Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от его возраста. Проблему укрепления семьи, повышения рождаемости правительство Российской Федерации на сегодняшний день выдвигает в качестве приоритетных, о чем свидетельствуют реализация национальных проектов, государственная политика в сфере образования, здравоохранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни….10
1.1. Возникновение и развитие брачно-семейных отношений и особенности современной российской семьи ……………………………10
1.2. Формирование первичных представлений о семье и воспитание будущего семьянина как педагогическая проблема……………………...21
1.3. Особенности формирования представлений о семье и семейной жизни в старшем дошкольном возрасте…………………………………..37
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....62
Глава 2. Теоретическое построение и практическая апробация педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни…………………….64
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о семье и семейной жизни и практики формирования таких представлений
в семье и ДОУ……………………………………………………………...64
2.2. Теоретическое построение педагогического процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни………………………………………………………………………...79
2.3. Педагогический инструментарий формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни...84
2.4. Экспериментальная пробация процесса формирования у старших дошкольников первичных представлений о семье и семейной жизни....106
Выводы по главе 2……………………………………………………………….122
Заключение……………………………………………………………………...126
Библиография…………………………………………………………………..132
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом Семейн жизнь.doc

— 850.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  перечисленные задачи подробнее.  При всей нестабильности и сложности современной жизни экономические проблемы семьи не должны оказаться вне поля зрения  детей.  В сознании ребенка следует формировать представление об экономике  семьи  как области разумного ведения хозяйства, которое требует усилий всех живущих  в родном доме. Значит, и сам ребенок играет не  последнюю  роль  в  экономике семьи. Семья представляется той реальной экономической средой, в которой ребенок не только живет, но и связан многими нитями. При  нем  ведутся  разговоры  о доходах и расходах, причем в последних доля, потраченная  на  удовлетворение его  нужд,  весьма  значительна.  Слова  «деньги»,   «купить»,   «заплатить» достаточно  рано  входят  в  словарь  современного  ребенка.  Подрастая,  он начинает понимать, что удовлетворение его  желаний   зависит  не  только  от расположенности или не расположенности к нему взрослых,  но  и  от  денежной наличности кошелька.

  В 5-6 лет  ребенок должен  иметь  представление,  из  чего  состоит  общий кошелек семьи, как складываются  ее  доходы:  заработная  плата  родителей, пенсия дедушки, детское пособие на него самого и др. А далее - на  что  они тратятся, как при этом учитываются нужды семьи в целом и  интересы  каждого ее члена в отдельности. А для этого нужно сделать первые  шаги  в  семейную бухгалтерию, которая  складывается  из  расходов  обязательных  (содержание жилища, питание,  культурные  нужды)  и  эпизодических  (покупка  подарков, лекарств, отправление телеграммы). Иногда в присутствии ребенка заполняются квитанции  на  оплату  за  квартиру,  коммунальные  услуги,   телефон,   за содержание его самого  в  детском  саду.  При  этом  мама  (папа,  бабушка) обязательно обратит внимание на то, сколько  денег  придется  заплатить  за воду, электричество, что может стать прологом к беседам об экономии.  Залог экономии - бережливость:  следить,  чтобы  не  капала  вода  из  крана,  не расходовать лишнюю воду при умывании, купании, выключать свет, телевизор  и т.д., если уходишь из помещения. К соблюдению таких правил ребенка приучают

 с 5-6 лет.

  Если в   семье  ведется  книга   расходов-доходов  (что  было  обязательной традицией во многих российских семьях прошлых времен), то  ребенку  следует дать первоначальное представление о ее назначении. Но как  бы  ни  пытались родители  сделать  доходы-расходы  семьи  «прозрачными»  для  ребенка,  его разочарование от того, что откладывается покупка давно  обещанной  игрушки, не станет менее горьким. Поэтому не следует завлекать  ребенка  обещаниями, если   их   выполнение   проблематично.   При    стесненных    материальных обстоятельствах лучше откладывать ежемесячно небольшую сумму, чтобы  купить то, что ребенку необходимо (58,с.38).

   В некоторых  странах детей рано знакомят  с деньгами не только  в   кошельке их родителей, но путем накоплений их собственных сбережений. Детям 5-6  лет регулярно дают определенную сумму  денег,  которую  они  тратят  по  своему усмотрению, например на сладости, мороженое. Но могут и  копить  на  что-то более существенное (игрушку).

  С воспитательной точки зрения важно подвести  ребенка  к  пониманию,  что возможности  семьи  полнее  удовлетворить  интересы   всех   своих   членов расширятся, если каждый станет бережливым, рачительным  хозяином  в  родном доме. Начать можно с привития бережного  отношения  к  продуктами  питания. Например, ребенок просит налить ему «молочка  побольше»,  а  выпивает  лишь половину. Не лучше ли поставить ему чашку поменьше,  но  налить  еще,  если  изъявит желание?

 Малыша учат  бережно  относиться  к  куску  хлеба,  проявляя  уважение  к заложенному в него труду многих людей, в том числе и родителей, а завтра он перенесет подобное отношение на одежду, игрушки, вещи в доме, а потом  -  и на природный и рукотворный мир в окружающей обстановке (в детском саду,  во дворе, в лифте и др.).

  Необходимо  участие ребенка в ремонте,  изготовлении  различных  предметов, одежды, игрушек и т.д.  Конечно,  мера  этого  участия  весьма  различна  и напрямую зависит от того, чему ребенка учат дома. Дети старшего дошкольного возраста могут в присутствии взрослого пришить пуговицу, подклеить  коробки настольно-печатных игр, вместе с мамой  испечь  печенье,  пирожки,  сделать пельмени, смастерить костюм для новогоднего карнавала в детском саду  и  т. д.

  Дети на  собственном опыте  убеждаются  в  том,  что  в  результате  труда взрослых и детей получаются продукты труда, т.е. вещи, предметы, игрушки,  в которых нуждаются и большие, и  маленькие.   Особое  место  в  экономическом воспитании  детей  занимает  труд   на   приусадебном   участке,   в   саду, результатами которого семья пользуется летом, осенью,  делает  заготовки  на зиму. Пользуясь заготовками,  овощами,  фруктами,  выращенными  собственными руками, взрослые обращают внимание на ту  выгоду,  которую  получила  семья.

Педагогическая ценность такой деятельности  велика:  она  подводит  детей  к пониманию  некоторых  экономических  понятий  (труд  -  продукт,   стоимость продукта). Исподволь у ребенка закладываются первые  контуры  экономического мышления.

  Однако в воспитании все хорошо в меру. Перегнув  палку  в  разговорах  о деньгах, установках  на  экономию,  выгоду,  расчетливость,  легко  получить противоположный ожиданиям результат. Ребенка необходимо воспитывать  добрым, отзывчивым,  милосердным,  щедрым  и  одновременно  экономным,   бережливым.

Воспитание    у    ребенка     трудолюбия,     бережливости,     инициативы, предприимчивости, доброты и отзывчивости - необходимые ступеньки  подготовки его к будущей роли семьянина.

Некоторые считают, что половое воспитание начинается в подростковом возрасте. Это не так. Этот  процесс  начинается  сразу  же  с рождением ребенка и продолжается вплоть  до  тех  пор,  пока  он  не  станет взрослым.  Воздействие  на   поведение   ребенка   в   сексуальной   области сказывается еще до того, как он научится говорить.

   Родителям  еще до рождения ребенка   приходится  сталкиваться  с   вопросами организации  и  методики  полового  воспитания.  Речь  идет  о  том,  чтобы подготовиться к решению данной задачи и настроить себя на эту деятельность.

Для стимулирования развития ребенка недостаточно просто  вспомнить  о  том, что было получено в процессе собственного воспитания. Уже  давно  известно, что как раз в этой области достижения предыдущих поколений недостаточны,  и поэтому особое значение имеет воспитание воспитателей.

   Родителям  первым приходится сталкиваться  с необходимостью  вести  половое воспитание. Они же первые располагают необходимыми для этого возможностями. Родители правильно поступают, если они (независимо от того, хотели  ли  они мальчика или девочку) не высказывают своего недовольства полом ребенка. Тем самым обеспечивается гармоничное врастание ребенка в  его  половую  роль  в качестве мужчины или женщины.

   Современная наука  располагает данными о том,  что первые 5-6 лет  жизни  - это  период,  когда  закладываются  и  формируются  наиболее   глубокие   и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и  личности,  в  которые самым интимным образом вплетена  психосексуальная  дифференциация.  Половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся  структурой самосознания (32,с.61).

В свете  современной  науки  становится  очевидной  необходимость  полового воспитания уже на ступени  дошкольного детства.  Но  в силу  ряда  причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема  полового  воспитания  практически  не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без  учета  таких  его  важнейших  характеристик,  как половые психологические особенности. В соответствии с  игнорированием  этих особенностей   воспитательный   процесс   был   направлен    на    развитие «усредненного» существа. А результаты не  заставили  себя  ждать:  мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности,  скромности,  мягкости, терпимости. Мало внимания  уделялось  подготовке  детей  к  выполнению  тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни.

Впоследствии для  многих  из  них  «груз»  семейных  обязанностей  оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов.

   Процессы феминизации  подрастающего мужского  населения   и  маскулинизации женского отчетливо проявились в современных  условиях.  Среди  существенных причин, лежащих в основе  этих  негативных  для общества  явлений,  можно назвать преобладание женского  влияния  на  воспитание  мальчиков  дома,  в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных  в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью,  воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической  сфере  общественной жизни  привели  к  тому,  что   многие   мужчины   оказались   неспособными зарабатывать деньги,  содержать семью.  Эти и некоторые другие  причины привели к тому, что идет  значительное  сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

  Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно  остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее  «открытость»  для детей  благодаря  телевидению  вызывают  законную  тревогу  и  педагогов  и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.

  Половое  воспитание   рассматривается   в   русле   задач   нравственного становления личности. Оно направлено  на  формирование  целостной  личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

  Известно,  в  реальной  жизни  ребенок  развивается   как   представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания  в  семье  состоит  в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка.

В процессе общения с окружающим  миром  ребенок  дошкольного  возраста  уже сталкивается с проблемами пола. Он замечает, что рождаются  дети,  взрослые вступают в брак, у женщины есть грудь, а  у  мальчиков  и  мужчин —  половой член. Дошкольник включает эти  познания  в  игру,  ставит  перед  взрослыми вопросы о половых отношениях. Сексуальные  проблемы  являются  неотъемлемой составной частью  жизни  человека.  Точно  так  же  им  принадлежит  весьма серьезная роль в процессе воспитания дошкольников.

  Уже в 3 года  дети  начинают  понимать,  что  пол   человека  определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям  следует  знать,  что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста  и взросления  человека.  Почему  такие  представления  надо   формировать   у маленького ребенка? Специальными исследованиями (И.С.Кон, В. Е. Каган, Д.Н. Исаев) доказано, что  те,  кто  в  первые  годы  жизни  не  познакомился  с устройством человеческого тела, усвоил  отношения  к  полу  как  к  чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

  Буквально с момента  рождения ребенка родители ориентируют его на  половую роль,  учат  мальчика  быть  мальчиком,  а  девочку  -девочкой,  тем   самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в  одежде,  даже цвет которой говорит о поле, в подборе  игрушек,  в  играх.  Оказывается,  в половой  идентификации  ребенка  усвоение  внешних  атрибутов  имеет  весьма существенное  значение.  Очень  рано  ребенка  поощряют  подражать  родителю своего пола, который становится для малыша своего рода  образцом,  эталоном. Отсюда желание девочки быть «как  мама»:  надеть  ее  туфли,  покрыть  лаком ногти и т.д.

  В 3 года ребенок  поглощен лишь внешними различиями  между  полами,  теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин,  в  манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи,  когда  тот  устает,  а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами  ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в  лице папы, дедушки). В семье, где  ребенка  воспитывают  оба  родителя,  он  рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая  отцу, «заболевает»  техникой,  машинами,  хочет  овладеть  компьютером,  футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать  мальчику  первые уроки физических упражнений, практических умений.  А  девочка  больше  тяготеет  к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома. (28,с.41).

 Очень рано родители  должны  начинать  поощрять  в   ребенке  то  поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом  и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения  «для  мальчиков»  и  «для девочек». Например, взрослые  спокойно  взирают,  как  сын  карабкается  на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!»,  но  тут  же  пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя,  слезь  сейчас  же!  Ты  же  девочка!»

Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в  проявлении чувств,  чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о  том,  как  ведут себя настоящие мужчины: «не  хнычут  по  пустякам»,  «не  боятся  темноты», «подают руку маме, когда выходят из  автобуса»  и  т.  д.  Иногда  в  целях воспитания мужественности родители смотрят  сквозь  пальцы  на  драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец  проявляет большую,  чем  мама,  требовательность  к  тому,  чтобы   занятия   ребенка соответствовали его полу. Стремление  дочери  включиться  в  домашние  дела встретит отцовскую  поддержку.  А  сына  за  подобные  дела  папа  может  и высмеять. А если  ребенок  растет  без  отца?  Тогда  на  формирование  его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины  -  родственники  или друзья  дома.  Нет  такого  влияния  -   и   тормозится   процесс   половой социализации.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников первичных представлений о семейной жизни