Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

На занятиях по рисованию, в основном, используется такой изобразительный материал как: акварель, карандаши, редко  гуашь, ещё реже восковые мелки, фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 2 главе

Анализ полученных данных показывает, что  дети распределились по всем уровням развития, с доминированием уровня вышесреднего, незначительное число детей на высоком уровне.

           Для большинства детей характерно проявление  устойчивого интереса к рисованию и  желание рисовать.  Выполняя задания, дети рисовали увлеченно, испытывали положительные эмоции. Данные дети пытались создать художественные образы, знают разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты, но не используют их самостоятельно для создания выразительного образа. Новые способы деятельности осваивают, если этот процесс не требует особенных волевых усилий, нуждаются в примерах способов деятельности.     Задания  I серии были направлены на выявление особенностей развития рисования.  В процессе беседы с детьми было выявлено, что рисование является одним из  предпочитаемых видов деятельности для старших дошкольников.    

      Старшие дошкольники  проявляют   интерес к разнообразным способам  изображения, свойствам изобразительных  материалов, их изобразительным  возможностям, однако при рисовании  редко их используют.

Выделению главного при создании образа мешают слабые технические навыки в работе с  цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов  в их взаимосвязи. Многие дети не  стремятся к созданию выразительного образа:  не пытаются детально передать характерные внешние особенности, конкретизировать образ мелкими деталями. У некоторых детей рисунки содержательно дублируются, не отличаются аккуратностью.

Хорошие результаты дети показали в задании по  исследованию умения использовать в рисунке такие средства выразительности как цвет и форма. Анализ детских работ показал, что каждый третий  ребёнок в группе владеет техникой рисования, создаёт художественный образ. Дети старались передать форму более точно, подбирали характерный для данного овоща или фрукта цвет, дополняли рисунки различными выразительными деталями, придумывали сюжет.

В рисунках остальных  детей прослеживается определенный цветовой стереотип, цвет используется как признак предмета. Каждый четвёртый  ребёнок задумывался при выборе цвета, передаче формы. Способы изображения в рисунках детей не отличаются разнообразием, наблюдается повторение нескольких хорошо усвоенных способов, копирование способов изображения друг у друга.

      Установлены корреляционные связи между интересом детей к рисованию и практической деятельностью. Это показывает единый уровень представлений об изобразительной деятельности, проявления интереса к изодеятельности и умений в самостоятельной деятельности.

        Задания II серии были направлены на выявление проявлений детьми 5-6 лет интереса к нетрадиционным изобразительным техникам  и особенностям  освоения их дошкольниками.

             Дети распределились в основном на уровнях ниже – среднего(35%), и выше – среднего(40%)  Данные дети проявляли интерес к нетрадиционным техникам рисования и желание научится рисовать ими, проявляли эмоционально-положительное настроение при выполнении заданий. Дошкольники продемонстрировали недостаточное владение техническими навыками в нетрадиционных техниках, у них есть незначительные представления о возможностях их использования, этот опыт фрагментарен, неустойчив, не достаточно актуален. Дети более уверенно себя чувствуют, работая лишь ограниченным количеством материалов, способов работы с ними.

Особенно много трудностей возникало у детей с определением нетрадиционных техник, никто из дошкольников не мог дать названия способам, которыми выполнены изображения, затруднялись соотнести материал и изображение. Примечательно, что работы, выполненные в нетрадиционных техниках, заинтересовали детей, вызвали положительные реакции. Каждый второй ребёнок выразил желание научиться рисовать при помощи незнакомых техник, каждый четвёртый захотел тут же с ними поэкспериментировать.

Большинство детей  приняли задание, готовы были создавать изображение по теме предложенной педагогом, внимательно слушали объяснения педагога. Половина детей, выслушав объяснения, сразу приступила к работе. Необычность, нетрадиционность способа изображения увлекла детей, им понравился процесс выполнения задания. С большим удовольствием дети закрашивали ладошку, старались подобрать цвет для ножки гриба «чтобы было похоже». У трети детей  наблюдался поисковый способ освоения. Эти дети не закрашивали сразу всю ладонь, а красили пальчики поочередно и наносили отпечаток, смотрели, что получилось. Печатание поролоном было для детей новым и сложным заданием. Отсутствие кисточек вызвало недоумение, удивление, что  можно рисовать без кисточек.

Большинство детей  не соблюдали пропорции в изображении  предметов и их частей, пропускали детали или, наоборот,  прорисовывали несущественные элементы, не определяющие содержание рисунка;  предпочитали  рисование объектов небольшого размера. Созданные изображения характеризовались недостаточным использованием  цветовой гаммы, что проявлялось в  большом количестве одноцветных изображений.  Дети испытывали трудности при построении композиции и  пространственном расположении отдельных элементов рисунка на листе. Выявленные особенности свидетельствуют о том, что недостаточное владение выразительными средствами  не позволяют детям в полном объеме отобразить в рисунке предметы и события из их жизни, свое эмоциональное отношение к ним.

Установлены корреляционные связи между результатами всех заданий  с использованием  нетрадиционных техник рисования. Это показывает единый уровень различных показателей: представлений детьми о нетрадиционных способах рисования, освоения умений и навыков при создании образов в нетрадиционных техниках.

Анализ показывает, что в целом дошкольники лучше владеют традиционными, чем нетрадиционными техниками рисования, проявляют интерес и желание научится использовать при рисовании незнакомые техники.

Установлены значимые корреляционные связи между проявлением интереса к рисованию и освоением навыками  и умениями в рисовании традиционными и нетрадиционными  способами Отмечается понижение данных низкого и повышение данных уровня нижнесреднего на 10%, Уровни вышесреднего и высокий имеют одинаковые показатели. 

Установлена корреляционная связь между результатами 1 и 2 серии: r = 0,8728, p≤ 0,001, что показывает единство освоения детьми различных изобразительных техник (традиционных – серия № 1 – и нетрадиционных – серия № 2).

Причинами выявленных особенностей могут являться особенности  педагогических условий: недостаточно развернутые представления педагогов по данной проблеме, некоторые особенности планирования педагогического процесса и построения предметно-развивающей среды в данном направлении. В созданной адекватно принципам предметно-развивающей среде недостаточно представлено материалов, способствующих активизации интереса и экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками

   В целом можно охарактеризовать уровень развития данной группы как хороший и достаточно высокий. Для более эффективного развития в художественном направлении, проследив некоторые общие тенденции,  обобщая теоретические и практические психолого-педагогические условия для детей и воспитателей данной группы можно дать следующие рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисование является одним  из самых любимых в дошкольном возрасте, но достаточно сложным для  освоения.  До последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

Анализ исследований показывает значимость и актуальность проблемы формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами художественных техник, в т.ч. и нетрадиционных техник изображения. Работы различных авторов убеждают в том, что творческое выражение в рисунке тесно связано с овладением изобразительными навыками и умениями. Чем большими умениями располагает ребенок, чем свободнее их применяет, тем шире и глубже он может передать свой замысел, проявить подлинную свободу творческого решения изображения. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание или нежелание рисовать дети связывают с умением изображать. Определяющую роль здесь играют разные успехи в овладении навыками рисования объектов, в выработке необходимых умений для передачи выразительного образа.

В данном аспекте использование  нетрадиционных техник позволит решить ключевую задачу – формирование выразительности образов в рисунках старших дошкольников посредством разнообразных художественных техник.

В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования  нетрадиционных художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

Нетрадиционные техники  рассматриваются  как техники с применением нетрадиционных материалов или нестандартное использование самых обычных материалов. Эти техники не получили достаточно широкого распространения и являются экспериментальными.  Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен должным образом в современных образовательных программах.

Недостаточная изученность  проблемы позволили поставить цель исследования:  изучить  возможности развития выразительности в рисунках старших дошкольников посредством разнообразных художественных техник, в т.ч. и нетрадиционных.

Результаты констатирующего  эксперимента показали следующие   особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных изобразительных техник. Выявлен средний уровень  изобразительных умений в рисовании у детей 5-6 лет. Об этом свидетельствует распределение детей по всем уровням с доминированием уровней ниже среднего и выше среднего.

 Для большинства детей характерно проявление  устойчивого интереса к рисованию и  желание рисовать.  Выполняя задания, дети рисовали увлеченно, испытывали положительные эмоции. Данные дети пытались создать художественные образы, знают разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты, но не используют их самостоятельно для создания выразительного образа. Новые способы деятельности осваивает, если этот процесс не требует особенных волевых усилий, нуждается в примерах способов деятельности.

Старшим дошкольникам интересны разные изобразительные материалы, однако данный интерес направлен, как правило,  на обследование  и экспериментирование с ними. Дети проявляют  интерес к разнообразным способам изображения, свойствам изобразительных материалов, их изобразительным возможностям, однако при рисовании редко их используют.

 Выделению главного при создании образа мешают слабые технические навыки в работе с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи. Многие дети не пытаются детально передать характерные внешние особенности, конкретизировать образ мелкими деталями. У некоторых детей рисунки содержательно дублируются, не отличаются аккуратностью. Вместе с тем, дети, увлекаясь материалами, создавали некоторые изображения.

Большинство детей принимали задание, готовы были создавать изображение  по теме предложенной педагогом, верно  рисовали объект, однако,  не передавали основные черты и характеристики (тем самым упрощали образ),  не достаточно хорошо освоили некоторые изобразительно-выразительные умения (передавать пропорции, композиционно строить изображение).

Следует отметить, что треть детей  испытывала затруднения при   создании выразительного образа, не проявляла интереса к деятельности; у них недостаточно развиты технические умения.

Установлены корреляционные связи  между результатами всех заданий  в нетрадиционных техниках рисования. Это показывает единый уровень различных показателей: представления детей о нетрадиционных техниках рисования, умений и навыков создания образов в нетрадиционных техниках. Установлены корреляционные связи между результатами заданий в традиционных и нетрадиционных техниках рисования, что показывает единство освоения детьми различных изобразительных техник. Анализ показывает, что в целом дошкольники лучше владеют традиционными, чем нетрадиционными техниками рисования.

Анализ данных показывает, что причинами выявленных особенностей могут являться особенности педагогических условий: недостаточно развернутые представления педагогов по данной проблеме, некоторые особенности планирования педагогического процесса и построения предметно-развивающей среды в данном направлении.

Выявленные особенности показали необходимость в разработке и апробации технологии  использования нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисунках старших дошкольников

1 этап имел целью активизацию интереса старших дошкольников к разнообразным техникам рисования, расширение их представлений о инструментах и материалах знакомство детей с техническими возможностями изобразительных материалов.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста