Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..
4. «Авторитарная
гиперсоциализация» отражает
5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ полученных
результатов теста-опросника
. по I параметру – 0 семей,
. по II – 3 семьи (14%),
. по III – 6 семей (29%),
. по IV – 7 семей (33%),
. по V – 5 семей (24%).
Таким образом, в исследованных нами семьях в основном отсутствует позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям.
Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность браком» (авторы В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко, см. Прил. 3) [35,с.509-512], который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить удовлетворенность браком у супругов. Мы получили следующие результаты:
1. полная неудовлетворенность – 0% семей
2. значительная неудовлетворенность – 0%
3. скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность 10% (2 семьи)
4. частичная удовлетворенность– 19% (4 семьи)
5. скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 28% (6 семей)
6. значительная удовлетворенность
7. практически полная удовлетворенность - 10% (2 семьи).
У 4-х детей (19%) семьи неполные, поэтому данный тест-опросник не проводился.
По совокупности данных всех проведенных исследований мы определили характер взаимоотношений детей и родителей в семье:
в 12-ти семьях взаимоотношения неустойчивые,
в 6-ти семьях – стабильные, устойчивые,
в 3-х семьях – негативные.
Вторая задача - исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни – решалась с помощью методов беседы и наблюдения. Представления о семье и семейной жизни у дошкольников выражаются во внешних (действия, поступки, проявляющиеся в ролевых играх) и внутренних (суждения, отношения) проявлениях.
Внешние проявления представлений о семейной жизни мы выявляли в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей (игры в «дочки-матери» и другие сюжетно-ролевые игры семейной тематики). Нами были выявлены следующие показатели сформированности первичных представлений старших дошкольников о семейной жизни, проявляющиеся в игре:
1. Умение ребенка
самостоятельно организовать
2. Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.
3. Эмоциональная окраска деятельности.
4. Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».
5. Способность вести «хозяйство».
Проявленность показателей в игре мы оценивали в баллах: 1 балл – практически отсутствует (низкий уровень), 2 балла – проявляется иногда (средний уровень), 3 балла – проявляется постоянно (высокий уровень).
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты оценки сформированности внешнего компонента представлений старших дошкольников о семейной жизни
Имя ребенка |
Показатели сформированности первичных представлений |
К-во баллов | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Слава |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Валя |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Максим |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
11 |
Люба |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Саша |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
Света |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Сережа |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
8 |
Таня |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Антон |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
Лена Т. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Ваня |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Люда |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Лена И. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
Арсен |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Дима Ж. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Ира |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Дима Д. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Карина |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Настя |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Степан |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
10 |
Аня |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
По полученным данным мы выделили три уровня сформированности представлений о семейной жизни. К первому уровню, который определяется как высокая степень сформированности и адекватности внешнего компонента представлений о семье, мы отнесли детей, набравших от 13 до 15 баллов, их оказалось 6 детей (28%). Второй уровень – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 – 11 детей (53%). Третий уровень – низкая степень сформированности - от 5 до 7 баллов – 4 ребенка (19%).
Внутренние проявления представлений дошкольников о семейной жизни мы выявляли в ходе беседы с детьми. Детям были предложены следующие вопросы:
Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни