Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня семья нестабильна и  уязвима. Широко распространены добрачные сожительства и неофициальные браки, очень много граждан после развода не могут создать новую семью, хотя имеют стремление к этому. Здесь на первый план выходят психологические и духовные проблемы современного общества.

Среди проблем  современной российской семьи следует  отметить также противоречие между  сложившимися в России семейными традициями и особенностями нового демократического общества, основной ценностью которого является свобода личности, ее индивидуальность. Сегодня россиянам необходимо, сохранив такие традиционные преимущества своей семьи, как сердечность, сплоченность, научиться уважать индивидуальность и свободу каждого ее члена.


Негативные последствия  кризиса семьи выражаются, прежде всего, в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Что ребенок может взять в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье исследователи отмечают следующие:

  1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится не добывание средств к существованию.
  2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения и стресса.
  3. Двойная нагрузка на женщину в семье.
  4. Высокий процент разводов, являющихся следствием социально-бытовых и моральный причин.
  5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери на воспитание детей на практике нарушается.
  6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее.
  7. Увеличение разрыва между семьей и школой [2, с.207].

По результатам многочисленных исследований в основе процессов, вызывающих кризис семьи, находятся проблемы духовного неблагополучия населения. Оно вызвано деформацией традиционной системы духовных общечеловеческих ценностей, которая усилилась в последнее десятилетие. На фоне того, что россияне говорят о приоритетах благополучия близких людей, большая  часть граждан сегодняшней России не готова к ответственности, к самопожертвованию, лишениям ради  других, что всегда было в традициях прежних поколений, в  традициях религиозных. Поэтому сегодня педагогам необходимо направить основные усилия на формирование общественных и личностных ценностей, ориентированных на авторитет материнства и отцовства, пропаганду здоровой, традиционной семьи. И начинать формирование таких представлений и установок необходимо уже с дошкольного детства.

 


 

1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема

 

В разные времена  на первый план выдвигались различные  направления воспитания: физическое и патриотическое в Спарте, эстетическое – в период Возрождения, трудовое – в капиталистических обществах. В зависимости от задач и потребностей общественного развития приоритет отдавался развитию определенных способностей, личностных или профессиональных качеств (профессиональная направленность в американской образовательной системе, коллективизм – в советской и т.д.). В современной ситуации в России актуальным становится воспитание будущего семьянина. В то же время этот вопрос в гораздо меньшей степени, нежели того требует социальная практика, занимает внимание педагогов-практиков.

В теории дело обстоит  лучше. Проблема формирования первичных  представлений о семье, а также  более широкая проблема воспитания семьянина находят отражение  в педагогических исследованиях, как  российских, так и зарубежных.

 Для того, чтобы обоснованно строить педагогический процесс формирования у дошкольников первичных представлений о семье, необходимо иметь представление о поднимаемых в научной литературе аспектах исследуемой проблемы  и путях ее решения в педагогической науке и практике. Поэтому задачами данного параграфа выступают:

- анализ литературы  по проблеме воспитания будущего  семьянина и формирования у  детей первичных представлений  о семейной жизни;

- анализ практики  подготовки детей к семейной  жизни;

- выделение  на основе проведенного анализа факторов, влияющих на формирование у детей первичных представлений о семейной жизни, и особенностей влияния этих факторов в современных условиях.

Брачно-семейные отношения, наряду с производственными, занимают важнейшее место в человеческих взаимоотношениях. За многовековую историю  человечества  сложился  идеал  воспитания.  Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У  такого идеального  человека  много  характеристик,  важнейшая из которых,   причем вневременная, - быть  «добропорядочным  отцом или матерью семейства». «Качество»  родителей предопределяет,  какова  будет семья,  а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества  в целом.

Вопросы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям давно привлекали внимание общества. До П половины XVIII века в педагогике эти вопросы специально не рассматривались.

В рабовладельческом  и феодальном обществах эта проблема решалась в основном самой семьей в процессе естественной жизни. В семье рабовладельца детей готовили к созданию семьи рабовладельца, в феодальной - феодала. Дети ремесленников и крестьян в большей или меньшей степени готовились копировать своих родителей.  
На данном этапе развития общества подготовка к созданию семьи осуществлялась вне острых проблем общественной жизни и практически сводилась к половому просвещению и к вооружению молодежи определенными гигиеническими навыками.

Недопустимость умалчивания в вопросах пола отмечена еще в XVIII веке великим педагогом И.Г.Песталоцци: «... таинственное в вопросе пола вредно». Однако прошло еще столетие до того, как этим вопросам стало уделяться внимание в теории и практике воспитания.

 Формирование научных взглядов на роль и задачи подготовки подрастающего поколения к семейной жизни протекало в процессе становления и развития педагогической науки. Несмотря на то, что в течение длительного времени тема любви, брака и семьи объявлялась глубоко интимной и чрезвычайно деликатной, данная проблема нашла определенное отражение в научной литературе. Однако подход к ее решению не всегда был верным.

Проблема подготовки к семейной жизни сводилась преимущественно  к половому просвещению и выявлению  возрастных особенностей полоролевого развития. Однако можно поставить под сомнение утверждения авторов, полагающих, что половое просвещение в чистом виде приведет к оздоровлению нравственных отношений между полами, укреплению семьи (Л.А. Золотарев, 1898, 1906; Е.С.Дрентельн, 1898; Е. Шпердь, 1908, 1912 и другие); рассматривающих проблему только в плане определения возрастного параметра, с которого детям необходимо раскрывать тайну деторождения (Н. Жаринцова, 1905 и др.).

 Рассмотрим основные взгляды и идеи педагогов и врачей на проблему подготовки молодежи к семейной жизни, характерные для дореволюционного периода. Наиболее перспективными для этого периода представляются следующие тенденции: указание на важность раскрытия молодым людям вопросов половой жизни человека с необходимыми сведениями по физиологии и гигиене (Е. Шпердь, 1912); придание большого значения формированию санитарно-гигиенических правил, предупреждению отрицательных привычек, искоренению половых извращений, организации режима дня детей, роли родителей в половом просвещении. (Е.С. Дрентельн, 1898; А. А. Золотарев, 1906). Однако следует отметить: во всех исканиях авторов, затрагивающих проблему, «как объяснить», «как рассказать детям о явлениях половой жизни», прослеживается одна и та же мысль: знания служат лучшим «предохранительным средством против нравственной порчи», «нравственная чистота достижима путем естественно-научного познания». Интересно в этом отношении замечание Н. Жаринцовой: «Неведение не есть невинность... Истинная невинность, т.е. чистота духовная и физическая, основывается на полном понимании полового вопроса, его великой природной цели и на сознательном избегании всего того пошлого и ужасного, что нагромождено грязными людьми на чистый и таинственный закон природы. Если серьезные и чистые объяснения даны будут вовремя, то есть упадут на безусловно чистую почву духовного мира ребенка, то его невинность будет спасена и будет только укрепляться с его сознательным ростом». Для решения этой задачи, отмечает Г. Ильинский, нужно оздоровить весь уклад нашей жизни, устроить ее на этических началах. Только при таком условии образовательные учреждения могут служить обществу и станут нравственно воспитывающими институтами.

Говоря о  необходимости полового воспитания молодого поколения, М. Лишневская акцентирует особое внимание на исключительной роли педагога в таком воспитании и необходимости его специальной подготовки: «Это дело должно вестись методически и поэтому, подобно преподаванию истории или математики, требует специалистов» [Лишневская]. Подавляющее большинство родителей не способны дать детям обстоятельное и правильное разъяснение по возникающим у них половым вопросам потому, что они не обладают для этого достаточными знаниями и необходимой психолого-педагогической подготовкой. Таким образом, в дореволюционное период практика подготовки детей к семейной жизни сводилась преимущественно не к социальным и нравственным сторонам проблемы, а к медицинским и гигиеническим аспектам, а ее решение нередко ограничивалось половым просвещением. Главное внимание обращалось на удовлетворение полового любопытства ребенка. В то время преобладало мнение, что поведение человека целиком зависит от половой сферы, которая является самой важной, определяющей сферой в физической и психической конституции человека. В двадцатые годы половое просвещение продолжали рассматривать как ведущую сторону формирования отношений между полами (А.Н. Бек, Д.И. Азбукин, А.А. Ефимов, К.В. Веселовская, А.И. Лобус, П.С. Певнев и другие). Бесспорного разрешения проблемы не давалось, игнорировался нравственный аспект в воспитании будущего семьянина. Но и в те годы были авторы, рекомендации которых использовались в практической работе школ и семьи и способствовали правильному решению проблемы. Так, в ряде работ подчеркивается значимость нравственной подготовки юношества к семейной жизни (Л.Я. Сосюра, 1926), необходимость знаний детьми будущих обязанностей отца и матери, особенностей отношений в семье (Л.М. Василевский, 1924), важность воспитания этических норм и привычек поведения в результате незаметного воздействия, которое с возрастом дополняется половым просвещением, идущим по линии осторожного дозирования (Д.И. Азбукин, 1928). Обращает на себя внимание защита совместного воспитания полов, в результате которого между юношами и девушками возникает единство духовных связей на основе общих интересов, учебной и общественно-полезной деятельности (И.С.Симонов, 1926).

Нравственной  стороне проблемы подготовки детей к семейной жизни уделяет внимание Л.С. Выготский, высказывая ценные мысли о необходимости формирования у молодежи умения управлять своими чувствами и эмоциями, владеть их внешним выражением. Особое место Л.С. Выготский отводил воспитанию у подрастающего поколения чувства любви, которое необходимо воспитывать и формировать, как и другие нравственные качества. Формирование у юношей и девушек адекватного понимания чувства любви и связанного с этим ощущения ответственности в любви Л.С. Выготский рассматривал как воспитание избирательного отношения и «умения сосредоточить свои чувства на одном или одной», что очень ценно для семейной жизни [34].

Указания на важность подготовки молодежи к любви, браку, семье мы находим в творческом наследии П.П. Блонского. Придавая большое значение половому просвещению, исследователь справедливо отмечает, что «оно должно быть подчинено педагогическим задачам: не просто информировать, а именно воспитывать». Его нельзя ограничить чисто гигиеническим содержанием. В круг его вопросов не могут не входить вопросы нравственного отношения к другому полу - отношения уважения и товарищества, не может оно миновать и вопроса любви. П.П. Блонский особо подчеркивает: «Школьник должен воспитываться не в стиле свободных манер «с девчонками» и «парнями», а в стиле культурно-вежливого обращения, которое является внешним проявлением чувства уважения к людям другого пола» [18]. В своей работе «Очерки детской сексуальности» он показал, что отдельные проявления половой распущенности среди детей и молодежи объясняются не «гиперсексуальностью конституции», а являются результатами неправильного воспитания. Основой правильного полового воспитания Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина.

Педагогические  основы подготовки учащихся к созданию будущей семьи, к семейной жизни  и воспитанию детей заложены в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. На решение проблемы подготовки учащихся к семейной жизни в 30-40 годы ХХ века оказали влияние педагогические идеи А.С. Макаренко о нравственном начале как основополагающем в проблеме взаимоотношения полов. Мысли о необходимости готовить учащихся еще на школьной скамье к дальнейшей встрече с вопросами пола и к брачно-семейным отношениям пронизывают многие его педагогические сочинения. Воспитание человека как будущего семьянина заключается, по словам А.С.Макаренко, «в отборе и воспитании человеческих потребностей», в приведении их к той нравственной высоте, которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование» [Макаренко]. В воспитании семьянина А.С. Макаренко считал важным формирование таких качеств, как единство общественных и семейных интересов, гражданская честь, достоинство семьянина. К главным средствам подготовки молодежи к семейной жизни он относит нравственное и половое просвещение, пример родителей, организацию жизни и деятельности воспитанников, совместный труд мальчиков и девочек. В содержание работы по подготовке учащихся к брачно-семейным отношениям он рекомендует включать формирование культуры личных взаимоотношений между полами, так как «мальчик или девочка, с детства привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку потом перенесут и на отношение к мужчине или женщине» [Макаренко].

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни