Гендерное воспитание в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:06, доклад

Описание работы

Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.
Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования.
Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.

Файлы: 1 файл

Гендерное воспитание в школе.docx

— 22.85 Кб (Скачать файл)

Гендерное воспитание в школе

Автор: ket-met.ru, 23 Май 2011 • 21 Отзывов нет

Одно из современных направлений  педагогики является становление новой отрасли научных знаний — гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола. Гендерное воспитание в школе затрагивает  коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола.

Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом  нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.

Политика государства  опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания в школе, которое основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.

В настоящее время образовательные  учреждения  отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус мужчин и женщин.

Создание условий для  максимальной самореализации юношей и  девушек в процессе педагогического  взаимодействия является важнейшей  целью гендерного образования.

Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.

Гендерный подход предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Целью гендерного воспитания в школе должно быть преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки.Внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.

Непосредственно в воспитании гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых,  их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.

Представители разных полов  нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя, а в том, что они вынуждены  сталкиваться со сложным миром меняющихся гендерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность — вот задачи гендерного воспитания в школе.

Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи, а также в сфере подготовки специалистов, которые профессионально занимаются ее образованием.

А это:

  • коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • введения специальных курсов в систему подготовки педагогических кадров школ и высших учебных заведений;
  • разработки гендерно ориентированных учебников для средней школы, направленных на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
  • обеспечения научно-методической базы.

Специфика университета предполагает теоретическую направленность образования, его ориентацию на обсуждение фундаментальных  проблем в области гендерных подходов в образовании.

Стиль преподавания, формы  коммуникации в учебной аудитории  также влияют на гендерную социализацию студентов. Так, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнования за оценки поощряют, прежде всего, развитие маскулинных качеств личности. От этого страдают как юноши, так и девушки, поскольку у них слабо развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать проблемы.

Вместе с тем скрытый  учебный план может быть изменен  в сторону демократии и гуманизма.Советы для вузовских преподавателей, которые желают создать атмосферу толерантности и равноправия на своих занятиях. С этой целью  создан проверочный лист, который содержит вопросы для самоанализа лекций и содержания преподаваемого курса, а также интеракции в учебной аудитории.

Цель гендерного воспитания в школе — воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.

Цель данного курса  — формирование гендерного самосознания студентов как условия осуществления успешной гендерной социализации, профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности, внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения. В качестве задач курса выступают: осознание и коррекция гендерных стереотипов сознания, значимости проблемы воспитания в себе качеств толерантной личности, развитие способности к принятию разных видов гендерной идентичности, усвоение модели толерантного поведения в гендерных отношениях.

В качестве ведущих целей актуальности гендерного воспитания выступают: расширение профессиональных знаний и умений педагогов в области гендерной педагогики и психологии; формирование направленности гендерного самосознания педагогов и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.

Реализация данной цели производится посредством решения следующих  задач: исследования и коррекции в сознании педагогов наиболее жестких гендерных стереотипов; формирования представления о гендерном подходе в образовании; развития способности к безусловному принятию различных видов гендерной идентичности; формирования потребности в самообразовании в вопросах гендерной проблематики.

Гендерное измерение в педагогике

Автор: ket-met.ru, 09 Янв 2012 • 15 Отзывов нет

В последнее десятилетие  именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития.

В педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности, общества.

Рождение новых педагогических терминов связано с тем, что иные, на первый взгляд, близкие по значению термины: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «полоролевая социализация» и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и неадекватные коннотации слова «пол».

Надо также отметить, что  в советском обществе любые вопросы, связанные с полом, были в большой степени табуированными. Половое воспитание находилось на периферии воспитания.

Гендерный подход воспитания в школе

Автор: ket-met.ru, 09 Янв 2012 • 15 Отзывов нет

В данный момент школа является одним из основных институтов гендерной социализации мальчиков и девочек. Сегодня же школа активно воспроизводит лишь сложившиеся веками гендерные стереотипы. Какую же альтернативу обычному воспитанию может предложить гендерный подход воспитания в школе?

Гендерный подход воспитания в школе на сегодняшний день выделяет несколько направлений работы с детьми в школе по дополнению и расширению возможностей их социализации:

• дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков — к самообслуживанию);

• организация опыта равноправного  сотрудничества мальчиков и девочек  в совместной деятельности;

• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

• создание с девочками  опыта самопоощрения и повышения самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов);

• создание условий для  тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, обмен ролями);

• сюда же можно добавить привлечение обоих родителей (а  не только матерей) к воспитанию детей.

Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Упражнения по гендерному воспитанию в семье

Автор: ket-met.ru, 07 Апр 2012 • 15 Отзывов нет

Гендерное воспитание в семье — это дать почувствовать девушкам себя женщиной, юношам — мужчиной. Поэтому можно предложить родителям дома актуализировать тему гендерного воспитания следующими упражнениями:

Упражнение 1. Заведите специальные  дневнички и пишите туда с ребёнком положительные качества себя как представителя пола и свои личные качества в независимости от пола. Важно осторожно относиться к стереотипам. Я имею право быть таким какой есть, я могу быть чувственным мальчиком, а девочка может быть лидером и тп.

Упражнение 2. Возьмите пластилин  и слепите фигуру своего пола. Лучше  при этом включить музыку и лепить столько долго сколько хочется. Когда слепили, то постарайтесь поговорить с ребёнком о фигурке. Просто опишите. Проводите обсуждение, задавайте  вопросы. Аккуратно задавайте вопросы  и больше слушайте чем расспрашивайте.


Информация о работе Гендерное воспитание в школе