Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

   4. «Авторитарная  гиперсоциализация» отражает форму  и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по  этой  шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.  Он  во всем старается навязать ребенку свою волю, не в состоянии  встать  на  его  точку зрения.  За  проявления  своеволия  ребенка  сурово  наказывают.   Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его  индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

   5. «Маленький  неудачник» — отражает особенности  восприятия  и  понимания ребенка родителем. При  высоких  значениях  по  этой  шкале  в  родительском отношении имеется  стремление  инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным  возрастом.  Интересы,  увлечения,  мысли и чувства   ребенка   кажутся   родителю   детскими,   несерьезными. Ребенок представляется  неприспособленным,  неуспешным,  открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на  его  неуспешность и неумелость.  В  связи  с  этим  родитель  старается  оградить  ребенка  от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей  позволил выявить следующие данные:

.  по I параметру  – 0 семей,

. по II – 3 семьи (14%),

. по III – 6 семей (29%),

. по IV – 7 семей (33%),

. по V – 5 семей (24%).

Таким образом, в исследованных нами семьях в  основном  отсутствует позитивное,  грамотное  в  воспитательном  плане  отношение  к  детям.  

Далее родителям  было  предложено  заполнить  опросник   «Удовлетворенность браком» (авторы В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П.  Бутенко, см. Прил. 3) [35,с.509-512], который позволяет в общих чертах  по  сумме полученных  баллов  оценить удовлетворенность браком у супругов. Мы получили следующие результаты:

1. полная неудовлетворенность  – 0% семей

2. значительная  неудовлетворенность – 0%

3. скорее неудовлетворенность,  чем удовлетворенность  10% (2 семьи)

4. частичная удовлетворенность– 19%  (4 семьи)

5. скорее удовлетворенность,  чем неудовлетворенность  – 28% (6 семей)

6. значительная удовлетворенность– 14% (3 семьи)

7. практически  полная удовлетворенность - 10% (2 семьи).

У 4-х детей (19%) семьи неполные, поэтому данный тест-опросник не проводился.

По совокупности данных всех проведенных исследований мы определили  характер взаимоотношений  детей и родителей в семье:

в 12-ти семьях взаимоотношения неустойчивые,

в 6-ти семьях – стабильные, устойчивые,

в 3-х семьях – негативные.

Вторая задача - исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни – решалась с помощью методов беседы и наблюдения. Представления о семье и семейной жизни у дошкольников выражаются во внешних (действия, поступки, проявляющиеся в ролевых играх) и внутренних (суждения, отношения) проявлениях.

Внешние проявления представлений о семейной жизни мы выявляли в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей (игры в «дочки-матери» и другие сюжетно-ролевые игры семейной тематики). Нами были выявлены следующие показатели сформированности первичных представлений старших дошкольников о семейной жизни, проявляющиеся  в игре:

1. Умение ребенка  самостоятельно организовать игру.

2. Способность  войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3. Эмоциональная  окраска деятельности.

4. Согласованность  своих действий с действиями  членов «семьи».

5. Способность  вести «хозяйство».

Проявленность показателей в игре мы оценивали  в баллах: 1 балл – практически  отсутствует (низкий уровень), 2 балла  – проявляется иногда (средний  уровень), 3 балла – проявляется  постоянно (высокий уровень).

Результаты  представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты  оценки сформированности внешнего компонента представлений старших дошкольников о семейной жизни


Имя ребенка

Показатели  сформированности первичных представлений 

К-во баллов

1

2

3

4

5

Слава

2

2

3

3

3

13

Валя

1

2

2

1

2

8

Максим

2

3

1

2

1

11

Люба

3

3

2

3

3

14

Саша

2

3

3

2

3

13

Света

3

3

3

3

3

15

Сережа

1

2

2

2

1

8

Таня

2

1

1

1

2

7

Антон

3

2

2

3

3

13

Лена Т.

1

2

2

2

2

9

Ваня

2

1

1

2

2

8

Люда

3

3

2

2

3

13

Лена И.

3

2

2

1

1

9

Арсен

1

1

1

1

1

5

Дима Ж.

3

2

2

3

2

12

Ира

2

1

1

2

2

8

Дима Д.

1

2

1

2

1

7

Карина

3

2

2

1

2

10

Настя

1

2

1

1

1

6

Степан

2

3

2

1

2

10

Аня

3

2

2

2

2

11


По полученным данным мы выделили три уровня сформированности представлений о семейной жизни. К первому уровню, который определяется как высокая степень сформированности и адекватности внешнего компонента представлений о семье, мы отнесли детей, набравших от 13 до 15 баллов, их оказалось 6 детей (28%). Второй уровень – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 – 11 детей (53%). Третий уровень – низкая степень сформированности - от 5 до 7 баллов – 4 ребенка (19%).

Внутренние проявления представлений дошкольников о семейной жизни мы выявляли в ходе беседы с детьми. Детям были предложены следующие вопросы:

  1. Назови членов твоей семьи. Кого ты больше всего любишь? Почему?
  2. Зачем в семье нужна мама?
  3. Зачем в семье нужен папа?
  4. Хочешь ли ты быть хорошей мамой / хорошим папой?
  5. Что значит «хорошая мама» / «хороший папа»?
  6. Ты хочешь, чтобы у тебя были дети?
  7. Что ты будешь делать для своих детей, когда станешь мамой / папой?
  8. Какой ты видишь свою будущую жену / мужа?
  9. Будешь ли ты помогать своей жене/мужу? Как?
  10. Что ты делаешь, если кто-то из членов твоей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка) заболел?
  11. Есть ли у тебя постоянные обязанности в семье? Какие?
  12. Если ты очень хочешь пойти с родителями на каток, а им нужно в этот день обязател<span class="dash0421_0442_0430_043d_0434_0430_0440_0442_043d_044b_0439_0020

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни