Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Задание 1. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: выявить  представления детей о некоторых нетрадиционных техниках создания изображения

Материал: разнообразные изобразительные материалы и инструменты, хорошо известные детям и новые,  рисунки, выполненные в разных изобразительных  техниках.

Инструкция: с детьми проводится беседа, чтобы активизировать их заинтересованность новыми материалами в уголке изодеятельности, далее детям предлагается поэкспериментировать с новыми инструментами и материалами.

Вопросы для беседы:

  1. Можно ли рисовать без карандашей и кисточки?
  2. Я назову разные предметы, а ты скажи, можно ли с их помощью рисовать? ( манная крупа, поролон, листья от дерева, свеча, клубок ниток). Почему ты так думаешь?
  3. А если нет кисточки, как можно нарисовать рисунок? А пальчиками можно? А ладошкой? Что у тебя получится?
  4. Как ты думаешь, что самое  необычное можно нарисовать? Чем это лучше нарисовать?
  5. Посмотри вот на такие работы (демонстрируются работы, выполненные в нетрадиционных техниках). Нравятся тебе? Как ты думаешь их сделали? А ты так умеешь? Хотел бы так научиться?
  6. Ребёнку демонстрируется клякса. Посмотри внимательно, на что похожа, что напоминает, если бы ты был волшебником, во что бы ты превратил её?
  7. Посмотри на изобразительный уголок. Что ты замечаешь? А ты хотел бы поиграть, поэкспериментировать с новыми материалами?

После беседы ребёнок  изучает новые материалы и  инструменты, появившиеся в уголке изобразительной деятельности, при желании экспериментирует с ними.

Задание 2.  Техника - рисование ладошкой.  «Грибы в корзине».

Цель: выявление умений детей создавать в рисунке выразительный образ с использованием техники «рисование ладонью».

Материал: гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой,  иллюстрации, картинки фотографии с изображением различных грибов.

Инструкция: Воспитатель читает стихотворения о грибах А. Прокофьева, Н. Гладкова и др., дети  рассматривают различные грибы на картинках, уточняются названия грибов.

Затем детям предлагается рассмотреть рисунок, выполненный в ладонной технике, и даётся возможность подумать и выбрать какие грибы они нарисуют из своих пальчиков. Педагог показывает способ рисования ладонью. Предложить ребёнку самому нарисовать корзину с грибами, используя ладонь.

Задание 3. Техника  - оттиск поролоном.  «Мы в  зоопарке»

Цель: выявление умений детей создавать в рисунке выразительный образ животного с использованием техники «оттиск поролоном»

Материал: гуашь, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением медведя.

Инструкция: Детям читается стихотворение А. Барто «Мы в зоопарке» », предлагается рассмотреть иллюстрации, фотографии медведя.

Детям предлагается рисовать медведя, используя при этом технику «оттиск поролоном». Педагог объясняет и показывает способ рисования животного  при помощи поролона. Дошкольники рисуют.

Фиксируется: то же, что и в задании № 2.

        Для анализа  экспериментальных данных были использованы критерии 1 серии констатирующего эксперимента и добавлены следующие:

  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • умение  устанавливать связи между создаваемым образом и средствами выразительности.

На основании данных критериев  были определены следующие уровни освоения изобразительной деятельности и нетрадиционных техник рисования детьми 5-6 лет.

Низкий уровень

Ребенок не проявляет интереса к рисованию, не испытывает радости и удовольствия при рисовании, Нетрадиционные техники  рисования (НТР) не использует.

Не умеет  и не желает экспериментировать с  изоматериалами для создания художественного образа.

Технические  и изобразительно-выразительные  умения недостаточно развиты. Затрудняется создавать выразительный образ.

Необходима  поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами  к взрослому не обращается;

Ниже среднего уровень

Изобразительно-выразительные  и технические умения развиты  слабо, не владеет техникой работы предлагаемыми  художественными материалами для  передачи выразительного образа; наличие  элементов творчества проявляется  в редких случаях.

