Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:07, реферат
Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7
1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12
2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16
2.2 Гендерный подход в учебном процессе 20
2.3 Рекомендации по гендерному воспитанию учащихся. 24
Приложение 1: Гендерная компетентность педагога 28
Приложение 2: Глоссарий основных рабочих понятий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-
1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании 7
1.2 Специфика гендерного образования в современных условиях 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 12
2.1 Семейное воспитание детей с учётом гендерной дифференциации 16
2.2 Гендерный подход в учебном
процессе
2.3 Рекомендации по гендерному
воспитанию учащихся.
Приложение 1: Гендерная компетентность
педагога
Приложение 2: Глоссарий основных
рабочих понятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В энциклопедических источниках педагогика определяется как наука о закономерностях воспитания человека, в содержание которого входит и обучение, но как часть большого целого. Не будет существенным преувеличением сказать, что в отечественной системе школьного образования воспитание принесено в жертву обучению, которое выступает приматом не только в деятельности большинства школ, но и во всем образе жизни ребенка. Гендерная педагогика, построенная на учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержания, методов обучения, организации школьной жизни, общения, школьных традиций, культуры и др.), способна восполнять дефицит воспитания детей в школе и может направлять его в русло решения значимых для современного общества социальных задач.
В школу ежегодно приходят не просто дети, а мальчики или девочки со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с разными установками, типами характера, поведения, разные по своему биологическому возрасту. Школа же готовится к встрече с детьми, но не с мальчиками и девочками. В педагогической и психологической литературе все усреднено. Считается, что в определенном возрасте ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Однако при этом пол ребенка совершенно не учитывается. Нет ни подходов в обучении, ни специальных программ или методик именно для мальчиков или девочек. Школа нивелирует различия, обучая всех одинаково. Хотя учителя интуитивно чувствуют разницу, реагируя различным отношением к мальчикам и девочкам.
Поэтому одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей учащихся.
Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.
Особенно важно, что реализация гендерного подхода к обучению школьников требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует
овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей учащихся.
Теоретическое исследование проблемы гендерного подхода к обучению школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников.
Объект исследования: гендерное воспитание.
Предмет исследования: реализация гендерного воспитания в современном педагогическом процессе.
Цель исследования: изучить сущность, специфику, пути реализации гендерного воспитания в педагогическом процессе.
Задачи:
• рассмотреть гендерный подход в образовании как научно-педагогическая проблема;
• раскрыть специфику гендерного воспитания в современных условиях;
• определить пути реализации гендерного воспитания в педагогическом процессе;
• предложить практические рекомендации по гендерному воспитанию учащихся.
Гипотеза исследования: продуктивность учебного процесса обеспечивается внедрением гендерного подхода к обучению школьников.
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, наблюдение.
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНО-
Одной из важнейших задач современной школы является социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Одним из ее видов, существенно сказывающимся на будущем воспитанников, является гендерная социализация.
Под гендерной социализацией в педагогике понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.
Сущность ее, согласно А.В.
Мудрику, заключается в том, что
мальчики и девочки, развиваясь в
условиях жизни конкретного общества,
усваивают и воспроизводят
Важнейшим институтом образования, играющим определяющую роль в процессе гендерной социализации личности, является школа. Именно здесь учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений.
Однако, по мнению ряда ученых (И.С. Кона, А.В. Мудрика, Р.Сабирова и др.), школьное образование индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. «Четыре элемента педагогической системы -цели, содержание, методология и формы обучения - традиционно «бесполые»».
Педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, согласно Л.В. Штылевой, нуждаются в осмыслении и корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.
Благодаря традиционному механизму гендерной социализации происходит усвоение на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов маскулинности и фемининности. Отметим, что необратимые социальные сдвиги в гендерных отношениях в обществе вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и фемининности, которые, выступая ориентиром гендерной социализации молодежи, в настоящее время очень противоречивы. В современных идеалах маскулинности и фемининности, во-первых, переплетаются как традиционные, так и современные черты, а во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций.
Вместе с тем, школа
продолжает воспроизводить сложившиеся
веками патриархальные стереотипы и
стандарты традиционной культуры в
отношении женственности и
1. Ломка традиционной гендерной стратификации, приводящая к ослаблению полярности женской и мужской ролей.
2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и фемининности.
3. Трансформации в брачно-
4. Крах традиционных сексистских установок в отношении женщин.
5. Признание сексуальности
как неотъемлемого качества
В связи с этими изменениями педагогике необходимо скорректировать свои позиции в гендерной социализации воспитанников. И не случайно, в последние годы предметом обсуждения зарубежных и отечественных педагогов все чаще становится гендерное образование.
«Гендерное образование не должно строиться на позиции противопоставления «мальчик - девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка», - подчеркивает С. Шаронова.
Поэтому все более активное развитие получает новая отрасль педагогических знаний, именуемая гендерной педагогикой. Она основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию полоролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, независимо от пола.
Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению ребенком гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.
Свободному развитию личности,
становлению индивидуальности мешают
исторически сложившиеся
Следовательно, встает задача индивидуализации гендерной идентичности и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым воспитанником. В связи с этим педагогической науке в ближайшее время предстоит осмыслить психолого-педагогические условия для воспитания девочек и мальчиков, юношей и девушек, которые будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, что в свою очередь предполагает активное педагогическое содействие ребенку в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.
1.1 Исторические аспекты гендерных проблем в образовании
Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля.
Платон Афинский стоял на позициях общего обучения. Он считал, что общественное воспитание детей может быть положено как на мужнин, так и на женщин. Хотя природа женщины другая, чем у мужчины, не влияет на ее способность исполнять любые обязанности. Женщины, в зависимости от их способностей, могут быть философами и даже воинами. Платон подошел к идее равноправия статей. Противоречие заключается в том, что он считал женщину низшим существом, а любовь к ней - животным чувством, обусловленным необходимостью размножаться.
Аристотель придерживался идеи раздельного обучения мальчикам и девочкам. Аристотель считал, что мужчина и женщина имеют разную природу, не могут быть равные, поэтому должны иметь разные знания и умение. Каждый с них выполняет свои "естественные" обязанности не вмешиваясь в дела друг друга. Низменность статей обусловлена рождениям детей, поэтому назначение женщины воссоздавать потомство (первичное) и вести домохозяйство (вторичное).
При разработке воспитательных
концепций отношения мыслителей
к проблематике пола постепенно переместилось
со сферы философии в сферу
общественного отношения. По мнению
большинства философов-
Жан-Жак Руссо выступил с революционными идеями воспитания женщин, хотя не считал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать в одинаковых условиях. Жан-Жак Руссо утверждал, что мужчин и женщин разные добродетели: женщине следует быть стеснительной, хитрой, кокетливой, мужчине - откровенным, прямим, добросовестным. Мужчина должен опираться только на собственные суждения, женщина - учитывать мысль других людей, мужчина не должен врать, а женщина обязана прикидываться. Он выступил против того, чтобы девочек учили только введению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Французский философ подчеркивал, что природа, которая дарила женщине утонченный ум, требует, чтобы женщина мыслила, имела свое суждение и проявляла заботу о своем умственном развитии.