Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа
В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.
Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71
Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся игровыми действиями дошкольников. Весьма эффективными могут оказаться игра в «живые картины» и создание ситуации «мнимого присутствия в картине». Также используются дидактические игры с художественным содержанием, игры – экспериментирования, дидактические игры-занятия, в которых дети учатся составлять разные композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы, размещать цвета по степени интенсивности.
Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.
Выводы по 1 главе.
Анализ психолого-
Рисование рассматривают как вид изобразительной деятельности, в процессе которого создается художественный образ посредством использования изобразительных материалов в различных изобразительных техниках.
Среди множества факторов, оказывающих
определенное воздействие на
выразительность детского рисунка,
существенную роль играет
Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
К старшему возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям заранее намечать замысел, сознательно отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить собственные чувства, переживания. Дошкольники способны предварительно рассказать о сюжете будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, наметить средства выразительности, которые наиболее полно позволят раскрыть художественный образ. Творческие проявления становятся более направленными и осознанными – сюжет, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми.
Освоенные различные изобразительные техники позволяют дошкольникам создавать выразительные работы, более детализированные образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных. Для детей характерно стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционное решение рисунка.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет посредством применения различных материалов, веществ, сочетание различных изобразительных материалов и инструментов.
Обобщенный
анализ педагогической литературы показывает,
что овладение нетрадиционными
художественными техниками
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Недостаточная разработанность методов и приемов формирования образной выразительности у старших дошкольников в ходе освоения нетрадиционных техник в современных методических разработках указывает на необходимость дальнейшего изучения данной проблемы
Современные исследования
Итак, дети дошкольного возраста при адекватном руководстве со стороны взрослого осваивают образный «язык» изобразительного искусства.. Только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников с использованием разнообразных техник
2.1. Цель, задачи и методика
Цель констатирующего эксперимента: выявление особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных изобразительных техник.
Эксперимент был направлен на решение следующих задач:
Эксперимент состоял из трех серий.
Первая серия эксперимента была направлена на выявление особенностей развития рисования.
Задание 1. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель – выявление интереса детей к рисованию, к разнообразным материалам и инструментам.
Беседа по следующим вопросам:
Способы
обработки и анализа материалов
Задание 2.
Цель: исследовать умение передать в рисунке нужный цвет и форму
Материал: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Инструкция: отгадай загадку и нарисуй отгадку, раскрась нужным цветом.
Задание 3. Рисование «Волшебная осень» (приложение 4).
Цель: выявить умения свободно применять разнообразные выразительные средства, проявления творчества в рисунке
Инструкции: Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Волшебная осень», используя известные им изобразительные материалы
Для оценки уровня развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста были отобраны следующие критерии:
На основе данных критериев были разработаны уровни развития изобразительных умений детьми старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень
Ребенок не может создать
художественный образ. Не
Дети затрудняются передавать образы предметов, явлений;
Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками;
Использует отдельные простые способы и приёмы, некоторые материалы и инструменты (уже ранее освоенные посредством обучения);
Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами);
Не понимает или не принимает поставленную задачу, действует по собственному желанию;
Не выражает желания начать изобразительную деятельность, нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого,
Ниже среднего уровень
Ребенок пытается создать художественные образы, знает разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты, но не использует их самостоятельно для создания выразительного образа. Охотно следует инструкциям педагога.
Для начала работы ребёнку требуется внешняя мотивация — задание педагога, подсказка взрослого. Приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.
Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены).
Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Новые способы деятельности осваивает, если этот процесс не требует особенных волевых усилий, нуждается в примерах способов деятельности.
Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно
Выше среднего уровень
Дети освоили практические
умения, владеют техническими навыками.
В изобразительной
Стремится улучшить изображение, довести работу до конца, допустив ошибку, исправляет ее, самостоятельно применяет известные способы действий;
Выбирает художественный материал в соответствии с замыслом и требованиями художественного выражения. Замыслы устойчивы.
Понимает задачу, выполняет её, строго следуя инструкции. Если задача не основывается на имеющихся у ребёнка знаниях и умениях, задаёт множество вопросов о способах изображения, просит о помощи.
Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Создает выразительный образ доступными изобразительно-выразительными средствами, пытается детально передать характер, внешние особенности (форму, пропорции, цвет) образа.
Многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого
Высокий уровень
Ребенок создает разнообразные художественные образы на основе различных средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
Для начала деятельности ребёнку не требуется внешняя мотивация, желание начать работу порой даже мешает выслушать задание педагога. Ребёнок действует увлечённо и эмоционально, его высказывания относятся к процессу работы или к теме изображения.
Стремится улучшить изображени
Для отображения особенностей объектов, своего настроения и отношения к изображаемому используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний.
Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками. Использует разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты для создания выразительного образа и выражения своего отношения к предмету изображения.
Владеет выразительными средствами (линия, штрих, пятно, цвет), экспериментирует.
Замысел создают до начала рисования,
формулируют его в речи. В соответствии
с ним выбирают формат и цвет бумаги,
изобразительные и
Разнообразие цветовой гаммы
изображения, соответствующей
2 серия эксперимента была направлена на выявление представлений детей о некоторых нетрадиционных техниках создания изображения и «принятия» возможности создания рисунка с использованием различных материалов, инструментов.