представило выполнение 5 и 6 задание.
Анализ и обработка результатов. С помощью ключа [Приложение 8], мы произвели оценку данной диагностики и получили следующие результаты [Приложение 9]. Из протокола диагностики видно, что наибольшее количество баллов получила Снежанна М., а наименьшее Дима Я. И Богдан К. На основе разработанных критериев оценки [Приложение 10], мы распределили детей по трем уровням реального отношения к миру растений (Таблица 1).
Таблица 1. Актуальный уровень реального отношения к миру растений детей 6-7 лет
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Общая сумма баллов |
Уровень |
1 |
Богдан К. |
7 |
Н |
2 |
Владимир Т. |
12 |
С |
3 |
Снежана М. |
15 |
В |
4 |
Наташа Ж. |
12 |
С |
5 |
Екатерина О. |
12 |
С |
6 |
Мария Р. |
12 |
С |
7 |
Дмитрий Я. |
6 |
Н |
Таким образом, результаты диагностики показали, что преимущественное большинство испытуемых (57,1%) имеют средний уровень реального отношения к миру растений. Дети знают растения, но при назывании их допускают ошибки. У детей низкая сформированность знаний о растительных группах.
Для детей с низким уровнем, а их выявилось (28,6%), характерно незнание ни растений, ни его частей.
Реальное отношение к миру растений одного ребенка (Снежаны М.) находится на высоком уровне. Но девочку так же как и детей со средним уровнем характеризует неумения правильно называть растительные группы.
Большую роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе играют родители. С целью изучения родительского мнения о их роли в экологическом воспитании детей было проведено анкетирование.[Приложение 11].
Анкетирование родителей
Цель: изучение мнения родителей о их роли в экологическом воспитании ребенка.
Материал и оборудование: бланки анкет по количеству респондентов, бланк протокола анкет.
Инструкция: «Вашему вниманию представлена анкета. Вам необходимо честно ответить на поставленные вопросы. Учтите, что Ваше мнение очень важно для нас».
Протокол анкетирования.
Анкетирование проходило
Анализ и обработка результатов. Результаты анкетирования следующие. Вначале мы выясняли общие сведения о семье. Результаты представлены на рис. 2
|
|
Количество детей в семьях |
Возраст детей |
Рис. 2 Информация о количестве и возрасте детей опрашиваемых
Таким образом, мы выяснили, что в большинство семей имеют от 3-х и более детей. Возраст детей в этих семьях от 3-х до 15 и более лет. По одному ребенку в 42,8% семей, возраст детей в этих семьях – 5-7 лет.
На первый вопрос мы хотели узнать имеют представление родитель о понятие слова «экология». Ответы были самые разные: некоторые родители (20%) ответили, что экология, это «что-то связанное с выбросами заводов», 30% ответили, что это слово связанное с природой, но конкретно пояснить не смогли, 20% сказали, что это «какая-то наука», но чем она занимается не знают.30% опрошенных ответили, что «экология – это наука о сохранности природы». Итак, мы узнали, что никто из родителей не смог правильно пояснить слово «экология».
На второй вопрос ответы родителей распределились следующим образом. Большинство (70%) ответили, что проблема экологического воспитания волнует их, а 30% считают, что к этой проблеме не имеют никакого отношения и их она не волнует.
Многие родители (60%) не замечают, и поэтому не ощущают по своему ребенку охват проблемой экологического воспитания в детском саду. 40% ответили утвердительно. Они пояснили, что их дети стали намного больше интересоваться деревьям, стали помогать на приусадебном участке, больше уделять внимания красоте природы. А некоторые из родителей ответили, что от своих детей они узнали много нового об объектах и явлениях происходящих в природе.
Отношение родителей к природе самое различное, от безразличного (20%) до бережного и уважительного ( 40%). Остальные 40 % респондентов нейтрально относятся к природе. Родители любят животных, но в случае, если ребенок придет, и попросит приютить животное 80% откажут ему.
Проводимую работу по экологическому воспитанию поддерживают все 100% родителей. Для 10% это проявляется в проведении бесед природе; 20% подкармливают птиц и бездомных животных; 40% стали чаще выбираться на природу; 30% сажают деревья и приобщают ребенка к работе на приусадебном участке.
30% родителей
считают, что детей нужно
Таким образом, анкетирование показало, что несмотря на то, что родители не знают точного определения слово «экология», вопрос экологического воспитания волнует их. О качестве проводимой работы по экологическом воспитанию в детском они замечают по своему ребенку. Дети становятся более внимательными и заботливыми по отношению к природе. Респонденты посчитали, что знакомить с правилами поведения в природе своих детей, должны в детском саду. И лишь немногие предпочитают это делать в тесном сотрудничестве с детским садом.
Для того, чтобы иметь представления о том, как проводят работу по экологическому воспитанию педагоги ДОУ, с 5 воспитателями учреждения была проведена беседа.
Беседа «Моя роль в экологическом воспитании»
Цель: изучение мнения педагогов о качестве работы по экологическому воспитанию в образовательном учреждении.
Материал и оборудование: ручка, бланк вопросов беседы [Приложение 12], бланк ответов.
Протокол беседы: Беседа проходила в доверительной обстановке за круглым столом. В беседе приняли желание 5 воспитателей учреждения: 2 разновозрастной группы, 1 – младшей группы, 2 – средней группы. Всего обсуждалось 5 вопросов, касающихся мнения педагогов качеству работы по экологическому воспитанию
Анализ и обработка результатов беседы показали, несмотря на то, что среди воспитателей большинство имеют стаж работы более 10 лет (80%) в своей работе по экологическом воспитанию в основном используют традиционные методы и формы работы, такие как занятия (100%), экскурсии (80%), труд в уголке природы (60%), дидактические игры (80%), экологические праздники и развлечения (20%). Никто из педагогов не отвел должного места наблюдениям и экспериментально-опытнической деятельности в своей работе по экологическому воспитанию. Все педагоги считают, что вопрос экологического воспитания актуален и особенно в наше время, «когда природа начинает исчерпывать свои ресурсы, воспитание экологически грамотного человека может принести значительную пользу окружающему природному миру». Проблема бережного отношения к природному миру так же волнует всех опрошенных воспитателей, но всех в разной степени.
Обсуждая пятый вопрос беседы, дошкольные работники отметили, что они с удовольствием изучали бы новинки литературы, опыты работ, инновационные формы и методы экологического воспитания, но из-за проблем обеспечения дошкольные учреждения методической литературой сделать в полном объеме этого не могут. Поэтому основной источник дополнительных знаний, для многих – это электронные ресурсы.
Касаясь самооценки работы по экологическому воспитанию их 5 педагогов, 3(60%) поставили себе отличные оценки, считая, что результативность проделанной работы отражается в результатах диагностики детей. 1 (20%) педагог поставил своей работе оценку «4», поясняя, что результатов диагностик недостаточно: «Дети могут владеть элементарными экологическими знаниями, могут знать основы ухода за растениями, но на практике проявляют агрессию в отношении к растениям и животным ». 1 педагог (20%) сказал, что сейчас он не может оценивать свою работу, так как у него маленькие воспитанники и он только начинает знакомить их с природой.
Вывод. Из беседы с педагогами мы узнали, что несмотря на большой стаж работы педагогов, в своей работе они применяют традиционные методы, которых, по-нашему мнению не достаточно для воспитания осознанно-правильного отношения к природе.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети правильно воспринимают объекты природы, но не все могут правильно применять те или иные действия по отношению к ней. Получить удовольствие от природы – это главное для них, а вот сохранность природы их не интересует. Растения уголка природы знают практически все дети, но названия носят бытовой (разговорный ) характер, научные названия растений дети произносят с трудом.
Родителей детей волнует вопрос экологического воспитания, но по их мнению главное место этому вопросу должно уделяться в детском саду. Их роль в этом малозначительная.
Недостаток методической литературы по вопросам экологического воспитания сказывается и на работе педагогического коллектива ДОУ. Формы и методы работы по данному вопросу носят «затертый» характер и интереса у детей не вызывают.
Цель: разработать и апробировать программу формирования правильного отношения к природе в процессе наблюдений за растениями «Наши друзья – растения».
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана программа «Наши друзья- растения». [Приложение 13]Данная программа в качестве воспитания правильного отношения к природе подразумевала проведение наблюдений . Объектом для наблюдения были выбраны растения. В программе были использованы материалы С.Н. Николаевой, А.И.Ивановой, Ашикова В.И., Веретенниковой С.А., Зениной Т.Н.
Всего было организовано и проведено 6 разовых и один цикл наблюдений.
3.3. Контрольный эксперимент
После проведения цикла занятий в ходе формирующего эксперимента с контрольной и экспериментальной группами был проведен контрольный эксперимент. В ходе контрольного эксперимента детям были заданы те же вопросы, что и в ходе констатирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент с контрольной группой не проводился, поэтому в ходе контрольного эксперимента контрольная группа показал аналогичные контрольному эксперименту высокие результаты. Экспериментальная группа, с которой проводился формирующий эксперимент, показала более высокие, по сравнению с констатирующим экспериментом, результаты. Ни один ребенок из экспериментальной группы в ходе контрольного эксперимента не показал низких результатов. 9 из 10 детей показали средний уровень развития познавательных способностей, 1 ребенок показал высокий уровень познавательного развития.
Таким образом, дополнительные занятия с экспериментальной группой дали возможность значительно развить познавательные способности детей.
Заключение
На этапе дошкольного детства
складывается начальное
Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Чтобы понимать природу,
Наша работа была