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания художественного образа.

Без особого  желания включается в изобразительную  деятельность;

Изображение лишено эмоциональной выразительности или маловыразительно;

В работе требуется  помощь взрослого, обращается с вопросами;

Выше среднего уровень

Ребенок проявляет  интерес и желание рисовать;

испытывает  радость, проявляет эмоционально-положительное  настроение при выполнении,

изобразительно-выразительные  умения развиты относительно хорошо (может допускать ошибки при передаче пропорций, размерного соотношения, пространственных отношений. создает интересный образ)

Достаточно хорошо развиты  технические умения (верно пользуется разными инструментами, регулирует силу нажима карандаша, фломастера, верно передает форму предметам).

Правильная техника  работы предлагаемыми художественными  материалами для передачи выразительного образа используется не всегда

 НТР использует  фрагментарно, чаще всего после  подсказки педагога. Экспериментирует  с материалами в основном по  предложению педагога.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

Высокий  уровень

Ребенок проявляет интерес  и желание рисовать, испытывает от этого радость и удовольствие,

Владеет техникой работы с художественными материалами, технические и изобразительные  навыки и умения развиты хорошо (создает  оригинальные изображения, стремиться создать композиционное решение, передать индивидуальные и общие особенности  предметов);

 Создает выразительный и интересный образ (в том числе с использованием нетрадиционных техник);

Справляется успешно и самостоятельно с заданием, поясняет свои действия, радуется результатам;

НТР использует по собственной  инициативе в соответствии с замыслом. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами  для создания художественного образа.

          3 серия эксперимента была направлена на изучение особенностей  педагогических условий освоения детьми старшего дошкольного возраста разнообразных  изобразительных техник и  развитие умений создавать выразительных образы, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений.

Работа строилась по следующим направлениям:

Задание №1. анкетирование воспитателей

Цель: выявить у воспитателей представления о роли изобразительной деятельности в развитии старших дошкольников, возможности использования разнообразных техник при создании выразительного образа.

(приложение 5).

Задание 2. Анализ планирования учебно-воспитательной работы.

Цель: выявление особенностей организации  педагогического процесса, направленного  на освоение разнообразных  изобразительных  техник для  передачи выразительного образа в рисунках  старших дошкольников.

Фиксируется:

  • Наличие в плане тем, связанных с освоением  разнообразных  изобразительных техник 
  • Реализация содержания работы по освоению разнообразных  изобразительных техник  старшими дошкольниками,
  • Системность, планирование работы по данному направлению, линии усложнения
  • Связь задач и содержания данного раздела с задачами и содержанием воспитательно-образовательной работы в других видах детской деятельности (наблюдение, ознакомление с окружающим, игра),
  • Взаимосвязь различных форм организации педагогического процесса (специально организованная, совместная в сотворчестве с педагогом, самостоятельная  деятельность, организация выставок детских работ и др.),
  • Адекватность используемых методов и приемов задачам и др
  • Работа с родителями по данному направлению.

Задание 3. Анализ предметно-развивающей  среды.

Цель: выявление ориентированности предметно-развивающей среды на активизацию у дошкольников интереса к освоению разнообразных  изобразительных техник, а также стимулирования применения изобразительных техник в изобразительной деятельности.

Фиксируются:

условия, созданные для активизации  у дошкольников интереса к использованию разнообразных  изобразительных техник:

наличие эстетических объектов: продуктов художественного творчества (репродукций произведений,  детской иллюстрированной книги)

наличие изобразительных материалов и инструментов; их доступность;

наличие материалов, активизирующих интерес детей к освоению изобразительной деятельности: детские художественные иллюстрированные энциклопедии.

наличие материалов, обеспечивающие отражение «детских успехов» (персональные альбомы, файлы для хранения работ; стена-стенд для выставки детских работ);

организация предметно-развивающей  среды группы по данному направлению (наличие зоны изобразительной деятельности, ее расположение, удобство для детей, наличие места для выставок и хранения детских работ, соответствие оснащения уголка возрасту и уровню развития детей),

привлекательность среды и представленных в ней материалов (эстетическая и  познавательная привлекательность, соответствие интересам современных дошкольников и детей группы)

частота пополнения центра новыми материалами.

2.2.Результаты констатирующего  эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился в октябре месяце на базе ГДОУ №57 Кировского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет (6 мальчиков, 14 девочек), постоянно посещающих ДОУ. Дети не занимаются в художественных студиях и школах.

В ДОУ реализуется «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и другие парциальные программы, не имеющие художественной направленности. Занятия по рисованию  проводят воспитатели групп 1 раз в неделю.

 Анализ данных первой серии эксперимента, направленный на выявление особенностей развития рисования показал, что:

У 20% детей обнаружен низкий  уровень - дети не выражали желания начать изобразительную деятельность («Не хочу», «я потом»). В ситуации необходимости изображать что-либо дети были равнодушны к процессу деятельности и результату деятельности. Например, Кирилл М. не придал значения выбору материала, использовал материал, предложенный педагогом. Тимур М. не принял поставленную задачу, действовал по собственному желанию («я буду рисовать ракету, ничего другого рисовать не хочу»). В работе использовал отдельные простые способы и приёмы, некоторые материалы и инструменты (уже ранее освоенные посредством обучения).

Уровень ниже среднего обнаружен у 30% детей. Для начала работы детям требовалась внешняя мотивация — задание педагога, подсказка взрослого. Многие испытывали затруднения при выборе изобразительного материала в соответствии с поставленной художественно-изобразительной задачей («я не знаю, как такое нарисовать можно», «а как это нарисовать»). Соня П. и Настя К. задание слушали внимательно, но не проявляли эмоциональных реакций в процессе создания образа. Данные дети пользовались большим количеством цветов, пытались смешивать цвета. Они знают разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты, но не используют их самостоятельно для создания выразительного образа. Охотно следуют инструкциям педагога. Так Диана Х.выбрав для работы гуашь и кисти, долго не могла приступить к выполнению задания. Получив инструкцию начала рисовать, но периодически  прерывала работу, ждала помощи и поощрения со стороны педагога («а я правильно всё делаю». « а здесь так нужно рисовать»)

40% детей (уровень выше среднего) проявляли устойчивый интерес к рисованию, рисовали увлеченно, испытывали положительные эмоции (эмоциональный компонент интереса). Данные дети  стремились улучшить изображение, довести работу до конца, самостоятельно применяли  известные способы действий. Выбирали  художественный материал в соответствии с замыслом и требованиями художественного выражения. Так  Алина И., выполняя задание,  рассуждала  «Осень, она какая, золотая. Значит, будут нужны краски жёлтая, оранжевая, красная». Способен получить сложный цвет, смешивая краски,  использует различные оттенки цвета в работах по представлению. Например, Дима У. смешивая краски, рассуждал так «листья падают с разных деревьев, и по цвету, они разные, а на земле смешиваются»

10% детей показали высокий уровень. Для детей данного уровня не требуется внешняя мотивация. Ребёнок действует увлечённо и эмоционально, его высказывания относятся к процессу работы или к теме изображения. Дети этого уровня владеют выразительными средствами (линия, штрих, пятно, цвет), экспериментируют («а я вот так попробую». « а что получится, если вот так нарисую», «а можно я ещё нарисую»).

Диаграмма №1

Общие уровни развития изобразительных знаний, умений и навыков детей 5-6 лет

Анализ диаграммы № 1 показал, что  большинство детей (40%) находятся  на  уровне выше среднего развития изобразительных  знаний, умений и навыков, 30% продемонстрировали уровень ниже среднего. Обращает внимание наличие детей (20%) на низком уровне и малое количество детей (10%) на высоком уровне, что показывает необходимость осуществления специальной педагогической работы

Выявлены качественные различия в развитии изобразительных знаний, умений и навыков старшими дошкольниками.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста