Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа
В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.
Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71
Качественный анализ задания №1 (беседа с детьми, направленной на выявление интереса детей к разнообразным материалам и инструментам), показал, что 45% детей нравится рисовать, 15 % с удовольствием рисуют при первой возможности.
На вопрос: «Почему ты любишь рисовать?» дети отвечали следующим образом: «получается лучше, чем лепить»(35%), «быстро можно нарисовать, что хочу»(15%), «на одном листе много чего можно нарисовать» (10%), «просто нравится и всё»(15%), «не знаю»(25%).
Детям нравится рисовать то, что они умеют хорошо рисовать или недавно научились и им понравилось. 35% детей нравится рисовать события из жизни или выдуманные истории, 20% детей – солнце, цветы и деревья, 10% - машины, ракеты и разную технику, 15% - различных животных (кота, черепаху, собаку).20% рисуют «за компанию».
Было выявлено, что многие дети, 45%, любят выбирать тему для рисования самостоятельно, а 55% детей – когда тему выбирает воспитатель.
По-разному старшие дошкольники относятся к своим работам: 30 % они всегда нравятся, дети рассуют много и, нарисовав, дарят взрослым или сверстникам. Остальные (70%) относятся к своим рисункам более критично: не всегда довольны конечным результатом и не очень хотят выставлять свои работы напоказ, стараются спрятать, перерисовать
На вопрос: «Что бы ты нарисовал ещё, чтобы твой рисунок стал красивее?», дети отвечали: «Закрашу красивым цветом»(10%), «Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы»(5%), «Не знаю ещё пока»(30%)..
В ходе беседы дети проявляли разные эмоциональные реакции. Так не всем детям оказалась интересна тема беседы: 15 % детей отвечали на вопросы односложно, с неохотой. Например, Тимур М., смотря почти все время в сторону, отвечал на вопросы очень тихо и немногословно. 85 % старших дошкольников заинтересовались вопросами, демонстрируемыми материалами, старались поделиться своими представлениями.
На вопрос «рисуешь ли ты дома» утвердительно ответило половина (50%) детей: 35% рисуют карандашами и фломастерами. 15% имеют возможность рисовать красками. Остальные дети (50%) сообщили, что дома не рисуют: « нет фломастеров и красок», «а карандашами не интересно». Это свидетельствует о том, что родители недооценивают значимость рисования для развития ребенка.
Качественный анализ задания №2, цель которого - исследование умения использовать в рисунке такие средства выразительности как цвет, форма. Детям предлагалось нарисовать отгадки к загадкам, и соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета.
Все дети выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого, нарисовали отгадки правильно. 20% выбрали гуашь, 55% - фломастеры, 35% - карандаши. Восковые мелки не выбрал никто.
35% (каждый третий ребёнок) были увлечёны заданием, приступили к работе сразу, ещё не дослушав загадку, начинали рисовать. Нарисовали и закрасили все фрукты или овощи, использовали реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивали предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность. Из нарисованных отгадок составили композицию, придумали сюжет (овощи на грядке, фрукты на тарелке, фруктовый сад) 10%.
40% приступили к работе не
сразу, нарисовав отгадку,
5 детей (25%) нуждались в повторе указаний, загадка зачитывалась два-три раза. Дети действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. При передаче формы искажения значительные, форма не удалась.
Качественный анализ задания №3 по выяснению умений детей пользоваться выразительными средствами при создании выразительного образа волшебной осени в своих рисунках.
Дети рисовали деревья, небо, землю. Способы изображения в рисунках детей не отличаются разнообразием, наблюдается повторение нескольких хорошо усвоенных способов, копирование способов изображения друг у друга. Живописный способ изображения был характерен для большинства работ. Передача образа осени вызвала у каждого ребёнка определённое настроение и требовала размышлений
20% нарисовали солнечный осенний день. Дети рисовали разноцветные листья, солнце, облака. Цвет – главное средство выражения, передачи мыслей и чувств в основном яркие и светлые тона. В рисунке пространственная заполненность, есть фон, композиция, богатый сюжет.
45 % дошкольников затруднялись с выбором цвета, долго думали, какую же осень им нарисовать. Использовали в работе шаблонные цвета, темные оттенки, нет яркого и светлого. Техника слабая, рисунки выполнены неаккуратно. Например, Гриша Гр., нарисовал дождливое, осеннее утро, использовал чёрные, “грязные” краски, объяснил так: «Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.
Некоторые дети (15%) использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях синим или розовым, солнце фиолетовым, аргументируя свой выбор так: «осень волшебная, сказочная, нарисую сказку», «мне так нравится, я так хочу». 405 дошкольников затруднялись с выбором цвета, долго думали прежде чем выбрать какой-либо цвет, выбирали цвета несвойственные для красок осени. Действуя по подсказке педагога, выбирали один цвет и рисовали им. Так, Соня П., выбрав жёлтую краску, стала хаотично наносить мазки на лист бумаги объясняя это так: «Это листопад. Листья укрыли всю землю и кружатся в воздухе, а больше ничего не видно.
20% детей не приняли тему, плохо
владели материалами, не
Дети проявили разное эмоциональное отношение к процессу рисования и результату: 10% очень переживали, если у них что-то не получалось, обращались за помощью к воспитателю, 30% рисовали увлеченно, комментировали свои действия. 35% детей были спокойны и сосредоточенны.
40% показывали свои работы другим
детям и воспитателю,
Таблица № 1
Корреляционные связи между результатами I серии
Задание |
1 |
2 |
3 |
1 |
- |
r=0,865, при p ≤0,001 |
r=0,743, при p ≤0,001 |
2 |
- |
- |
r=0,6926 при p ≤0,001 |
Установлены корреляционные связи между результатами всех заданий. Анализ корреляционных связей показывает наличие высокого коэффициента связи между всеми заданиями, Высокий коэффициент связей между результатами задания 2 и задания 3 показывает единый уровень различных показателей освоения детьми представлений об изобразительной деятельности, умений, проявления интереса к изодеятельности в самостоятельной деятельности.
Для детей наиболее интересным и менее сложным стало задание «рисование отгадок». Дети очень любят отгадывать загадки, а возможность нарисовать отгадки привела к эмоционально – положительному отношению всех детей к занятию, высокому показателю выполнения задания. Наиболее сложным было задание нарисовать осень.. В работах детей присутствует нарушение пропорций, отсутствие фона, четкого пространства, композиции, Дети испытывали трудности в передаче силуэтов деревьев, использовании средств выразительности.
Анализ полученных данных 2 серии эксперимента, направленной на выявление проявлений детьми 5-6 лет интереса к нетрадиционным изобразительным техникам и особенностям освоения их дошкольниками показал следующие результаты:
Выявлено, что 15% детей находится на низком уровне, плохо владели изобразительными материалами, не проявляли интерес к рисованию и созданию выразительного образа, не испытывали радости удовольствия в процессе. Например, Тимур М. рисуя медведя, изобразил темное расплывчатое пятно, при этом поролоновой палочкой пользовался как кистью.
35% детей (2 уровень) – поняли задание, пытались использовать в работе незнакомые материалы и инструменты, но создаваемый образ получился не выразительным. Интерес проявляли лишь к внешним красочным деталям. Так, например, Тимофей К. и Соня П. в рисовании животных, прекрасно поняли задание, но с чего же начать рисовать долго думали, попытались рисовать поролоновой палочкой, но отложили её в сторону и попросили кисточки.
40% детей (3 уровень)
– проявляли интерес и желание
рисовать, эмоционально-положительный
настрой, но иногда были
И лишь 10% детей (4 уровень)
действовали самостоятельно, успешно
справлялись с заданием, поясняли
свои действия, создавали выразительные
и интересные образы, радовались результатам.
Например, Ира Х., рисуя поролоновыми
палочками, действовала самостоятельно и уверенно, выполнила задание
эмоционально, увидев образ медведя, обрадовалась,
дорисовала нос, глаза, попросила ещё один
лист и нарисовала ещё одного.
Диаграмма №2
Общие уровни освоения изобразительной деятельности и нетрадиционных техник рисования детьми 5-6 лет
Данные гистограммы 2 показывают преобладание средних уровней. На это указывает распределение детей по уровням, нахождения большинства детей на втором и третьем уровнях (35 и 40%) и лишь незначительное число детей (15 и 10%) находятся на первом и четвертом уровнях.
Качественный анализ данных 2 серии показал следующее:
Беседа и наблюдение за детьми в повседневных ситуациях, направленное на выявление интереса к различным изобразительным материалам и инструментам, выраженного в желании детей экспериментировать с ними. показало, что не все дети в свободное время обращаются к изобразительным материалам: 35% детей за время наблюдения ни разу самостоятельно не рисовали. Остальные 65% детей проявили различный интерес к рисованию: 40% детей были инициаторами занятия рисованием, 25% - рисовали «за компанию» со своими сверстниками.
У детей не достаточно широк опыт использования изобразительных материалов. 25% детей в основном рисуют гуашью, потому что «краски смешать можно», «красками красиво получается», 25% - любят рисовать карандашами, потому что «лучше получается образ», 40% - фломастерами, потому что «очень ярко получается», 10% детей выбрали акварель, так как «рисунки такие нежные получаются», «вода прозрачная выходит, как настоящая». Восковые мелки и пастель выбраны не были. «Она руки пачкает и рисунок», «пробовал раньше, не понравилось», «мелки ломаются».
Дети с интересом рассматривали незнакомые изобразительные материалы, трогали их, проявляли яркий эмоциональных отклик на незнакомые материалы (мимические реакции – удивление, высказывание: «а что это», «а этим что, рисовать можно»), 15 % знают для чего нужны те или иные материала и инструменты, (видели в детской передаче, в журнале),
На вопрос: «Сможешь так сделать сам?» большинство детей (70%) ответило отрицательно. Остальные дети (30%) дали положительный ответ на данный вопрос, но не все смогли объяснить на словах способы действий. Например, Алёна Т.. начала рассказывать, как изобразить ёлочку в технике «монотипия», но запуталась в последовательности работы и замолчала.
75% выразили желание научиться
рисовать при помощи
И только 10% не проявили интереса и желания поэкспериментировать. Так, Кирилл М., сказал «а, это что бы рисовать, да. Я пойду, поиграю, ладно»
Анализ заданий №2 и №3 », направленного на выявление особенностей освоения умений и навыков создания выразительного образа в нетрадиционных техниках рисования детьми старшего дошкольного возраста, показал, что дети не владеют в достаточной степени данными умениями и навыками.
Наблюдения за детьми и анализ их работ показал, что рисование ладонью легче для детей, так как им были понятны действия, интерес возникал из-за необычности рисования и в ожидании результата – «что же в итоге получится».
Дети быстро приняли задачу, 60% испытывали положительные эмоции от возможности рисования ладонью. Детям нравилось закрашивать ладошку, необычность ощущений вызвало всплеск интереса. Это выражалось в эмоциональных высказываниях: «Ой, что-то сейчас интересное будет», «надо же, ладошку можно краской покрасить»
20% отказались от нанесения краски на ладонь и нарисовали рисунок, обведя ладонь на бумаге карандашом. Однако впоследствии, посмотрев как другие дети рисуют, выразили желание в следующий раз «тоже так попробовать».
35% приняли
задание, готовы были
У 15% детей наблюдался поисковый способ освоения. Эти дети не закрашивали сразу всю ладонь, а красили пальчики поочередно и наносили отпечаток, смотрели, что получилось. Так Диана О., закрасила пальчик, сделала отпечаток, второй. Потом взяла гуашь другого, рыжего цвета. Сделала отпечатки, сказала: «Так мне больше нравится», и стала рисовать рыжики.