Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа
В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.
Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71
Целью 2 этапа было знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник, развитие умений создания выразительных образов в различных нетрадиционных техниках рисования.
На 3 этапе произошло совершенствование умений и навыков нетрадиционных техниках рисования, освоение умений самостоятельно выбирать художественные темы, образы, сюжеты для рисования,
Предполагается использование изобразительных техник, таких как: техника «свеча + акварель», монотипия; пальцевая техника, тычок полусухой кистью, техника ниткографии, техника рисования «по-сырому», печать поролоном, которые позволяют активизировать игры - экспериментирования с материалами, создавать интересные образы, при невысоком уровне развития технических и изобразительно-выразительных умений.
Данный проект предполагает реализацию в течение 4 месяцев и подразумевает выполнение педагогических условий: создание динамичной предметно-развивающей среды, её обеспечение необходимыми инструментами и материалами и повышение компетентности педагогов в данном вопросе.
Успешной реализации данной работы способствовали методы и приемы, направленные на обогащение сенсорных впечатлений дошкольников, накопление ими опыта экспериментирования с различными материалами и инструментами, освоение способов создания интересных выразительных образов, сотворчество педагога и детей;
Результаты контрольного эксперимента показывают динамику в освоении как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования детьми. Данная технология дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, способствует выработке разнообразных технических умений и навыков, дает свободу творческого выражения. В рисунках стали преобладать интересные выразительные образы, дети стали более уверены и самостоятельны в их замысливании, в выборе средств и способов реализации собственных замыслов.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу о возможности использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных изобразительных техник рисования. У детей возрос интерес к различным техникам рисования, в т.ч. и нетрадиционным. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
Экспериментальная работа показала, что в соответствии со своими выразительными и техническими возможностями каждая группа отобранных нами техник может быть использована для решения определенных педагогических задач обучения дошкольников изобразительному творчеству, а также создания разнообразных выразительных образов.
В результате исследовательской работы выделилось несколько направлений, требующих дальнейшего изучения. Во-первых, это необходимость изучения проблемы формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник в детском рисунке. . Во-вторых, теоретической разработки и обоснования требуют педагогические условия использования в детском изобразительном творчестве нетрадиционные техники, не вошедших в наше исследование ( набрызг, кляксография, диатипия,граттаж и др.), смешанных техник, а также вопросы их влияния на формирование выразительного образа
На основе теоретического анализа современного состояния проблемы исследования, а также реализации экспериментальной работы, обеспечивающей развитие навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста и результаты контрольного эксперимента, подтверждающих ее эффективность можно выделить следующее:
Список литературы