Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Правильные технические  навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. 
    Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, важно  подбирать тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям   эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Занятия изобразительной  деятельностью предоставляют детям широкие возможности для знакомства с различными техниками и материалами: гуашью, карандашами, фломастерами, акварелью, восковыми мелками и т.д. Детей знакомят со способом их использования, их выразительными возможностями.  Как правило, вначале на занятиях материал определяется воспитателем.  Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, необходимо подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

              Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умению использовать при создании изображений различные материалы обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления, будет способствовать развитию детского творчества

           Превалирование игрового момента в творчестве детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от характера художественного материала, являющегося более или менее мобильным при воплощении замысла. Такие графические материалы, как тушь, мелки или уголь являются наиболее «подвижными», содействуют «мгновенности» воплощения замысла. Сам характер этих художественных материалов позволяет трансформировать образы в том или ином направлении.

         Занятия, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных техник и материалов,  имеют большую ценность. Преодолевая полосу робости у ребенка, они, как правило, содействуют формированию образного мышления.

           Работа гуашевыми красками на большом формате листа при активном смешении цвета позволяет раскрепоститься,  развивает моторику движения всей руки. Работа тушью и палочкой, грифелем, тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев.

            Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом, способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки.

            Работа в технике восковых мелков или масляной пастели концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешением цветов (путем наложения один на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

              При рисовании углем, мелом, сангиной применяются, по существу, те же приемы, что и в технике пастели. Сочетаются тонкая графическая линия, выполненная концом мелка, фактурное пятно, получаемое широкой стороной мелка, а также смягчение рисунка при его растирании пальцем.

            Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике, как правило, таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность. Детям нравится рисовать акварелью на влажной бумаге, которую они сами научились смачивать ватным тампоном или кистью. Мягко растекающаяся краска позволяет передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов мягкие переходы одного цвета в другой. Овладев этой техникой, дети сами могут приготовить бумагу нужного им для рисунка тона (в соответствии с их замыслом).

           Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии. С целью создания выразительного рисунка можно предлагать детям   в   одном   рисунке   использовать   сочетание   различных материалов. Конечно, это становится доступным детям старшей и   подготовительной   групп   детского   сада,   когда   они   освоят изобразительные    и    выразительные    возможности    нескольких материалов.

             Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным:   всякий  раз  надо  продумывать,   пробовать,  искать, какие из них позволят получить более выразительные рисунки, доставят детям большое эстетическое удовольствие. Один и тот же предмет, изображённый разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как  каждый материал имеет свой язык выразительности.                  

          Различные цвета, формы, фактуры разнообразных художественных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный, слуховой и тактильный опыт ребёнка, стимулируют желание применить их на практике. Необходимо периодически менять материалы, чтобы предать работе новизну, проявить у детей интерес к новому и способствовать творческому использованию знакомых материалов и техник.

  Наряду с  традиционными техниками и материалами  в современном искусстве применение  материалов и техник значительно  расширены в связи с появлением  новых технологий. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предполагает нестандартное использование самых обычных материалов. Например, обычными красками, карандашами, фломастерами и мелками можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге (приложение 2).

          Почему же эти техники называются  нетрадиционными? Во-первых, они  не получили достаточно широкого  распространения и не «укоренились»  и являются скорее экспериментальными.  Во-вторых, педагогический опыт применения  данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен должным образом в современных образовательных программах.

    Основное достоинство нетрадиционных техник в том, что они активизируют интерес к экспериментированию с материалами; передают более интересный образ; в ряде случаев не требуют развитых технических умений; обогащают творческий опыт детей. Они особенно привлекательны для детей, вызывают и поддерживают яркий интерес к деятельности, легко осваиваются детьми. Многие из них не требуют развития специальных умений, способствуют созданию ситуации успеха у детей с разными изобразительными умениями и способностями, обеспечивают творческое, оригинальное художественное решение.

          Нетрадиционные техники - это техники, в которых

  • используется не только обычно применяемые изобразительные материалы(акварель, гуашь, карандаши, восковые мелки), но и разнообразные другие материалы  и  их разнообразное сочетание;
  • применяются различные способы создания изображения (пальцами, ладонью, ногой, отпечатками  предметов и штампов,  граттаж, ниткография,  кляксография и т.п.);
  • используются создание изображений по более обобщенным, безпредметным темам ( Рисуем весеннее настроение, цвет и т.п.)

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова и другие.  Работа с детьми 5-7летнего возраста идет в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник.  

    Нетрадиционные художественные техники изучены в работах Казаковой Р.Г., Ильиной А. и аппробированы в работе с детьми  Л.Г. Беляковой, Н,В. Дубровской, А.А. Фатеевой, И.А. Лыковой  и др.

Активное экспериментирование  с различными материалами позволяет  находить все более разнообразные  средства изобразительной выразительности. Любой находящийся под руками материал может стать инструментом для выполнения рисунка.  Рисовать, например, можно кусочком поролона, ватки, тряпочки, бинтика, свёрнутых в виде трубочки или треугольника.

Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями  дошкольников. Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

В изобразительной деятельности старших  дошкольников замыслы становятся более  устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.

Начинать работу следует с таких техник, как  рисование пальчиками, ладошкой и  т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более  сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться  детское  художественное  творчество.

       Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона рисовать только на альбомном листе, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга, квадрата, овала. Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

      В исследованиях С. К. Кожохиной,  Р. М. Чумичевой выделены интересные  методы и приемы, техники создания  изображения. Кроме традиционных  приемов и методов – беседа, пояснение, сравнение –Чумичева  предлагает использовать в работе  с детьми следующие: прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального  сопровождения.

           Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Выделение главного способствует большему осмыслению темы, целеустремленности в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской, подчас беспочвенной, фантазии, совершенствованию композиции рисунка.

           При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведения искусства.  Психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения – цвет, линия, пятно, пространство и т.д. – как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию.

Усилению состояния  переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или нескольких художников.

              Подчёркивается важное значение слова т.к. словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. К каждому занятию подбираются  стихи, подходящие по тематике к теме занятия. Использование  чистоговорок, целью которых является и работа по звуковой культуре речи, и звуковой анализ слова, и рифмовки, помогающие запомнить названия и последовательность выполнения некоторых приёмов изобразительной деятельности. (Приложение 3).

            Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головнрм уборе, со странным на вид предметом в руке, обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста