Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..
В последнее время возросла роль сверстников как фактора социализации детей. В старшем дошкольном возрасте возникают дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, интерес к противоположному полу. К сожалению, в большинстве случаев воспитатели и родители не поддерживают таких отношений, иронично к ним относятся, снижают их значимость. Ироничное отношение к дружбе мальчиков и девочек проявляется и в детской группе: высмеивание, дразнилки («Тили-тили тесто, жених да невеста» и др.). Однако именно в дошкольном возрасте у ребенка важно сформировать возвышенное, ценностное отношение к чувству любви.
Значимым фактором воспитания будущего семьянина является религия. В последнее время в российском обществе происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценностям семьи. Сегодня многие люди обращаются к религии, видя в ней источник духовных сил, нравственности, гуманности. Растет число венчающихся в православной церкви. И все же на вопрос о значении брака и венчания от молодых пар, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что большинство людей не знакомы с истинными основами религии, не понимают смысла догматов Церкви в отношении семьи и брака. Поэтому и после венчания легко оставляют семью, детей, что было редкостью в то время, когда люди были по-настоящему религиозны. В последнее время в программы воспитания в ДОУ вводятся основы православной культуры, однако вопросам отношения религии к семье и браку уделяется мало внимания.
В таких условиях значимую роль в воспитании будущего семьянина должны играть образовательные учреждения.
Проблему укрепления
семьи, повышения рождаемости правител
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст, пожалуй, является самым значимым и ответственным в воспитании будущего семьянина. Для того, чтобы у подростка сформировалось правильнее полоролевое поведение, направленное на создание здоровой семьи в будущем, необходимо, чтобы у ребенка на ранних этапах развития не было искажений воспитания.
Формирование представлений о семье и семейной жизни имеет свои особенности на разных этапах развития ребенка. Эти особенности тесно связаны с особенностями полоролевого развития в данный период. В связи с этим задачами данного параграфа выступают:
- описание этапов полоролевого
развития ребенка и
- выявление особенностей
воспитания семьянина и
- определение педагогических
задач, которые необходимо
Первый онтогенетический
этап — формирование полового самосознания — самый ответственный, создающий фундамент
дальнейшего семейного поведения, зависит
только от любви к ребенку матери и ближайших
родственников, постоянно живущих в семье.
Этап начинается с первых дней после рождения
и заканчивается к трем годам. Первая стадия
этапа — до 1 года; вторая — от 1 до 3 лет.
В первый год жизни (возраст грудного вскармливания)
необходим максимальный контакт с матерью:
телесный контакт (кормление грудью, ношение
на руках, укачивание), зрительный, речевой
и звуковой контакт. До трех лет ребенку
необходимы только положительные эмоции,
тактильный, речевой и зрительный контакт
с матерью и ближайшими родственниками.
В этом возрасте разлучать ребенка с матерью
и семьей, даже на короткое время, недопустимо.
Чем лучше сформировалась взаимная привязанность
матери и ребенка, тем он более подчиняем
ее словам в последующей жизни. Любящая
мать не скажет дурного слова маленькому
ребенку, и в дальнейшем он увереннее и
спокойнее в общении со сверстниками.
Только на первом этапе формируется эмоциональность,
избирательная привязанность к матери
и ближайшим родственникам. В последующем
это скажется на способности к стойкой
избирательной привязанности к друзьям
и любимым.
Возраст от рождения до трех лет – важнейший период в полоролевом развитии. В это период ребенок формирует свои представления о мире, в том числе и о людях, о том, чем мужчина отличается от женщины. Ребенок должен сам определиться, кто он по полу, чтобы потом правильно строить свое поведение. Современные психологические исследования доказывают огромнейшее значение этого периода в формировании всей психики ребенка. То, что закладывается в этот период, будет влиять на всю жизнь человека. Обычно у человека нет воспоминаний от этого периода жизни, но это говорит только о том, что все события в жизни этого возраста ложатся глубоко в подсознание ребенка. Так, в 70-е годы в зарубежной психологии было введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается, то, что всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в самом раннем возрасте.
Исследователи в области детской сексологии отмечают, что дети из яслей, лишенные достаточной родительской ласки, уже в детском саду будут отличаться в своем поведении от ребенка, до трех лет воспитавшегося в семье. Если у ясельного ребенка в 5-6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то он ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет, поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше привязывается душой, а для первого все дети равны, он ни к кому не может привязать серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко разведется, другой же будет однолюбом. Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его душе появится.
Особенно уродуются души тех детей, которые попадают в детские дома, ибо они лишены родительской любви вообще, а воспитатель никогда не сможет заменить родителей. В будущем эти дети крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска по проституции, по наркомании и алкоголизму. Отсюда следует важный вывод о том, что переоценить значение этого возраста трудно. Именно здесь формируются представления ребенка об отличительных свойствах мужчин и отличительных свойствах женщин. На основании этих представлений ребенок будет в будущем строить свое поведение. Большинство будущих проблем уходят своими корнями в этот период.
Второй этап — формирование полоролевого поведения — продолжается с 3 до 9-11 лет. В зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и интенсивности положительного контакта с матерью этап может начаться раньше или значительно позже. Признак начала второго этапа — появление сюжета в игре. Заканчивается этап до начала полового созревания (до пубертата). На втором этапе:
Второй этап можно разделить на две стадии. Первая стадия - «игровая» — 3-7 лет, вторая — 7-11 лет. На первой стадии (дошкольный возраст) основные социальные факторы формирования полоролевого поведения – это общение в семье и игры со сверстниками. В играх моделируются социальные роли: макросоциальная роль, роли в семье, сексуальная роль. Этому периоду эпизодически свойственны сексуальные игры. К сексуальным играм относятся игры, компенсирующие недостаток информации на первом этапе: игры в «доктора», «медосмотры» и т.п. Подобные игры безвредны только с детьми этого этапа. Вмешательство взрослых и подростков (даже с просветительной целью) недопустимы, так как приводят в дальнейшем к нарушению влечения.
Второй стадии сексуальные игры несвойственны. На второй стадии преобладает общение со сверстниками преимущественно своего пола и макросоциальная информация. В младших классах дети в основном дружат только с представителя своего пола, а противоположный становится неинтересным и чуть ли не враждебным. Жестко закрепляются мужская и женская роль. Идет подражание кумирам, олицетворяющим идеал мужской или женской роли.
Главной задачей для ребенка на втором этапе полоролевого развития является усвоение и освоение мужского и женского поведения через игры и деятельность. На предыдущем этапе дети сформировали свои представления о мужчинах и женщинах, теперь они пытаются попробовать стать мужчинами и женщинами, правда, пока в игровой форме. Но это очень важная тренировка перед будущей настоящей деятельностью.
Важной особенностью этого периода является то, что мальчики для получения мужского воспитания должны переходить на воспитание к мужчине – отцу или деду. В древности в княжеских семьях воспитанием мальчика занимался дядька. Да и в прошлые века были не только гувернантки, но и гувернеры, которые приглашались именно для воспитания мальчиков. Мальчик должен на этом этапе усвоить следующие черты настоящего мужчины: защитник, воин, герой; хозяин, кормитель, помощник; строитель, умелец.
Роли защитника, воина, героя ребенок осваивает через игры в войну, в богатырей, воюя с врагами (татарами, турками, фашистами и т.д.). Для правильного воспитания этой роли мальчики должны иметь перед глазами воинов-героев. Эти образы родители должны прививать детям через чтение былинных сказок, через старые советские мультфильмы, через военные фильмы. Все эти образы глубоко ложатся в душу ребенка.
Мужчина должен быть трудолюбив, он должен кормить семью. Важно, чтобы именно в этом возрасте ребенок выполнял какую-то работу по дому. Если в этом возрасте ребенок не приучится трудиться, то лень будет чертой его характера. Хозяйское отношение к дому ребенок впитывает скорее через совместную работу с отцом. Отец должен как можно чаще брать сына с собой и работать с ним.
Мальчик должен научиться что-нибудь сам творить, выдумывать и воплощать свои замыслы. К сожалению, современные дети завалены готовыми игрушками. Взрослые наивно думают, что чем сложнее и интереснее игрушка, тем ребенок будет более развитым. Но все как раз наоборот. Самая примитивная игрушка гораздо больше заставляет ребенка проявлять свою фантазию, а не следовать за готовыми вариантами игры, предложенными взрослым человеком. Из любой доски за 10 минут можно с помощью топора сделать неплохое ружье. Радости от игрушки, сделанной своими руками, у ребенка будет гораздо больше, чем от купленной, хотя та и будет выглядеть почти как настоящая. В результате такой деятельности развивается смекалка ребенка.
Девочки на этом этапе остаются с матерями, чтобы усваивать женский образ поведения. И. Шугаев выделил следующие черты, необходимые для девочки: сказочная принцесса, золушка, мама
Девочка может и должна играть в сказочную принцессу. Ведь в будущем ей придется стать для кого-то такой необыкновенной сказочной принцессой. Этот образ поможет ей позже найти своего необыкновенного принца. Девушка, впитавшая этот образ, будет искать очень чистых отношений. Этот образ особенно важен сейчас, поскольку в отношениях между парнями и девушками в подростковом возрасте все меньше романтики. Но только романтика может спасти в подростковом возрасте от искушений физиологического созревания, которое они переживают.
Золушка - это образ труженицы, умелой хозяйки, поскольку девочка должна быть трудолюбивой. И. Шугаев приводит пример использования этого образа в воспитании своей дочери: «Если мы моем посуду, а наша дочка не очень хочет этого, то я обычно делаю так. «Милая Ульяночка, раз ты не хочешь помогать мне, тогда позови Золушку, пусть она мне поможет». «Ладно, папа», – отвечает она и уже лукаво улыбается. Через минуту она прибегает (иногда переодевшись) и, во весь рот улыбаясь, говорит: «Вот, Золушка пришла, вы меня звали?» И мы с радостью моем посуду».
Каждая девочка должна готовиться стать мамой. Поэтому все девочки должны играть в дочки-матери. Куклы должны быть именно в виде маленьких деток, пупсиков, младенцев, а не в виде Барби, у которых все чаще появляются кукольные приятели мужского пола.
Третий этап — формирование направленности полового влечения - совпадает с периодом полового созревания. Окончание — 17-18 лет и старше. Половое (эндокринное) созревание век назад начиналось значительно раньше, чем сейчас. В этом возрасте уже заключались браки.
Особенности влечения делятся
на 3 стадии. Первая стадия — формирование платонического влечения (чувства любви,
стремления к любви, к общению). Вторая
стадия — формирование эротического влечения
(стремление к прикосновениям). Третья
стадия — формирование сексуального влечения
(стремление к половым актам).
На половое поведение на третьем этапе
влияют следующие факторы:
Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни