Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)
  • сверстники, нормы «окружающей среды» в этот период;
  • средства массовой информации, молодежные каналы, создающие эталоны молодежных норм;
  • социальные нормы объектов влечения;
  • особенности сексуального поведения партнеров;
  • половое просвещение.

Но особенности поведения  подростков на третьем этапе зависят не только от влияния перечисленных факторов и от «правильности» прохождения данного этапа, но и от ранних (детских) этапов. Психическая депривация на первом году жизни (отсутствие или недостаточный контакт с матерью, отсутствие или непродолжительное грудное вскармливание) приводит к грубой, чаще всего невосполнимой патологии. Современное обследование мозга (один из вариантов томографии) позволило выявить, что у детей, лишенных любви матери, выпадают целые участки коры мозга и лимбической системы (ответственной за эмоции и способность к привязанностям и сопереживанию). Во время стрессов у детей до 3 лет вырабатывается стресс-гормон, просто расплавляющий участки мозга. Отмечено, что дети, находящиеся до года на грудном вскармливании, эмоционально более здоровы, у них лучше память и выше интеллект. 
Это можно объяснить не только контактом с матерью во время кормления, но и получением вместе с молоком матери при каждом из кормлений гормона пролактина, обладающего антистрессовым действием. Детям с депривацией первого года свойственны с дошкольного возраста агрессивность, жестокость, садистские наклонности одновременно с неуверенностью и трусостью. При недостаточном контакте с матерью от 1 до 3 лет проявляется неразборчивость в выборе друзей, отсутствие привязанности к друзьям и родственникам. Этим детям свойственно раннее начало половой жизни (одновременно с эндокринным созреванием), неразборчивость в выборе партнеров. Случайные связи непродолжительны, без эмоциональной привязанности и влюбленности, нередка подростковая проституция. При жесткой депривации в условиях домов ребенка и асоциальных семей первые сексуальные контакты отличаются жестокостью, стремлением к насилию. Неразборчивость может доходить до полного безразличия, кто будет партнером в случайных контактах: противоположного или своего пола, по возрасту (от детей до пожилых людей), контакты с близкими родственниками или животными. Возводимая в ранг одобряемой нормы отдельными сексуальными просветителями «бисексуальность подростков» — вариант неразборчивости. Кроме того, социальная «норма» ранних контактов и проституции, прививаемая средствами массовой информации, привела к тому, что за первые десять лет капитализации страны средний возраст начала половой жизни в Москве у девочек снизился с 17 до 13 лет. 
Поломки второго этапа сказываются в основном позже, при создании семей, однако установки на неустойчивые браки без любви к собственным будущим детям, с множеством внебрачных контактов прослеживаются и в школьные годы. Оказалось, что достаточно отцу на втором этапе уйти из семьи (даже если он потом вернется), дети впоследствии легче идут на добрачные и внебрачные контакты. Дети из неполных семей даже в играх моделируют неполные семьи и потом, повзрослев, реализуют их. Асоциальность и антисоциальность беспорядочных сексуальных контактов усугубляется алкоголизацией и наркоманией, усвоенными тоже как социальная норма. Нарушение поведения обуславливает резкий рост у детей и подростков числа заболеваний, передающихся половым путем. Трансформация половой роли, выявляемая на втором этапе, к которой большинство относится очень легкомысленно, приводит к тому, что у 30-60% детей этой группы с подросткового возраста может сформироваться устойчивое гомосексуальное влечение, сцепленное с неправильной половой ролью. Гомосексуальные просветители не только не настораживают родителей и воспитателей на возможность гомосексуальных контактов подростков, но и пытаются увеличить количество детей с трансформацией роли, а негативное отношение подростков к гомоконтактам клеймят «гомофобией». За последние годы под видом шоу-программ увеличилась реклама гомосексуализма и гомосексуальных клубов. Практически ни одна увеселительная программа на телевидении теперь не обходится без переодевания в одежду противоположного пола. Оградить ребенка и подростка от потока негативной информации сложно, но если думать о том, что от этого зависит и его жизнь и счастье, то необходимо принимать усилия.

В дошкольном возрасте ребенок проходит через так называемый эдипов комплекс, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть  нежных обладательных стремлений на мать, девочки — на отца. Соответственно, однополый родитель становится для ребенка соперником.

При благоприятных обстоятельствах  эдипов комплекс разрешается идентификацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием «сверх-Я». Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения, через них удовлетворяются его важнейшие базовые потребности: в безопасности, любви и принятии. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, то есть животных, олицетворяющих силу, а идеальная мать — в образе кошки: животного, приносящего тепло и ласку.  Однако конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии. Так в случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор, он заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим.

Следствием конфликта лояльности может явиться развитие у ребенка тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей готовности к реагированию, излишней покорности, недостаточности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка.  
Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия. Они возникают только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребенка, в особенности если до этого старший являлся кумиром семьи. В этой ситуации преобладающим у ребенка является чувство одиночества.

Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же.  Детсадовский возраст – наиболее важный в формировании личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на домашнюю семейную обстановку.

Чем отличается обстановка семьи от детского сада? Во-первых, в семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии.  Во-вторых, дома все окружающие люди – близкие родственники, с которыми ты связан на всю жизнь. В детском саду все не так. Ребенок находится в коллективе сверстников. Иерархической структуры почти нет. Есть один воспитатель на всю группу, поэтому большая часть всех коллизий в жизни ребенка происходит при общении со сверстниками. В коллективе сверстников все равны, здесь нет старших и нет младших. Это совершенно неестественная обстановка. Неестественная хотя бы потому, что Господь не дал женщине способности за один раз рожать сразу пятна-дцать-двадцать детишек, которые бы были равны в семье. Все воспитание в семье по-строено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком – послушным и заботливым. В детском саду ребенок проходит совсем другую школу – школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду нет духа послушания и заботы, ко-торыми проникнута семейная обстановка. Если бы мы готовили ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семьи, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду вполне приемлемо. Если же мы хотим вырастить будущего семьянина, то детский сад крайне вреден. Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то крайне желательно воспитание именно в семье. Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве. 
В детском саду все люди временные. Воспитатели чередуются по определенному графику, сами дети не привязаны друг к другу ничем, кроме детской дружбы. Сегодня дружим, завтра поссоримся. Дети не отвечают друг за друга. В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно если они маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра остаются близкими на всю жизнь, и родители с раннего детства приучают их, что ссора – это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие. В детском саду конфликты могут иметь совершенно другой исход: долгая озлобленность друг на друга, можно разойтись с бывшим другом, можно даже перевестись в другую группу или другой детский сад. Это не значит, что детей категорически нельзя отдавать в детские сады. Просто, если родители решаются на это, то надо осознавать необходимость усилить домашнюю составляющую воспитания и все свободное время родители должны посвящать общению с детьми.

Современные научные  данные доказывают, что в первые годы  жизни  у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ.  В  семье  ребенок включен  в   деятельность  и  в  процессе  ее   усваивает   накопленные   в человеческом мире значения.  В  исследованиях  подчеркивается,  что  «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах  и  т.д. Все это определяет значимость того образа семьи,  который первоначально формируется у ребенка.(20,с.210)

  Между  тем   обследование   дошкольников,   свидетельствует   о   скудной информированности  детей  о  своих  близких,  о  недостаточном  интересе  к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.

  Ученые (Н.И.Захаров,  М.И.Буянов, Н.А.Голиков) с тревогой  обнаружили,  что у многих современных детей складывается деформированный,  искаженный  образ семьи. Правда, тому есть  объективные  причины,  связанные  с  тем  мировым явлением,  которое определяется  как кризис  семьи.  Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика,  в  современной  семье  изменяются  не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов  семьи, прослеживается  тенденция  разобщенности  в  межличностных  отношениях   ее членов.  Дефицит  эмоционально-личностных  контактов  родителей  с  детьми, которые возникают в силу  служебной  занятости  взрослых  членов  семьи,  - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и  воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок.

  Ребенок  в разведенной, неполной семье слышит разговоры  взрослых,  жалобы матери и ее подруг на бывших мужей, что  сказывается  на  развитии  у  него своих, окрашенных черными красками  представлений  о  семье  как  источнике несправедливости,  предательства,  всяческих  бед.  Это   может   негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении  своей  собственной  будущей семьи, ожидания в отношении собственной семьи  часто  носят  эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый  день смотреть мультики, а жена будет все делать». А это,  в  свою  очередь,  еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.(8,с.167)

  Между тем   семья  представляет  собой   многогранную  систему,  в  которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношения «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей  что  объективно  может способствовать формированию у детей образа семьи. В этом отношении ценно  и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных групп. В исследованиях отечественных педагогов  (И.В.Бестужев-Лада) выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения  к  трудовой  деятельности,  участия   в   подготовке   семейных праздников, совместном досуге. Ученые подчеркивают необходимость воспитания у  детей  умения  быть  внимательными,  заботливыми,  понимать   настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

  Психологи  (И.В.Дубровина, Е.С.Кузьмин, ВЛ.Леви, Н.А  Голиков),  отмечают, что   семейная   атмосфера   способствует   развитию   у   ребенка   богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия), что  представляется  важным для становления положительного образа семьи. Совсем иным будет этот образ  и по содержанию, и  по  эмоциональной  окрашенности  у  ребенка,  растущего  в неблагоприятной семье, особенно если он подвергается унижениям,  истязаниям, насилию.

  Оказывается,  что формирующийся в детстве образ семьи не будет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, напротив,  он  во  многом  определяет установки на  нее.  Согласно  выводам  ученых,  уравновешенным  человеком  и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих  друг  друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с  ними  откровенно  говорить  обо всем,  к  кому  в  семье   относились   благожелательно,   уважительно,   но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у  того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

 Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что  семья  своими  ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и  стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит  ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада  можно повлиять на становление положительного образа  семьи  у  детей  дошкольного возраста.

  В ряде  исследований (С.И. Голод,  М.С.  Мацковский,  А.Г.  Харчев ,  Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить  те  представления  детей  о  семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что  эти  представления отличаются   фрагментарностью,   неточностью,    бедностью    эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности Надо  сказать,  что столь низкий уровень знаний детей о семье  не  должен  вызывать  удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных  учреждений  этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

Анализ психолого-педагогической литературы, выявленные особенности  полоролевого развития старших дошкольников позволили определить основные задачи формирования первичных представлений  о семейной жизни и воспитания будущего семьянина в этот период:

  • формирование первичных представлений о женских и мужских качествах, о половых ролях и подготовка к полоролевым отношениям в семье;
  • формирование первичных представлений о роли отца и матери и подготовка к воспитанию детей;
  • формирование первичных представлений об экономике семьи и подготовка к ведению семейного бюджета;
  • формирование первичных представлений о взаимоотношениях старших и младших членов семьи и подготовка к установлению гуманных взаимоотношений в семье.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни