Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

В последнее время возросла роль сверстников как фактора социализации детей. В старшем дошкольном возрасте возникают дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, интерес к противоположному полу. К сожалению, в большинстве случаев воспитатели и родители не поддерживают таких отношений, иронично к ним относятся, снижают их значимость. Ироничное отношение к дружбе мальчиков и девочек проявляется и в детской группе: высмеивание, дразнилки («Тили-тили тесто, жених да невеста» и др.).  Однако именно в дошкольном возрасте у ребенка важно сформировать возвышенное, ценностное отношение к чувству любви. 

Значимым фактором воспитания будущего семьянина является религия. В последнее время в российском обществе происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценностям семьи. Сегодня многие люди обращаются к религии, видя в ней источник духовных сил, нравственности, гуманности. Растет число венчающихся в православной церкви. И все же на вопрос о значении брака и венчания от молодых пар, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что большинство людей не знакомы с истинными основами религии, не понимают смысла догматов Церкви в отношении семьи и брака. Поэтому и после венчания легко оставляют семью, детей, что было редкостью в то время, когда люди были по-настоящему религиозны. В последнее время в программы воспитания в ДОУ вводятся основы православной культуры, однако вопросам отношения религии к семье и браку уделяется мало внимания.

В таких условиях значимую роль в воспитании будущего семьянина  должны играть образовательные учреждения.

Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствует реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.  Следует отметить, что решение этой проблемы зависит не только от финансирования, но и от массовых стереотипов и установок, формирующихся с раннего детства. Учебно-воспитательные программы дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы должны быть ориентированы на широкое изучение проблем семьи и брака, подготовку детей к семейной жизни, воспитание их как будущих семьянинов [Зритнева, 2005].

 

1.3. Особенности  формирования представлений о  семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте

 

Дошкольный возраст, пожалуй, является самым значимым и  ответственным  в воспитании будущего семьянина. Для того, чтобы у подростка сформировалось правильнее полоролевое поведение, направленное на создание здоровой семьи в будущем, необходимо, чтобы у ребенка на ранних этапах развития не было искажений воспитания.

Формирование представлений  о семье и семейной жизни имеет  свои особенности на разных этапах развития ребенка. Эти особенности тесно связаны с особенностями полоролевого развития в данный период. В связи с этим задачами данного параграфа выступают:

- описание этапов полоролевого  развития ребенка и особенностей  воспитания будущего семьянина на каждом из них;

- выявление особенностей  воспитания семьянина и формирования  первичных представлений о семейной  жизни в старшем дошкольном  возрасте;

- определение педагогических  задач, которые необходимо решать  в старшем дошкольном возрасте  в процессе формирования первичных  представлений о семейной жизни. 

Первый онтогенетический этап — формирование полового самосознания — самый ответственный, создающий фундамент дальнейшего семейного поведения, зависит только от любви к ребенку матери и ближайших родственников, постоянно живущих в семье. 
Этап начинается с первых дней после рождения и заканчивается к трем годам. Первая стадия этапа — до 1 года; вторая — от 1 до 3 лет. В первый год жизни (возраст грудного вскармливания) необходим максимальный контакт с матерью: телесный контакт (кормление грудью, ношение на руках, укачивание), зрительный, речевой и звуковой контакт. До трех лет ребенку необходимы только положительные эмоции, тактильный, речевой и зрительный контакт с матерью и ближайшими родственниками. В этом возрасте разлучать ребенка с матерью и семьей, даже на короткое время, недопустимо. Чем лучше сформировалась взаимная привязанность матери и ребенка, тем он более подчиняем ее словам в последующей жизни. Любящая мать не скажет дурного слова маленькому ребенку, и в дальнейшем он увереннее и спокойнее в общении со сверстниками. 
Только на первом этапе формируется эмоциональность, избирательная привязанность к матери и ближайшим родственникам. В последующем это скажется на способности к стойкой избирательной привязанности к друзьям и любимым.

Возраст от рождения до трех лет – важнейший период в полоролевом  развитии. В это период ребенок формирует свои представления о мире, в том числе и о людях, о том, чем мужчина отличается от женщины. Ребенок должен сам определиться, кто он по полу, чтобы потом правильно строить свое поведение. Современные психологические исследования доказывают огромнейшее значение этого периода в формировании всей психики ребенка. То, что закладывается в этот период, будет влиять на всю жизнь человека. Обычно у человека нет воспоминаний от этого периода жизни, но это говорит только о том, что все события в жизни этого возраста ложатся глубоко в подсознание ребенка. Так, в 70-е годы в зарубежной психологии было введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается, то, что всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в самом раннем возрасте.

Исследователи в области  детской сексологии отмечают, что дети из яслей, лишенные достаточной родительской ласки, уже в детском саду будут отличаться в своем поведении от ребенка, до трех лет воспитавшегося в семье. Если у ясельного ребенка в 5-6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то он ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет, поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше привязывается душой, а для первого все дети равны, он ни к кому не может привязать серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко разведется, другой же будет однолюбом. Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его душе появится.

Особенно уродуются души тех  детей, которые попадают в детские дома, ибо они лишены родительской любви вообще, а воспитатель никогда не сможет заменить родителей. В будущем эти дети крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска по проституции, по наркомании и алкоголизму. Отсюда следует важный вывод о том, что переоценить значение этого возраста трудно. Именно здесь формируются представления ребенка об отличительных свойствах мужчин и отличительных свойствах женщин. На основании этих представлений ребенок будет в будущем строить свое поведение. Большинство будущих проблем уходят своими корнями в этот период.

Второй этап — формирование полоролевого поведения — продолжается с 3 до 9-11 лет. В зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и интенсивности положительного контакта с матерью этап может начаться раньше или значительно позже. Признак начала второго этапа — появление сюжета в игре. Заканчивается этап до начала полового созревания (до пубертата). На втором этапе:

  • формируется способность конструктивного общения со сверстниками, старшими (в последующем с руководителями) и младшими (подчиненными) на протяжении всей жизни;
  • возникает предпочтение каких-либо интересов, видов деятельности;
  • моделируется будущая семья по типу родительской, ближайшего окружения или эталона, прививаемого извне;
  • формируются представления о внутрисемейных ролевых отношениях (супружеских, родительских и др.);
  • формируется отношение к верности в браке, устойчивости семьи, к добрачным и внебрачным контактам.

Второй этап можно  разделить на две стадии. Первая стадия - «игровая» — 3-7 лет, вторая — 7-11 лет. На первой стадии (дошкольный возраст) основные социальные факторы формирования полоролевого поведения – это общение в семье и игры со сверстниками. В играх моделируются социальные роли: макросоциальная роль, роли в семье, сексуальная роль. Этому периоду эпизодически свойственны сексуальные игры. К сексуальным играм относятся игры, компенсирующие недостаток информации на первом этапе: игры в «доктора», «медосмотры» и т.п. Подобные игры безвредны только с детьми этого этапа. Вмешательство взрослых и подростков (даже с просветительной целью) недопустимы, так как приводят в дальнейшем к нарушению влечения.

Второй стадии сексуальные игры несвойственны. На второй стадии преобладает  общение со сверстниками преимущественно своего пола и макросоциальная информация. В младших классах дети в основном дружат только с представителя своего пола, а противоположный становится неинтересным и чуть ли не враждебным. Жестко закрепляются мужская и женская роль. Идет подражание кумирам, олицетворяющим идеал мужской или женской роли.

Главной задачей для ребенка на втором этапе полоролевого развития является усвоение и освоение мужского и женского поведения через игры и деятельность. На предыдущем этапе дети сформировали свои представления о мужчинах и женщинах, теперь они пытаются попробовать стать мужчинами и женщинами, правда, пока  в игровой форме. Но это очень важная тренировка перед будущей настоящей деятельностью.

Важной особенностью этого периода  является то, что мальчики для получения мужского воспитания должны переходить на воспитание к мужчине – отцу или деду. В древности в княжеских семьях воспитанием мальчика занимался дядька. Да и в прошлые века были не только гувернантки, но и гувернеры, которые приглашались именно для воспитания мальчиков. Мальчик должен на этом этапе усвоить следующие черты настоящего мужчины: защитник, воин, герой; хозяин, кормитель, помощник; строитель, умелец.

Роли защитника, воина, героя ребенок осваивает через игры в войну, в богатырей, воюя с врагами (татарами, турками, фашистами и т.д.). Для правильного воспитания этой роли мальчики должны иметь перед глазами воинов-героев. Эти образы родители должны прививать детям через чтение былинных сказок, через старые советские мультфильмы, через военные фильмы. Все эти образы глубоко ложатся в душу ребенка.

Мужчина должен быть трудолюбив, он должен кормить семью. Важно, чтобы именно в этом возрасте ребенок выполнял какую-то работу по дому. Если в этом возрасте ребенок не приучится трудиться, то лень будет чертой его характера. Хозяйское отношение к дому ребенок впитывает скорее через совместную работу с отцом. Отец должен как можно чаще брать сына с собой и работать с ним.

Мальчик должен научиться что-нибудь сам творить, выдумывать и воплощать  свои замыслы. К сожалению, современные дети завалены готовыми игрушками. Взрослые наивно думают, что чем сложнее и интереснее игрушка, тем ребенок будет более развитым. Но все как раз наоборот. Самая примитивная игрушка гораздо больше заставляет ребенка проявлять свою фантазию, а не следовать за готовыми вариантами игры, предложенными взрослым человеком. Из любой доски за 10 минут можно с помощью топора сделать неплохое ружье. Радости от игрушки, сделанной своими руками, у ребенка будет гораздо больше, чем от купленной, хотя та и будет выглядеть почти как настоящая. В результате такой деятельности развивается смекалка ребенка.

Девочки на этом этапе остаются с  матерями, чтобы усваивать женский образ поведения. И. Шугаев выделил следующие черты, необходимые для девочки: сказочная принцесса, золушка, мама

Девочка может и должна играть в  сказочную принцессу. Ведь в будущем ей придется стать для кого-то такой необыкновенной сказочной принцессой. Этот образ поможет ей позже найти своего необыкновенного принца. Девушка, впитавшая этот образ, будет искать очень чистых отношений. Этот образ особенно важен сейчас, поскольку в отношениях между парнями и девушками в подростковом возрасте все меньше романтики. Но только романтика может спасти в подростковом возрасте от искушений физиологического созревания, которое они переживают.

Золушка - это образ труженицы, умелой хозяйки, поскольку девочка должна быть трудолюбивой. И. Шугаев приводит пример использования этого образа в воспитании своей дочери: «Если мы моем посуду, а наша дочка не очень хочет этого, то я обычно делаю так. «Милая Ульяночка, раз ты не хочешь помогать мне, тогда позови Золушку, пусть она мне поможет». «Ладно, папа», – отвечает она и уже лукаво улыбается. Через минуту она прибегает (иногда переодевшись) и, во весь рот улыбаясь, говорит: «Вот, Золушка пришла, вы меня звали?» И мы с радостью моем посуду».

Каждая девочка должна готовиться стать мамой. Поэтому  все девочки должны играть в дочки-матери. Куклы должны быть именно в виде маленьких деток, пупсиков, младенцев, а не в виде Барби, у которых все чаще появляются кукольные приятели мужского пола.

Третий этап — формирование направленности полового влечения - совпадает с периодом полового созревания. Окончание — 17-18 лет и старше. Половое (эндокринное) созревание век назад начиналось значительно раньше, чем сейчас. В этом возрасте уже заключались браки.

Особенности влечения делятся  на 3 стадии. Первая стадия — формирование платонического влечения (чувства любви, стремления к любви, к общению). Вторая стадия — формирование эротического влечения (стремление к прикосновениям). Третья стадия — формирование сексуального влечения (стремление к половым актам). 
На половое поведение на третьем этапе влияют следующие факторы:

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни