Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..
Но особенности поведения
подростков на третьем этапе зависят не только от
влияния перечисленных факторов и от «правильности»
прохождения данного этапа, но и от ранних
(детских) этапов. Психическая депривация
на первом году жизни (отсутствие или недостаточный
контакт с матерью, отсутствие или непродолжительное
грудное вскармливание) приводит к грубой,
чаще всего невосполнимой патологии. Современное
обследование мозга (один из вариантов
томографии) позволило выявить, что у детей,
лишенных любви матери, выпадают целые
участки коры мозга и лимбической системы
(ответственной за эмоции и способность
к привязанностям и сопереживанию). Во
время стрессов у детей до 3 лет вырабатывается
стресс-гормон, просто расплавляющий участки
мозга. Отмечено, что дети, находящиеся
до года на грудном вскармливании, эмоционально
более здоровы, у них лучше память и выше
интеллект.
Это можно объяснить не только контактом
с матерью во время кормления, но и получением
вместе с молоком матери при каждом из
кормлений гормона пролактина, обладающего
антистрессовым действием. Детям с депривацией
первого года свойственны с дошкольного
возраста агрессивность, жестокость, садистские
наклонности одновременно с неуверенностью
и трусостью. При недостаточном контакте
с матерью от 1 до 3 лет проявляется неразборчивость
в выборе друзей, отсутствие привязанности
к друзьям и родственникам. Этим детям
свойственно раннее начало половой жизни
(одновременно с эндокринным созреванием),
неразборчивость в выборе партнеров. Случайные
связи непродолжительны, без эмоциональной
привязанности и влюбленности, нередка
подростковая проституция. При жесткой
депривации в условиях домов ребенка и
асоциальных семей первые сексуальные
контакты отличаются жестокостью, стремлением
к насилию. Неразборчивость может доходить
до полного безразличия, кто будет партнером
в случайных контактах: противоположного
или своего пола, по возрасту (от детей
до пожилых людей), контакты с близкими
родственниками или животными. Возводимая
в ранг одобряемой нормы отдельными сексуальными
просветителями «бисексуальность подростков»
— вариант неразборчивости. Кроме того,
социальная «норма» ранних контактов
и проституции, прививаемая средствами
массовой информации, привела к тому, что
за первые десять лет капитализации страны
средний возраст начала половой жизни
в Москве у девочек снизился с 17 до 13 лет.
Поломки второго этапа сказываются в основном
позже, при создании семей, однако установки
на неустойчивые браки без любви к собственным
будущим детям, с множеством внебрачных
контактов прослеживаются и в школьные
годы. Оказалось, что достаточно отцу на
втором этапе уйти из семьи (даже если
он потом вернется), дети впоследствии
легче идут на добрачные и внебрачные
контакты. Дети из неполных семей даже
в играх моделируют неполные семьи и потом,
повзрослев, реализуют их. Асоциальность
и антисоциальность беспорядочных сексуальных
контактов усугубляется алкоголизацией
и наркоманией, усвоенными тоже как социальная
норма. Нарушение поведения обуславливает
резкий рост у детей и подростков числа
заболеваний, передающихся половым путем.
Трансформация половой роли, выявляемая
на втором этапе, к которой большинство
относится очень легкомысленно, приводит
к тому, что у 30-60% детей этой группы с подросткового
возраста может сформироваться устойчивое
гомосексуальное влечение, сцепленное
с неправильной половой ролью. Гомосексуальные
просветители не только не настораживают
родителей и воспитателей на возможность
гомосексуальных контактов подростков,
но и пытаются увеличить количество детей
с трансформацией роли, а негативное отношение
подростков к гомоконтактам клеймят «гомофобией».
За последние годы под видом шоу-программ
увеличилась реклама гомосексуализма
и гомосексуальных клубов. Практически
ни одна увеселительная программа на телевидении
теперь не обходится без переодевания
в одежду противоположного пола. Оградить
ребенка и подростка от потока негативной
информации сложно, но если думать о том,
что от этого зависит и его жизнь и счастье,
то необходимо принимать усилия.
В дошкольном возрасте ребенок проходит через так называемый эдипов комплекс, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть нежных обладательных стремлений на мать, девочки — на отца. Соответственно, однополый родитель становится для ребенка соперником.
При благоприятных обстоятельствах эдипов комплекс разрешается идентификацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием «сверх-Я». Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения, через них удовлетворяются его важнейшие базовые потребности: в безопасности, любви и принятии. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, то есть животных, олицетворяющих силу, а идеальная мать — в образе кошки: животного, приносящего тепло и ласку. Однако конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии. Так в случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор, он заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим.
Следствием конфликта
Необходимо отметить, что конфликты между
родителями или развод далеко не всегда
имеют такие выраженные неблагоприятные
последствия. Они возникают только тогда,
когда родители бессознательно или осознанно
привлекают детей в качестве союзников
в борьбе друг против друга. Иногда к такому
же итогу приводит рождение в семье второго
ребенка, в особенности если до этого старший
являлся кумиром семьи. В этой ситуации
преобладающим у ребенка является чувство
одиночества.
Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же. Детсадовский возраст – наиболее важный в формировании личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на домашнюю семейную обстановку.
Чем отличается обстановка семьи от
детского сада? Во-первых, в семье есть
четкая иерархическая структура. Есть
взрослые, есть старшие братья и сестры,
есть младшие. Ребенок имеет определенное
место в этой иерархии. Во-вторых, дома
все окружающие люди – близкие родственники,
с которыми ты связан на всю жизнь. В детском
саду все не так. Ребенок находится в коллективе
сверстников. Иерархической структуры
почти нет. Есть один воспитатель на всю
группу, поэтому большая часть всех коллизий
в жизни ребенка происходит при общении
со сверстниками. В коллективе сверстников
все равны, здесь нет старших и нет младших.
Это совершенно неестественная обстановка.
Неестественная хотя бы потому, что Господь
не дал женщине способности за один раз
рожать сразу пятна-дцать-двадцать детишек,
которые бы были равны в семье. Все воспитание
в семье по-строено на том, что младшим
прививается послушание старшим, а старшие
приучаются заботиться о младших. Ребенок,
пройдя двойную школу (школу послушания
и школу заботы), вырастает нормальным
человеком – послушным и заботливым. В
детском саду ребенок проходит совсем
другую школу – школу равноправия. Все
дети имеют равные права и обязанности.
Дети учатся сосуществовать без конфликтов:
не драться, не ссориться. Не больше! Это
все есть и в семье. Но в детском саду нет
духа послушания и заботы, ко-торыми проникнута
семейная обстановка. Если бы мы готовили
ребенка к тому, что он никогда не будет
создавать семьи, всю жизнь будет жить
в общежитиях, никогда не будет занимать
начальственной должности и никогда не
будет подчиненным, то тогда воспитание
в детском саду вполне приемлемо. Если
же мы хотим вырастить будущего семьянина,
то детский сад крайне вреден. Если мы
хотим вырастить настоящего гражданина,
то крайне желательно воспитание именно
в семье. Все общество устроено иерархично.
Есть начальство, есть подчиненные. У каждого
свои права и свои обязанности, и у каждого
своя ответственность. Ребенок именно
в семье впитывает правильное отношение
к старшим и младшим, и то, что он встречает
во взрослой жизни, уже было им освоено
еще в детстве.
В детском саду все люди временные. Воспитатели
чередуются по определенному графику,
сами дети не привязаны друг к другу ничем,
кроме детской дружбы. Сегодня дружим,
завтра поссоримся. Дети не отвечают друг
за друга. В семье же дети не могут долго
жить в ссоре, особенно если они маленькие.
Этого просто не позволят родители, которые
всеми силами помирят детей. Брат и сестра
остаются близкими на всю жизнь, и родители
с раннего детства приучают их, что ссора
– это ужасное и совершенно недопустимое
в их жизни событие. В детском саду конфликты
могут иметь совершенно другой исход:
долгая озлобленность друг на друга, можно
разойтись с бывшим другом, можно даже
перевестись в другую группу или другой
детский сад. Это не значит, что детей категорически
нельзя отдавать в детские сады. Просто,
если родители решаются на это, то надо
осознавать необходимость усилить домашнюю
составляющую воспитания и все свободное
время родители должны посвящать общению
с детьми.
Современные научные данные доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире значения. В исследованиях подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это – многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т.д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.(20,с.210)
Между тем обследование дошкольников, свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.
Ученые (Н.И.Захаров, М.И.Буянов, Н.А.Голиков) с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. По мировой статистике, в таком положении оказывается каждый третий ребенок.
Ребенок в разведенной, неполной семье слышит разговоры взрослых, жалобы матери и ее подруг на бывших мужей, что сказывается на развитии у него своих, окрашенных черными красками представлений о семье как источнике несправедливости, предательства, всяческих бед. Это может негативно сказаться на развитии его ожиданий в отношении своей собственной будущей семьи, ожидания в отношении собственной семьи часто носят эгоистический, гедонистический характер: «Буду всегда делать, что хочу», «Буду целый день смотреть мультики, а жена будет все делать». А это, в свою очередь, еще одно свидетельство искаженности образа семьи у современных детей.(8,с.167)
Между тем семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношения «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи. В этом отношении ценно и то, что семья, как правило, состоит из представителей различных возрастных, половых, профессиональных групп. В исследованиях отечественных педагогов (И.В.Бестужев-Лада) выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путем приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге. Ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких. А воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.
Психологи
(И.В.Дубровина, Е.С.Кузьмин,
Оказывается, что формирующийся в детстве образ семьи не будет нейтральным по отношению к будущей семейной жизни, напротив, он во многом определяет установки на нее. Согласно выводам ученых, уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у того, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
В ряде исследований (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев , Э.К. Васильева) предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.
Анализ психолого-
Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни