Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа
В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.
Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71
Одним из значимых показателей освоения изобразительной деятельности является создание детьми выразительного образа.
Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская).
Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.
Психолого-педагогические основы формирования выразительного образа в детском творчестве исследованы в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и др. Они раскрыли особенности создания образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как особую форму изображения и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений.
Особый интерес у педагогов и психологов вызывает проблема образной выразительности в детском творчестве (Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, В.С. Мухина и др. Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста: в декоративном рисовании (Н.С.Александрова, Л.Г.Васильева, О.С. Дронова, А.В. Молчева и др.), специально организованной аппликационной деятельности (С.В.Иванникова, О.Р.Лагутина, Е.С. Рогалева и др.), лепке (Н.А.Курочкина, И.А.Лыкова и др.), детском творческом конструировании (Т.Ф.Панфилова, Л.А.Парамонова и др.). Анализ исследований последних лет показал, что выразительность образов в рисовании формируется у дошкольников разными средствами: на основе восприятия иллюстраций детских книг (Л.П.Бочкарева, Р.А. Мирошкина), применения нетрадиционных художественных техник (А.А.Лукашова, А.Ильина ), усвоения дошкольниками системы художественных эталонов (С.В.Погодина), средствами графических способов изображения (О.В.Мельникова).
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.
Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности старших дошкольников:
Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке».
Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи, в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.
Средствами, с помощью которых дети дошкольного возраста создают образ в рисунке, являются цвет, композиция, линия. Большое внимание уделялось изучению таких выразительных средств детского рисунка, как цвет (В.С. Мухина, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Казакова), композиция (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин).
Цвет занимает особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми. Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных выразительных средств в рисовании наиболее полно раскрыто в исследованиях Л.В. Пантелеевой, Р.Н. Смирновой, А.А Мелик-Пашаева.
А.А Мелик-Пашаев обосновал способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости. Пантелеева Л.В. разработала методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также колористическими основами дизайна.
Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными - нелюбимых героев, объектов, явлений и т.д. Мухина считает: «Цвет, как выразительное средство используется ребёнком для характеристики изображаемого персонажа, для выражения своего к нему отношения».
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева
в своих исследованиях
Другое средство выразительности, используемое дошкольником - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.
Композиция,
ритм, а также связанные с ними темп и динамика
являются побудителями и выразителями
эстетического отношения в художественной
деятельности детей дошкольного возраста. Е. В. Шорохов отмечает,
что композиция является средоточием
идейно-творческого начала, позволяющего
автору целенаправленно организовывать
главное и второстепенное и добиться максимальной
выразительности содержания и формы в
их образном единстве, причем это характерно
не только для профессиональных художников,
но и для детей дошкольного возраста.
В исследованиях
природы эстетических чувств и генезиса
эстетического сознания высказано предположение
о ритме как первооснове чувства красоты.
Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского
об особенностях и динамике чувства
ритма в художественном творчестве детей,
сделанные на основе анализа типических
параллелизмов индивидуального и родового
развития человека.
В
выразительном рисунке форма
служит средством передачи
Исследования
педагога детского творчества
Н. Курочкиной показывают, что
у детей 5-7 лет наблюдается
уже сознательное
Современные
программы ДОУ о задачах
Многие современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса.
К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л. А. Венгера и т.д.), «Детство» (под рук. Т. И. Бабаевой, И. А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т. И. Даронова) и др.
Если все
вышеперечисленные программы
В современных
образовательных учреждениях
Одна из таких программ «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет – цветные ладошки». Автор – Лыкова И.А. (приложение 1).
Органической частью программы является формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности детей. Лыкова И.А. считает, что в детском саду дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами (карандашами, кисточками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь освоения действительности в дошкольном детстве.
Данная программа создана не так уж давно, но уже активно используется в дошкольных образовательных учреждениях разных городов, в т.ч. и в Санкт-Петербурге. Программа «Цветные ладошки» используется в ДОУ №57, который является базой исследования. В своей опытно-практической работе, мы использовали различные формы работы данной программы такие как: занятия, игры - экспериментирования, дидактические игры. Итак, можно сделать вывод, что программа «Цветные ладошки» очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников, используются на занятиях различные формы работы.
Таким образом, анализ исследований и литературы показывает значимость проблемы формирования выразительности образов в рисовании. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.
1.2.Художественные
техники как средство создания
выразительного образа в
Изобразительная техника – совокупность технических и выразительных приемов создания художественного образа в определенном материале (виды по материалам: акварельные, использование гуаши, карандаша, сангины) и использования материалов ( кляксография, граттаж, ладонь, выдувание из трубочки, ниткография и т.п.).
Рисование в детском саду - художественно-творческая деятельность, так же как и деятельность художника - включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить и рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Т.С.Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.