Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Целью 2 этапа  было  знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник, развитие умений создания выразительных образов в различных нетрадиционных техниках рисования.

  На 3 этапе произошло  совершенствование умений и навыков нетрадиционных техниках  рисования, освоение умений самостоятельно выбирать художественные темы, образы, сюжеты для рисования,

Предполагается использование  изобразительных техник, таких как: техника «свеча + акварель», монотипия; пальцевая техника, тычок полусухой кистью, техника ниткографии, техника рисования «по-сырому», печать поролоном, которые позволяют активизировать игры -  экспериментирования с материалами, создавать интересные  образы, при невысоком уровне развития  технических и изобразительно-выразительных умений.

 Данный проект предполагает  реализацию в течение 4 месяцев  и подразумевает выполнение педагогических условий: создание динамичной предметно-развивающей среды, её обеспечение необходимыми инструментами и материалами и повышение компетентности  педагогов в данном вопросе.

Успешной реализации данной работы способствовали методы и приемы, направленные на обогащение сенсорных впечатлений дошкольников, накопление ими опыта экспериментирования с различными материалами и инструментами, освоение способов создания интересных выразительных образов, сотворчество педагога и детей;

Результаты контрольного эксперимента показывают динамику в освоении как традиционных, так и нетрадиционных техник рисования детьми. Данная технология дает детям наиболее полное представление о выразительных возможностях различных материалов, способствует выработке разнообразных технических умений и навыков, дает свободу творческого выражения. В рисунках стали преобладать интересные выразительные образы, дети стали более уверены и самостоятельны в их замысливании, в выборе средств и способов реализации собственных замыслов.

  Результаты опытно-экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу о  возможности использования в старшем дошкольном возрасте нетрадиционных изобразительных техник рисования. У детей возрос интерес к различным техникам рисования, в т.ч. и нетрадиционным.  Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

  Экспериментальная работа показала, что в соответствии со своими выразительными и техническими возможностями каждая группа отобранных нами техник может быть использована для решения определенных педагогических задач обучения дошкольников изобразительному творчеству, а также создания разнообразных выразительных образов.

В результате исследовательской работы выделилось несколько направлений, требующих дальнейшего изучения. Во-первых, это необходимость изучения проблемы формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник в детском рисунке. . Во-вторых, теоретической разработки и обоснования требуют педагогические условия использования в детском изобразительном творчестве нетрадиционные техники, не вошедших в наше исследование ( набрызг, кляксография, диатипия,граттаж и др.), смешанных техник, а также вопросы их влияния на формирование выразительного образа

На основе теоретического анализа  современного состояния проблемы исследования, а также реализации экспериментальной  работы, обеспечивающей развитие навыков  рисования у детей старшего дошкольного  возраста и результаты контрольного эксперимента, подтверждающих ее эффективность можно выделить следующее:

  • в содержании образовательного процесса ДОУ, в повседневной жизни детей дошкольного возраста, необходимо вводить разнообразные формы, методы и приемы, способствующие развитию у старших дошкольников навыков рисования;
  • деятельность воспитателя должна быть направлена на создание условий, включающие в себя планирование работы по развитию навыков рисования не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии \Ю.А. Афонькина, Г.А.Урунтаева.- М.: Просвещение, 1995. - 24 с.
  2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству. Новосибирск, 1993. – 98 с.
  3. Венгер Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983, № 2. С. 94-98.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение 1991. - 89с.
  5. Ветлугина Н.А. Ребенок и изобразительное творчество. М.: 1987.- 168 с.
  6. Гоманов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 133с.
  7. Григорьева  Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. 36-46 с.
  8. Григорьева  Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М., 1999 - 344с.
  9. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2006.- 79 с.
  10. Доронова, Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992.- 203 с.
  11. Доронова Т. Н. Развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.- 79 с.
  12. Дубровская, Н.В. Игры с цветом. СПб.: Детство - пресс, 2005.- 48 с.
  13. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. С-Пб, «Детство-Пресс», 2002.- 65 с.
  14. Евдокимова, М. Волшебные краски. М.: Школьная пресса, 2003. - 72 с.
  15. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  16. Дрезнина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. - М.: Искатель, 1998. - 79 с.
  17. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.-88 с.
  18. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - 240 с.
  19. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.: 1996. - 68 с.
  20. . Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. Просвещение, 1991. - 140 с.
  21. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. – 85 с.
  22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2. – 57-63 с.
  23. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9, - 56-58 с.
  24. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: – М.: Просвещение, 1987.- 69 с.
  25. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует. - М.: Советский художник, 1980. - 79с.
  26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельно<span class="dash041e_0431_044b_0447_0

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста