Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, доклад
Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.
Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования.
Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.
Гендерное воспитание в школе
Автор: ket-met.ru, 23 Май 2011 • 21 Отзывов нет
Одно из современных направлений педагогики является становление новой отрасли научных знаний — гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола. Гендерное воспитание в школе затрагивает коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола.
Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.
Политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания в школе, которое основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.
В настоящее время
Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования.
Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.
Гендерный подход предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.
Целью гендерного воспитания в школе должно быть преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки.Внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
Непосредственно в воспитании гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.
Представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя, а в том, что они вынуждены сталкиваться со сложным миром меняющихся гендерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность — вот задачи гендерного воспитания в школе.
Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи, а также в сфере подготовки специалистов, которые профессионально занимаются ее образованием.
А это:
Специфика университета предполагает теоретическую направленность образования, его ориентацию на обсуждение фундаментальных проблем в области гендерных подходов в образовании.
Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории также влияют на гендерную социализацию студентов. Так, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнования за оценки поощряют, прежде всего, развитие маскулинных качеств личности. От этого страдают как юноши, так и девушки, поскольку у них слабо развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать проблемы.
Вместе с тем скрытый учебный план может быть изменен в сторону демократии и гуманизма.Советы для вузовских преподавателей, которые желают создать атмосферу толерантности и равноправия на своих занятиях. С этой целью создан проверочный лист, который содержит вопросы для самоанализа лекций и содержания преподаваемого курса, а также интеракции в учебной аудитории.
Цель гендерного воспитания в школе — воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.
Цель данного курса — формирование гендерного самосознания студентов как условия осуществления успешной гендерной социализации, профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности, внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения. В качестве задач курса выступают: осознание и коррекция гендерных стереотипов сознания, значимости проблемы воспитания в себе качеств толерантной личности, развитие способности к принятию разных видов гендерной идентичности, усвоение модели толерантного поведения в гендерных отношениях.
В качестве ведущих целей актуальности гендерного воспитания выступают: расширение профессиональных знаний и умений педагогов в области гендерной педагогики и психологии; формирование направленности гендерного самосознания педагогов и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.
Реализация данной цели производится посредством решения следующих задач: исследования и коррекции в сознании педагогов наиболее жестких гендерных стереотипов; формирования представления о гендерном подходе в образовании; развития способности к безусловному принятию различных видов гендерной идентичности; формирования потребности в самообразовании в вопросах гендерной проблематики.
Гендерное измерение в педагогике
Автор: ket-met.ru, 09 Янв 2012 • 15 Отзывов нет
В последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития.
В педагогической теории до
сих пор отсутствует
Рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «полоролевая социализация» и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова «пол».
Надо также отметить, что в советском обществе любые вопросы, связанные с полом, были в большой степени табуированными. Половое воспитание находилось на периферии воспитания.
Гендерный подход воспитания в школе
Автор: ket-met.ru, 09 Янв 2012 • 15 Отзывов нет
В данный момент школа является одним из основных институтов гендерной социализации мальчиков и девочек. Сегодня же школа активно воспроизводит лишь сложившиеся веками гендерные стереотипы. Какую же альтернативу обычному воспитанию может предложить гендерный подход воспитания в школе?
Гендерный подход воспитания в школе на сегодняшний день выделяет несколько направлений работы с детьми в школе по дополнению и расширению возможностей их социализации:
• дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков — к самообслуживанию);
• организация опыта
• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;
• создание с девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов);
• создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, обмен ролями);
• сюда же можно добавить привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.
Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Упражнения по гендерному воспитанию в семье
Автор: ket-met.ru, 07 Апр 2012 • 15 Отзывов нет
Гендерное воспитание в семье — это дать почувствовать девушкам себя женщиной, юношам — мужчиной. Поэтому можно предложить родителям дома актуализировать тему гендерного воспитания следующими упражнениями:
Упражнение 1. Заведите специальные дневнички и пишите туда с ребёнком положительные качества себя как представителя пола и свои личные качества в независимости от пола. Важно осторожно относиться к стереотипам. Я имею право быть таким какой есть, я могу быть чувственным мальчиком, а девочка может быть лидером и тп.
Упражнение 2. Возьмите пластилин и слепите фигуру своего пола. Лучше при этом включить музыку и лепить столько долго сколько хочется. Когда слепили, то постарайтесь поговорить с ребёнком о фигурке. Просто опишите. Проводите обсуждение, задавайте вопросы. Аккуратно задавайте вопросы и больше слушайте чем расспрашивайте.