Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

- выявление  особенностей брачно-семейных отношений  на современном этапе развития  общества;

- анализ особенностей  семьи в современной России.

Семья – это  малая группа, основанная на браке  или кровном родстве, члены которой  связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее, эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов.

Общепризнанным  считается взгляд на семью как  на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам,  другие имели  более  широкое  распространение.  Общей  была  их   зависимость   от определенного уровня социально-экономического развития общества.

  Половые   отношения  в  первобытном   человеческом  стаде  носили  животно-подобный характер. Они проявлялись  в  неупорядоченных  половых  связях,  в которые вступала женщина с любым мужчиной  (и  наоборот,  мужчина  с  любой женщиной) этого стада. Такие отношения,  будучи  сопряжены  с  конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного племени,  для выживания которого  требовались сплоченность  и единство  в обеспечении условий существования.  В результате  сложилась объективная потребность ввести  общественные  санкции,  направленные  на упорядочение половых отношений. Появились  запреты,  всякого  рода  «табу», которые  сдерживали  беспорядочное   удовлетворение   половых   инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет  на  половые  связи  между  кровными родственниками (предками и потомками, родителями и  детьми),  в  результате чего  стал  формироваться  род.  Таким  образом,  в  первобытном   обществе складываются первые  механизмы  социального  регулирования сексуальных  отношений  между  мужчиной   и   женщиной (табу,  обычаи), направленные   на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

  Возникновение  родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту  числа  неполноценных  детей  как результата  кровного  родства  отца  и  матери;  автономному  существованию каждого  рода,  ограничению  социальных  связей  с  другими  общинами.  Для устранения этих негативных явлений появилась более  строгая  форма  брачных отношений - экзогамия,  запрещающая половые связи внутри одного  рода. Групповой брак превратился в союз двух  родов,  но  не  привел  к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

  По мере  социального расслоения общества  групповой  брак  видоизменился и принял  форму полигамии (многобрачия),  когда одно  лицо  имеет   брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества  вошли две формы полигамии:  полиандрия  (многомужество)   и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии)  сохранилась  и по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.

  Для  позднепервобытной   общины   характерно   усложнение   хозяйственной деятельности, социальных  связей, что  привело  к  дальнейшему  упорядочению брачных отношений: они приняли форму  моногамного  парного  брака,  который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком.  Парный  брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей.   Основным  кормильцем  постепенно  становится  мужчина.  Половые отношения начинают  регулироваться  не  только  социальными,  но  и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись  без мужа  и отца. Верность жены обеспечивалась ее  подчинением власти  мужа  (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер  брака:  его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не  только  регулирование половых отношений, как это было  ранее).  Семья  усиливала  чувство  личной ответственности взрослых за воспитание  детей,  укрепляла  новые  нравственные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

  На Руси  переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IХ вв. На  первом  этапе  семья  была  многодетной,  что  гарантировало  ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной  школой для детей,  своеобразной  «домашней  академией» [5,с.123], где учили трудиться, заботиться друг о друге,  передавали  «по наследству» мальчику отцовскую, девочке материнскую профессию, а заодно  и их  мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

  Моногамия  оказалась  устойчивой  формой  семьи:  шли столетия,  менялись экономические уклады,  а моногамия сохранилась.  Установление  моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом  процессе  свое  достойное место  занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли  религии,  поддерживающей  святость  брака («Браки заключаются на небесах»).


На протяжении ушедшего века семья, подобно многим другим важным составляющим человеческой жизни, пережила серьезные изменения. Прежде всего, иной стала система ценностей. Если раньше человек воспринимался как часть клана, почти собственность семьи, и оценивался по тому, насколько хорошо он выполнял свои обязанности по отношению к семье, какой бы она ни была, то сегодня, напротив, семья оценивается по тому, что она дает человеку. Из союза, заключаемого в интересах клана, семья  в развитых странах превратилась в союз индивидуальностей, создаваемый ими ради самих себя и своих детей.  Свобода заключения и расторжения брака привела к появлению причудливых комбинаций: разведенные супруги вступают в новые браки, дети от разных отцов и матерей воспитываются вместе или регулярно встречаются, из-за детей поддерживаются отношения с родителями и другими родственниками бывших супругов и т. д. В результате возникают новые типы взаимоотношений, предъявляющие высокие требования к личным качествам членов таких мегасемей. Человеку, имеющему опыт трех или четырех браков, в каждом из которых рождались дети, нужно немало такта, терпения, наконец, просто времени и сил, чтобы нормально общаться с многочисленной родней, к тому же часто враждующей между собой. Нередко столь сложная ситуация превращает жизнь людей, а особенно детей, в сплошную нервотрепку. Но есть семьи, где близкие, теплые отношения складываются и между бывшими супругами, и между сводными братьями и сестрами, и между детьми и новыми супругами их родителей. Собственно, по-настоящему распространенной нуклеарная семья стала только в прошлом веке — раньше она была характерна лишь для высших слоев общества. Причинами послужили большая экономическая самостоятельность молодежи и стариков, мобильность жизни. В развитых странах современная семья может каждые несколько лет менять город и даже страну проживания. В результате связи со старшим поколением слабеют, дедушки и бабушки видят внуков раз в год, а то и реже. Почти забыта исконная, тысячелетиями существовавшая роль стариков — советчиков, наставников, основных воспитателей детей. Это, с одной стороны, дает старшему поколению свободу выбора: либо продолжать трудиться, либо предаваться безмятежному отдыху в свои преклонные, но еще активные годы, а с другой — заставляет пожилых людей чувствовать себя невостребованными, одинокими. К моменту наступления настоящей дряхлости выясняется, что с детьми и внуками они фактически чужие люди, совместная жизнь с ними психологически невозможна и единственный выход — дом престарелых. В странах менее экономически благополучных, где маленькие пенсии, непомерно дорогое жилье и где просто нельзя прокормить семью силами одного отца, отношения со старшим поколением сохраняются более традиционные. Бабушки и дедушки сидят с внуками, а молодые родители обеспечивают всю семью. При этом старшее поколение вправе до некоторой степени вмешиваться в дела молодых, а дети считают для себя обязательным ухаживать за родителями, когда те уже не в состоянии себя обслуживать. И та, и другая модель имеют свои плюсы и минусы. К сожалению, выбор обычно определяется не свободным решением самой семьи, а давлением экономических факторов и общественного мнения.

Распространение нуклеарной семьи сделало не менее сложным  и положение родителей. В истории  человечества сами родители почти никогда не осуществляли ежедневный уход за детьми. У богатых этим занимались няньки, у бедных каждые руки были на счету, и молодой здоровой женщине приходилось работать, с малышами же сидели старики и дети от пяти до девяти лет. Родители ласкали, утешали, наставляли, баловали, а значительную часть ежедневной, рутинной работы — кормление, купание, стирку, игру — выполняли другие члены семьи. Такие особенности семьи отражены в фольклоре. С. Соловейчик заметил по этому поводу, что в русской народной сказке о репке действуют дед, бабка и внучка, а родителей нет — они в поле.

Сегодня взрослый разрывается  между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте  и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними больше времени. В результате родители попадают в сети постоянного цейтнота, недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых так стараются. Однако исследования психологов и социологов показывают, что любящие родители, даже очень занятые, дают своим детям достаточно тепла и любви. Важно не столько количество, сколько качество общения. И наоборот: нередко ребенок из богатой семьи, с которым сидит неработающая мама, попадает к детскому психологу с тяжелыми расстройствами и получает диагноз «острый дефицит общения с матерью».

Многие семьи, чтобы  избежать конкуренции между карьерой и родительством, откладывают рождение детей на то время, когда финансовое положение укрепится, мать уже основательно утвердится в профессии, заработает авторитет и сможет на несколько лет оставить работу, чтобы потом к ней вернуться. В целом зрелое родительство действительно, как правило, оказывается более мудрым, терпеливым и радостным, но, к сожалению, с таким подходом не вполне согласна природа: чем старше женщина, тем труднее ей родить здорового ребенка.

Характеризуя современную  российскую семью, можно выделить следующие  основные ее особенности: преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков; свобода заключения и расторжения брака; равноправие женщин и мужчин в браке; увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей; преобладание одно-двухдетных семей [4, с.101].

Э. Эйдемиллер среди особенностей современной российской семьи называет чрезмерное доминирование бабушек, отсутствие во многих семьях мужчин, материальную зависимость разных поколений друг от друга, все еще сохраняющееся отношение к семье как к «ячейке общества», т. е. институту, призванному обеспечивать в первую очередь интересы государства, а не самих людей.

 Негативно отразилась на судьбах многих российских семей трагическая история нашей страны в последнем столетии. Нет практически ни одной семьи, которая не потеряла бы своих членов в период войн и репрессий, не испытала бы долгих мучительных разлук, чья жизнь не была бы омрачена враждой близких на идеологической почве, предательством «под давлением обстоятельств», необходимостью лгать, изворачиваться, поступаться своими ценностями. Семьи, «перемолотые историей», покалеченные и разрушенные, передают свою боль, обиду, страх потомкам, и освободиться от такого «родового проклятия» далеко не просто.         

Следствием повального уничтожения  мужчин на протяжении нескольких десятилетий подряд стал укоренившийся «женский» тип воспитания. Выросшие без отцов мальчики сами не знают, как быть отцами своим детям, и отступают на задний план, предоставляя воспитание матерям и бабушкам.

Резкие перемены последнего десятилетия XX в. также послужили нелегким испытанием для российской семьи. Экономические изменения в одночасье превратили сотни тысяч мужчин из кормильцев в фактически безработных. Кто-то сумел найти свое место в новой ситуации, но очень многие так и не выбрались из трясины растерянности, депрессии, не смогли заставить себя заняться пусть менее престижной и интересной, но приносящей доход работой. В результате немало семей распалось: женщины не видели смысла продолжать совместную жизнь с человеком, переставшим быть опорой. Те же семьи, в которых оба супруга не нашли в себе сил и воли строить жизнь заново, часто разрушались изнутри: родители спивались, а дети оказывались на улице. Нелегко складывалась и судьба неожиданно разбогатевших семей. Большинство их тоже распалось, поскольку прежние роли супругов были сломаны, а найти новые и сохранить при этом отношения не удалось. Многие бизнесмены посчитали необходимым сменить «старую» жену на «новую» — молодую и красивую. Дети из подобных семей обычно оказываются на попечении нянек и гувернанток или отправляются в пансионы и частные школы с постоянным проживанием.

Эпоха перемен выдвигает  трудные задачи, но вместе с тем и дает новые возможности. Нередко приходится слышать мнение, что семья как общественный институт постепенно отмирает. Брак все чаще становится временным, а значит, теряет смысл. Например, в Соединённых Штатах количество разводов за последние несколько десятилетий выросло в 15 раз. Роль мужчины как кормильца и защитника уже сегодня сведена к минимуму, возможности медицины делают необязательным даже его участие в зачатии ребенка. Все больше людей приходят к выводу: жить с нелюбимым человеком просто потому, что «так принято», слишком обременительно. По прогнозам некоторых специалистов типичная семья будущего — это женщина с детьми, которых окружает более или менее постоянный круг друзей обоего пола. Мы не согласны с мнением этих специалистов и считаем, что семья как один из базовых социальных институтов сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Гармоничная, благополучная семья – это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия, это основа для развития физически и психически здорового ребенка. По данным социологов исследовательского центра  «Ромир Мониторинг», самое главное, что делает россиян счастливыми - любовь и здоровье близких и благополучие детей. А вот богатство, получение признания в обществе, вопреки расхожему мнению, могут принести удовлетворение только каждому шестому россиянину.

Важнейшим условием благополучного развития российского общества остается сохранение приоритета нравственных, семейных ценностей, а необходимым условием изменения демографической ситуации в России  является возрождение духовности, прежде всего, в семейно-брачных отношениях.

В практике общественных отношений в современной России наблюдаются резкие изменения института семьи, которые одними исследователями трактуются как кризис семьи, другими – как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.

Жесткая структура авторитарной семьи  прошлого с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом  мужа-хозяина уступает место новым, более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям, требующим иного к себе отношения. Изменяясь, семья сталкивается со многими новыми проблемами, но институт семьи и ценности семьи сохраняют свое значение.

 Сегодня в России среди основных изменений в демографической структуре семей можно определить: уменьшение среднего числа детей в семье, рост доли неполных семей, увеличение доли сложных семей. Если в целом по России в 1980г. всего 11% детей рождалось вне брака, то в 2004 году уже 30%. После 2-ой мировой войны  таких детей было всего 24%, а по итогам 2005 года 34% детей было рождено вне брака. Рождение ребенка вне зарегистрированного брака, которое многим представлялось довольно редким, вынужденным особыми обстоятельствами событием, давно уже вышло в России  из ряда маргинальных явлений и получило широкое распространение. Его причины, а может быть, еще в большей мере последствия нуждаются в очень серьезном осмыслении.

К сожалению, в России, на Украине, в Белоруссии, а также в других государствах Восточной Европы отмечается самый низкий коэффициент рождаемости. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что низкая рождаемость  сопровождается высокой смертностью. В последние годы значительно возросла смертность трудоспособного населения, особенно мужского, что также значительно влияет на формирование семейно-брачных отношений. Российские ученые прогнозируют уже с 2008 года нарастающее падение рождаемости, т.к. далее в брачный возраст вступает немногочисленное поколение молодых людей, родившихся в 90-х, - период так называемой низкой демографической волны.

Если в 1990 году на 100 браков приходилось 43 развода, то уже в 2002 году их число  выросло до 83,7. Из-за распада семей ежегодно около полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни