Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..
Не меньшее значение для современной педагогики имеют идеи В.А. Сухомлинского. Так же, как и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский придает большое значение воспитанию у детей нравственной готовности к тому, чтобы стать мужем, женой, отцом, матерью. Это воспитание, по мысли автора, заключается, прежде всего, в том, чтобы вся жизнь ребенка, все, что он видит, делает, чувствует, внушало ему убеждение: самое дорогое в жизни - это человек; высшее достоинство, нравственная доблесть - давать счастье другому [Сухомлинский]. Подготовка питомцев школы к семейной жизни в опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского - это заботливое культивирование дружбы между юношами и девушками как духовной готовности к любви, воспитание умения любить человека, управлять своими желаниями, формирование гражданского долга и ответственности по отношению к будущей семье и ее членам.
Следует отметить, что в послевоенные годы вопросы подготовки молодежи к браку и семье выпали из поля зрения педагогов и психологов. Большой ущерб проблеме нанесло раздельное обучение, введенное в российских школах в 1944 году и продолжавшееся 10 лет. Воспитание нравственных отношений было предано забвению из-за обвинения деятелей педагогической науки в педологических и фрейдистских заблуждениях.
Потребности российского общества 60-70-х годов, социальный заказ на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности вызвали к жизни во второй половине ХХ века многочисленные научно-педагогические исследования, посвященные различным аспектам подгоовки молодежи к семейной жизни. В социальном плане представляют интерес работы философов и социологов С.И. Голода (1971), А.Г. Харчева (1964), Б.Д. Парыгина (1967), В.И.Чекалина (1964), Н.Г.Юркевича (1970), В.С. Языковой (1974), в которых раскрываются особенности развития семейно-брачных отношений в данный период; значение, ценность семьи; особенности социальных ролей супругов и родителей. Также интересны исследования медиков и физиологов А.А. Богданович (1968), И.И. Беляева (1968), А.Г. Хрипковой (1968, 1970) и др., рассматривающих физиологические особенности различных полов, показывающих, что осознание своей половой принадлежности и усвоение соответствующей мужской и женской роли является важнейшим стержнем формирования личности. Перспективными представляются работы педагогов и психологов Н.С. Лукина (1965), В.А. Крутецкого (1965), В.Н. Колбановского (1964), Э.К. Костяшкина (1964), В.Н. Кругляшова (1968), И.С. Кона (1968), Т.Н. Мальковской (1969), И.Ф. Свадковского (1962), П.М. Якобсона (1966) и других. Исследователи анализируют особенности психического развития мальчиков и девочек, различия в их поведении, интересах; рассматривают область формирования их взаимоотношений, взглядов на дружбу и любовь; намечают некоторые пути воспитания здоровых отношений между полами, а именно: раскрытие роли женщины в обществе; воспитание у мальчиков заботливого отношения к девочкам; организацию совместной общественно-полезной деятельности мальчиков и девочек.
Учеными были предприняты попытки решения проблемы практической подготовки детей к решению сложных моральных проблем любви, брака, семьи. В этом направлении в педагогической науке проведен ряд исследований, касающихся:
- формирования дружеских и товарищеских отношений, воспитания взаимного уважения девочек и мальчиков, чувства ответственности и собственного достоинства, развития качеств, необходимых им как будущим супругам (И.А.Арабов, 1979; В.И.Барский, 1966; Л.Я. Верб, 1972; И.Б. Вечер, 1971; Н.С. Верещагина, 1973; О.Р. Кунц, 1969; В.Г. Карпиков, 1972; П.Ф. Постолатьев, 1973; Р.А. Лемехова, 1973; В.М. Гоголина, 1970; Ю.Л. Флоровский, 1967);
- подготовки детей к семейной жизни в плане освоения материнских и отцовских обязанностей в воспитании будущих детей, овладения навыками домоводства, умения рационально распределять бюджет семьи (Е.Ф. Ильяная, 1973; Д.Б. Луцык, 1976);
- дифференцированного подхода к воспитанию юношей и девушек и подготовки их к брачно-семейным отношениям (В.М. Абаева, Б.В. Бушелева).
Воспитание
семьянина в России, исконно многонациональном
государстве, имеет свои неповторимые
особенности, вызванные социально-
В современных условиях необходимо выработать новую концепцию воспитания будущего семьянина с учетом социально-культурных, экономических, национальных, демографических, этнопсихологических и других факторов. Необходимо говорить о добрачном воспитании как систематическом воздействии на подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста, с целью подготовки и включения в брачно-семейные отношения, становления личности семьянина.
В современной ситуации, когда не каждая семья способна подготовить детей к будущей семейной жизни (много неполных семей, семей на грани развода, где дети становятся свидетелями частых ссор и конфликтов между родителями, все больше распространяются гражданские браки, много семей, где родители не занимаются воспитанием детей, жестоко обращаются с ними, где дети оказываются брошенными и ненужными), важная роль в подготовке дошкольника к семейной жизни, формировании у него адекватных первичных представлений о семье играют дошкольные образовательные учреждения.
В советской педагогике накоплен определенный опыт воспитания будущего семьянина. Первый раз на общегосударственном уровне пытались решить проблему подготовки молодежи к браку путем введения «родительского всеобуча», «родительских университетов». Затем в 70-е годы ХХ века в практике Павлышской средней школы по инициативе ее директора В.А. Сухомлинского был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». В.А. Сухомлинский считал, что «к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца – это, по существу, решение доброй половины всех задач школы» [Сухомлинский, 1971]. В 1982 году в учебные планы школ был введен предмет «Этика и психология семейной жизни». Программу курса рекомендовал Президиум Академии педагогических наук СССР. Положительным моментом программы является сочетание воспитательной и просветительской направленности: задачей курса являлась не только передача некоторых знаний и умений учащимся, но и воздействие на их жизненные установки, отношение к проблемам пола, семьи и брака. Введение курса было вызвано запросами практики, требовавшей «сформировать у школьников определенные установки на семейную жизнь» [Николюкина, 1987]. Разработчики курса предполагали, что он станет «завершающим этапом многогранной пропедевтической работы, осуществляемой родителями и школой по подготовке молодежи к семейной жизни» [Этика и психология семейной жизни, 1984]. Задачи курса были сформулированы в соответствии с требованиями жизни и общества и не потеряли своей актуальности и сегодня (конечно, за исключением идеологической задачи «выработки непримиримого отношения к буржуазным взглядам на семью», типичной для советского периода): «вооружить юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях; способствовать формированию у них идеала семьи, потребности в ее создании; готовности к будущему вступлению в брак; умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей» [Этика и психология…, 1986]. Однако предлагаемое в программе содержание курса не представляло реального интереса для старшеклассников, не отвечало на актуальные для них вопросы: как правильно выбрать супруга, достичь взаимопонимания, как строить дружеские, любовные, супружеские, детско-родительские отношения, как рационально организовать семейный быт, совместить карьеру и семейные обязанности и др. Говорить о любви «как высшем человеческом чувстве» рекомендовалось только после 20 часов учебных занятий. Кроме того, преподавание данного курса, как правило, велось неподготовленными учителями: чаще всего этот предмет вели те, кому не хватало нагрузки по своему предмету. Как идеальный вариант это были учителя литературы или биологии, но и они не имели необходимых психологических знаний по проблемам создания и функционирования семьи, руководствовались собственным брачно-семейным опытом, не всегда позитивным. Отсутствие методических наработок, отстраненность содержания от реальной жизни и проблем брака привели к скорому завершению опыта воспитания будущего семьянина через академическую программу.
Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества, счастье каждого его члена. Необходимо вести последовательную подготовку к семейной жизни подрастающего поколения во всех звеньях системы образования, начиная с дошкольного учреждения.
В отличие от образовательной практики, в педагогической теории имеются значимые наработки в области воспитания будущего семьянина. Психолого-педагогическим проблемам подготовки молодежи к семейной жизни посвящены работы Л.Н. Гудкович, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, С.В. Ковалева, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Б.С. Круглова, Е.Д. Марясис, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Ю.М. Орлова, Л.Н. Тимощенко и др. В них подчеркивается, что потребность в семье не возникает сама собой, она должна воспитываться у каждого человека, а формирование личности семьянина должно осуществляться на всех этапах развития ребенка соответственно его возрасту.
В работах доказано, что детерминирующими факторами подготовки детей к семейной жизни являются родительская семья, ближайшее окружение, образовательные учреждения, средства массовой информации, художественная литература, искусство, религия, фольклор. К сожалению, на сегодняшний день не все эти факторы влияют позитивно.
Российская семья за последние десятилетия пережила экстраординарную ситуацию, когда изменение социальных условий, смена общественно-экономических отношений на качественно противоположные произошла не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызвала естественную в подобном случае растерянность, озабоченность поиском своего места в жизни. Возросло число семей, где распространены алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов, что негативно сказалось на воспитании детей. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадкватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного полоролевого поведения членов семьи. Воспитать человека, способного не только создать, но и сохранить благополучную семью, можно только в семье, которая любит этого человека с момента рождения (может быть, и зачатия). Родители утратили способность воспитывать любовью, а не материальными поощрениями, а теперь этому придется учиться.
Негативное влияние на воспитание будущего семьянина оказывают и средства массовой информации. Современные дети живут в окружении техносферы, которую они осваивают уже в детстве и через которую они воспринимают мир. В результате активного развития средств массовой информации (печать, радио, кино, телевидение), введения в последние годы запрета на цензуру качественно изменилась информация, которую получает современная молодежь: секс, насилие, культ силы, богатства, свободные отношения между мужчиной и женщиной, альтернативные формы семейных отношений. Такая информация не позволяет сформировать ценностное отношение к семье, супружеству, к человеку противоположного пола. На телевидении преобладают зарубежные мультипикационные фильмы, в которых отношения между представителями противоположного пола не соответствуют исконно русским традициям (родители заняты зарабатыванием денег и не занимаются воспитанием детей, которые предоставлены сами себе; старшие члены семьи не имеют авторитета у детей и др.). Сложившаяся веками система воспитания детей выдерживала принципы соответствия возрасту информации, предлагаемой детям. Сейчас, благодаря активному развитию СМИ и доступности любой информации для детей, эти принципы разрушены. С медицинской точки зрения, как отмечает С. Устинова, игнорирование этих принципов оказывает негативное влияние не только на социально-нравственную и поведенческую ориентацию, но и на систему нейроэндокринной регуляции, что приводит к вегето-сосудистой и нейроциркулярной дистонии, психастении, различным формам соматических неврозов и другим заболеваниям [Устинова, 1997].
Не оказывает необходимого положительного влияния на воспитание будущего семьянина и художественная литература. Любовный массовый роман, который в последнее время доступен для чтения и востребован молодыми девушками, не может сформировать позитивный образ современной российской семьи. На уроках литературы, в большинстве своем, рассматривается образ русской женщины прошлых веков, несчастной в семейной жизни и ищущей любви вне брака.
Нравственный идеал семьянина, требования к вступающим в брак, основные постулаты брачно-семейных отношений убедительно раскрыты в русском фольклоре: «Муж и жена – одна сатана», «Муж – голова, жена – душа», «Добрую жену взять – ни горя, ни скуки не знать», «Промеж мужа и жены нитки не продернешь», «Три друга: отец, мать да верная жена» и др. Значимое место в русских пословицах отводится жене как хранительнице домашнего очага: «Мир в семье женой держится», «Один женился – свет увидел, другой женился – с головой пропал», «Злая жена сведет мужа с ума» и др. Пословицы учат и тому, как выбирать жену: «Гляди семью, отколь берешь жену», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Говорится в пословицах и о главенстве в семье: «Жена верховодит, так муж по соседям бродит» и др. Однако, к сожалению, в практике воспитания дошкольников в семье и ДОУ потенциал фольклора в воспитании ребенка как будущего семьянина практически не используется: считается, что детям рано еще знать фольклор такого содержания. Очень часто в семье, «на улице» дети сталкиваются с продуктами так называемого «низового фольклора»: анекдотами, пословицами, поддерживающими грубое отношение к женщине («Курица не птица, баба не человек», «Чем больше жену бьешь, тем щи вкусней» и др.). Анализ русских анекдотов, проведенный В. Дружининым, показал, что в них супруги либо не любят друг друга, либо о любви ничего не говорится. Измена одного из супругов – не повод для развода, а причина скандала. Если верить анекдотам, то в русской семье доминирует жена, а муж занимает подчиненную позицию, он чаще всего достоин своей участи – женской измены. Поступки жен одобряются, поступки мужчин – высмеиваются. В анекдотах русский муж глуповат, прост, груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен жене. Для семьи он – существо совсем бесполезное: деньги зарабатывать не умеет, к детям эгоистичен и безразличен. Жена в русских анекдотах погружена в семейные заботы, устает от хозяйства, но умела и вынослива, терпит пьянство мужа [Дружинин, 1996]. Таким образом, анекдот закрепляет отрицательные полоролевые стереотипы, формирует ироничное отношение к традиционным формам брачно-семейных отношений. Что касается русских народных сказок, то в них, наряду с позитивными, также присутствуют неадекватные полоролевые стереотипы: социальное неравенство мужа и жены (Иван - крестьянский сын берет в жены царицу), доминирование женщины в семье («Василиса прекрасная»), долгое отсутствие супруга и др. К сожалению, родители и воспитатели практически не осуществляют отбор фольклора, содержащего позитивные представления о семье и семейной жизни, при чтении фольклора не обращают внимание детей на брачно-семейные отношения героев.
Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни